Барабанов М. Современное состояние и перспективы развития российского флота. – М.: Российское представительство Центра оборонной информации, 2006, 64 с.
Центр оборонной информации (ЦОИ) был создан в Вашингтоне еще в 1972 году. Но лишь в 2001-м открывается его филиал в Москве. Спустя четыре года на базе ЦОИ организуется Всемирный институт безопасности (ВБИ, Центр оборонной информации – его основное подразделение).
Российское представительство ЦОИ ставит перед собой три равные по значимости задачи. Во-первых, проводить собственные исследования по актуальным вопросам внешней и оборонной политики. Во-вторых, привносить в международные аналитические работы по актуальным мировым проблемам российские взгляды и подходы. В-третьих, делать более доступными результаты разработок ВБИ и ЦОИ для российских политиков, ученых, экспертов, журналистов.
О том, каким вопросам посвящен доклад Михаила Барабанова, можно судить уже по его названию. В нем рассматриваются современное состояние и перспективы развития основных составляющих ВМФ России: стратегических ядерных сил, подводных и надводных кораблей, вспомогательных судов и морской авиации. Приведены характеристики флотов и Каспийской флотилии.
По мнению автора, основополагающие документы, отражающие взгляды российского руководства страны на будущее ВМФ, – «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года» и «Морская доктрина Российской Федерации» – отличает размытость формулировок, конкретные задачи перед флотом в них не ставятся. Михаил Барабанов называет основные направления строительства МСЯС и сил общего назначения ВМФ.
Весьма тщательно подошел автор к оценке положения дел в атомном подводном флоте России. Так, отмечено в докладе, неблагополучной оказалась судьба ПЛАРБ проекта «Тайфун». Эти самые большие в мире субмарины (водоизмещение 25 000 тонн) одновременно и самые дорогие в эксплуатации и ремонте. Их твердотопливные ракеты Р-39 имеют быстро истекающий срок хранения, а производство связано с украинским «Южмашем». В результате ВМФ располагает всего лишь десятком этих МБР – половиной боекомплекта одной лодки. И тот на два корабля – ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», что делает бессмысленным их боевое дежурство.
Вслед за обвальной ликвидацией надводных кораблей в 1990-е годы, после 2010-го ВМФ ожидает следующая массовая волна списания. Балтийский и Черноморский флоты фактически уже утратили боевое значение. Единственный авианосный корабль «Адмирал Кузнецов» за неимением береговой инфраструктуры базируется на судоремонтном заводе. Но он пока еще послужит сохранению опыта палубной авиацией.
Сейчас наглядно видны ошибки советского флотского строительства. Главная беда – несоразмерная затратность, низкая надежность двигательных установок и моральное устаревание. Многие корабли, считающиеся флагманами и гордостью Отечества, выполняют больше ритуально-демонстрационные функции, а не боевые.
В приложениях к докладу дана разнообразная статистика: динамика изменения численности корабельного состава отечественного ВМФ в 1986–2006 годы, количество подводных лодок различных проектов, надводных боевых кораблей и катеров. Помещена также таблица с перечнем кораблей и судов, строительство которых либо продолжается, либо недавно завершено.