Недавно в статусе Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) Минобороны России произошли важные изменения. Оно теперь не находится в ведении Тыла Вооруженных сил, а подчиняется: в мирное время – министру обороны, в военное – начальнику Генерального штаба. Это предусмотрено директивой № Д-17 «О мерах по совершенствованию организации деятельности медицинской службы ВС РФ».
КОРЕННОЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ
Чем же была обусловлена данная мера? Как отметил на встрече с журналистами начальник ГВМУ генерал-полковник медицинской службы Игорь Быков, выявилось устойчивое коренное различие в системах материального и медицинского обеспечения в технологическом плане. Если первая сегодня построена по принципу периодического (1–2 раза в сутки) подвоза и снабжения, то вторая должна непрерывно (днем и ночью) вести розыск раненых, их эвакуацию, поэтапное, последовательное и преемственное оказание медицинской помощи при решающем факторе времени. Практика показывает: при непосредственном подчинении командующему, командиру задача будет решаться наиболее эффективно, и цена этому – тысячи спасенных жизней.
В ходе аналитической работы было выявлено и другое: в мирное время управление медицинским обеспечением, войдя в 1997 году в систему управления Тылом, в значительной мере утратило оперативность и оказалось перегруженным несвойственными задачами. Вдобавок, о какой эффективности и конечных результатах медицинского контроля и санитарно-эпидемиологического надзора за объектами и деятельностью Тыла могла идти речь, когда врач или эпидемиолог в своей служебной деятельности полностью зависел от заместителя командира по тылу?
– На протяжении всей истории существования регулярной русской армии, – напомнил генерал-полковник Игорь Быков, – коренным принципом управления медицинской службой являлось ее непосредственное подчинение командирам на всех уровнях. В Уставе внутренней службы ВС РФ только у двух должностных лиц – командира и начальника медицинской службы – в обязанностях записано, что они отвечают за принятие мер по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава.
МИЛЛИОНЫ ПАЦИЕНТОВ
О масштабе же деятельности ГВМУ можно судить по следующим цифрам. На медицинском обеспечении Министерства обороны России сейчас состоят 6,241 млн. человек – военнослужащие, военные пенсионеры и члены их семей. Численность персонала медицинской службы Вооруженных сил РФ – более 130 тыс. человек, из которых 16 тысяч – офицеры (по штатам должно быть 16,5 тыс.). Для обеспечения прикрепленных контингентов она имеет в своем распоряжении 203 военных госпиталя на более чем 52 тыс. коек, 4 клиники военно-медицинских учебных заведений; 279 амбулаторно-поликлинических учреждений и подразделений, рассчитанных на 55 тыс. посещений в смену; 46 санаториев и домов отдыха. Затраты на военное здравоохранение России в 2006 году составили 6,6 млрд. рублей (0,8% от бюджета Минобороны), в том числе 3,6 млрд. – на содержание лечебных учреждений МО.
Ежегодно в военных госпиталях и клиниках стационарное лечение проходят более 800 тыс. военнослужащих; в амбулаторно-поликлинических учреждениях регистрируется более 14 млн. посещений, выполняется около 5 млн. лечебных процедур и около 16 млн. диагностических исследований, проводится более 100 тыс. амбулаторных хирургических операций. В дневных стационарах и стационарах на дому ежегодно получают медицинскую помощь более 52 тыс. больных при средней длительности лечения около 8 дней.
За последние три года организационно-штатная структура системы медицинского обеспечения Вооруженных сил претерпела существенные изменения. Было сокращено около 5 тыс. неразвернутых и неэффективно работающих коек, расформировано 19 военных госпиталей и лазаретов с загрузкой коечного фонда менее 50%, обеспечивающих менее 1 тыс. военнослужащих. Данные мероприятия приносят ощутимый экономический эффект бюджету российского военного ведомства.
Анализ показывает, что для окончательной оптимизации структуры военной медицинской службы необходимо в течение 2007–2008 годов дополнительно сократить около 2 тыс. неэффективно работающих коек, сделав при этом акцент на развитие сети дневных стационаров поликлиник, где койка обходится в 7,2 раза дешевле, а результаты лечения не хуже.
Особое место в медицинском обеспечении ВС РФ занимает санаторно-курортное лечение. Оно фактически является главным в системе реабилитационно-восстановительных мероприятий и позволяет значительно ускорить возвращение в строй военных профессионалов как в мирное, так и в военное время, сократить число инвалидов и отдаленных осложнений. Для выполнения поставленных задач Минобороны России располагает 46 санаторно-курортными учреждениями. В 2006 году санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в ВС было охвачено более 192,2 тыс. человек, в том числе в военных санаториях более 168,7 тыс. человек.
Игорь Быков сообщил, что санатории Минобороны России – в отличие от здравниц большинства других ведомств, которые больше напоминают гостиницы, – располагают мощными, специализированными под различные виды патологии лечебными комплексами.
ЛИКВИДАЦИЯ «МЕСТНИЧЕСТВА»
В «Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», утвержденных президентом России семь лет назад, сформулирована задача перехода к межведомственной унифицированной системе медицинского обеспечения. Одна из основных проблем ее решения – оптимизация сети военно-лечебных учреждений и создание территориальной системы медицинского обеспечения в самом Министерстве обороны РФ. ГВМУ исходит из необходимости совершенствования системы медицинского обеспечения с целью ликвидации параллелизма и дублирования деятельности военно-медицинских учреждений, повышения социальной защищенности военнослужащих, независимо от места службы.
Ныне, однако, близка к оптимальной лишь загрузка военных госпиталей центрального подчинения. Чего нельзя сказать о военных госпиталях видов и родов войск Вооруженных сил, главных и центральных управлений: там она существенно ниже. Это свидетельствует о недостаточно рациональном использовании ресурсов данных госпиталей. Анализ показывает, что их организационно-штатная структура не в полной мере отвечает структуре заболеваемости прикрепленных контингентов и требует коренного пересмотра с сокращением незагруженных коек.
Другой причиной неэффективного использования военно-лечебных учреждений в видах и родах войск ВС РФ является «местничество». Зачастую эвакуация больных из соединений и частей видов ВС осуществляется только в «свои» госпитали вне зависимости от их удаленности. При этом возможности близлежащих военных госпиталей окружного подчинения не учитываются и не используются. И это несмотря на то, что в соответствии с требованиями руководящих документов медицинское обеспечение ВС РФ реализуется по территориальному принципу, – независимо от принадлежности обслуживаемого личного состава.
Показатели загрузки в военных санаториях и домах отдыха видов и родов войск Вооруженных сил также ниже, чем в санаторно-курортных учреждениях центра. Прежде всего это связано с недостаточным развитием их материально-технической базы, что приводит к сезонной их недогруженности. В подходах к решению задач реформирования узковедомственные интересы доминируют над интересами государства.
Сегодня 27% военно-медицинских учреждений находится в подчинении главнокомандующих видами Вооруженных сил, командующих родами войск, начальников главных и центральных управлений МО. Такое положение дел крайне негативно сказывается на решении вопросов, связанных с оптимизацией организационной структуры медслужбы, ликвидацией дублирующих объектов ее инфраструктуры.
Вот почему 6 июня начальник Генерального штаба подписал директиву о передаче в подчинение начальника медицинской службы Вооруженных сил РФ военно-медицинских учреждений видов (родов) войск ВС, главных и центральных управлений Минобороны РФ. К 1 января 2008 года в состав медицинской службы будет переведено 58 военно-медицинских частей и учреждений, 39 из них – в центральное подчинение, 19 – в подчинение начальников медицинской службы округов (флотов) по территориальному признаку.
Каковы же приоритетные направления в дальнейшей деятельности ГВМУ? Это создание системы медицинского обеспечения разновидовых войск (сил), приведение состава и структуры медицинской службы ВС РФ в соответствие с боевым составом Российской армии и решаемыми на военное время задачами. Необходимо дальнейшее развитие комплекса медицинских сил и средств постоянной готовности. Важной задачей своей службы ее руководитель считает совершенствование нормативной правовой базы военного здравоохранения, реформирование системы подготовки и распределения военно-медицинских кадров, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия войск, создание и модернизация технических средств медицинской службы.
Генерал Быков настроен оптимистически. По его мнению, все задачи, стоящие перед военными медиками на новом этапе развития их службы, будут выполнены в срок и с высоким качеством. Проведенная реорганизация и все намеченные меры в конечном счете должны послужить укреплению здоровья тех, кто служит, как и тех, кто уже отслужил, а также членов их семей.