0
3441
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

14.12.2007 00:00:00

Сам себе режиссер товарищ Сталин

Евгений Лисанов

Об авторе: Евгений Лисанов - журналист.

Тэги: сталин, кино, история, ссср


Рассуждая о роли кино в современной жизни, его влиянии на зрителя, мои знакомые кинематографисты припомнили такую байку. Как-то Иосифу Сталину показали американский фильм «Большой вальс», имевший колоссальный успех у зрителя. На кремлевского ценителя прекрасного картина произвела такое сильное впечатление, что он отклонил список советских кинематографистов, представленных к правительственным наградам. Заметив при этом, что когда советские деятели кино научатся делать подобные картины, тогда будут и награды.

ВЗГЛЯД НА РЕВОЛЮЦИЮ

Кино Сталин любил. Сначала фильмы крутили в зале Кинокомитета, что недалеко от Кремля, потом был сооружен специальный кинозал в Кремле. По воспоминаниям очевидцев, просмотру фильмов Хозяин посвящал два-три вечера в неделю, обычно после заседаний Политбюро.

Еще в двадцатые годы генсеку очень понравился фильм Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», а вот первоначальный вариант фильма «Октябрь» был отвергнут из-за наличия в нем кадров о Троцком. В начале 30-х мастер создает фильм «Бежин луг», в основу которого положена история с Павликом Морозовым. Но он не стал достоянием общественности. Как пишет Евгений Громов в книге «Сталин: власть и искусство», «генсек нашел фильм формалистичным, вычурным, что вызвало его большое раздражение». Фильм не просто не пустили в прокат, а уничтожили негативы.

Небезоблачно складывалась творческая судьба и другого известного советского кинорежиссера – Александра Довженко. Его фильм «Арсенал», рассказывающий об Октябрьской революции, чуть было не забодали украинские коллеги и партаппаратчики, так как националисты в нем изображены весьма отрицательно. Но вступился кремлевский цензор – ему картина понравилась.

Еще более негативно они восприняли фильм «Земля» (1930 г.) из-за того, что тот, как пишет Громов, тяготел «к романтическо-поэтической стилистике». В 1932 году вышел фильм «Иван». Реакция со стороны коллег и культчиновников была не менее суровой. Довженко даже обвинили в пособничестве фашизму. Режиссер вынужден был перебраться в Москву. Он пишет письмо Сталину с просьбой принять его. И уже через сутки беседует с генсеком, делится творческими планами. Идея создать фильм «Аэроград», рассказывающий о борьбе с вредителями и японскими диверсантами на Дальнем Востоке, всецело овладела последним. Он живо интересуется мельчайшими подробностями сценария, дает разъяснения, указания. Словом, оказывает всяческую поддержку.

В 1935 году фильм вышел на экраны страны и восторженно был принят зрителем. Высоко его оценил и вождь. После этого Довженко еще теснее сближается с советским лидером, его негласно считают фаворитом отечественной кинематографии. Он частенько общается со Сталиным. И тот однажды заказал ему картину об украинском Чапаеве – Николае Щорсе. Главный кинокритик страны высоко ставил «Чапаева» (Сергей и Георгий Васильевы). Генсек, по воспоминаниям очевидцев, много раз смотрел его. Картина считалась чуть ли не эталонной о Гражданской войне. А фильм о молодом командире Богунского полка нужен был вождю в первую очередь в пропагандистских целях. Необходимо было показать политическое и идеологическое единство России и Украины.

Довженко создали все условия для работы. Несколько раз переписывался сценарий. Сталин лично вносил поправки. Четыре года продолжалась работа над «Щорсом». И вот лента в прокате. Зрители ее приняли «на ура» (правда, не так сильно, как «Чапаева»). Ее оценили и «наверху»: режиссер был удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Отнюдь не всегда благоволила фортуна Михаилу Ромму. Считанные месяцы остаются до празднования 20-летнего юбилея Октября. Необходимо создать сильную, зрелищную картину к годовщине. В 1937 году он приступает к работе над фильмом «Ленин в Октябре». Времени катастрофически не хватает. Съемочная группа работает дни и ночи напролет.

6 ноября. Премьера на юбилейном вечере в Большом. Аплодировали и Сталин, и члены Политбюро. Казалось бы, дело сделано. Но не тут-то было. Ночью режиссеру позвонили и сообщили, что после повторного просмотра Сталин приказал доснять эпизоды о штурме Зимнего дворца и аресте Временного правительства, так как без них картина получается незавершенной. Через месяц «недостатки» были устранены.

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ

В середине 1930-х годов ситуация в Европе изменилась. В воздухе запахло войной. В создавшихся условиях необходимо было сплотить народ, показать историческую преемственность. Кинематографу в этом процессе отводилось значимое место. Так, на экранах появился фильм Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский». Над исторической тематикой работал и Эйзенштейн. Его фильм «Александр Невский» очень понравился вождю. Режиссера наградили орденом Ленина.

Сейчас многим известен фильм Пудовкина «Суворов». Однако мало кто знает, в каких муках он рождался. В 1939 году его запустили в производство. Но Сталин, прочитав сценарий, сделал ряд принципиальных поправок, замечаний. Картину пришлось доделывать в процессе работы. В конце 1940-го она вышла на экраны и была принята «на ура». Не осталась незамеченной и в Кремле. За нее и фильм «Минин и Пожарский» режиссера наградили Сталинской премией 1-й степени.

ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Удивительно, но факт: в предвоенные годы, когда у власти в Германии уже были фашисты, когда нападение на СССР казалось неотвратимым, в советском игровом кинематографе антифашистская тематика была представлена достаточно слабо. С 1936 по 1938 год сняли всего шесть картин («Борцы», «Карл Бруннер», «Борьба продолжается», «Болотные солдаты», «Профессор Мамлок», «Семья Оппенгейм»). В них изобличается фашизм, ярко показаны казни, погромы, пытки. Но к постановкам привлекаются отнюдь не самые сильные творческие кадры. В результате картины получились поверхностные как по сути, так и художественному выражению.

Причин здесь, думается, несколько. В 1939 году СССР заключил с Германией пакт о ненападении. В тех условиях советское руководство не хотело портить и без того непростые отношения с правителями третьего рейха. Из проката были изъяты антифашистские фильмы. Но есть и другие причины. Сталин, ненавидя фашизм, позволял делать соответствующие памфлеты, различного рода агитки, документальные фильмы. Но на худфильмы было наложено табу. Дело в том, что плакатная пропаганда приносит сиюминутный, кратковременный эффект. Она достаточно быстро забывается. А вот художественные картины по своему влиянию более эмоциональны, действенны на сознание, запоминаются надолго. В них зритель мог провести некоторые параллели, разглядеть в чем-то схожесть между диктатором Гитлером и вождем Сталиным, фашистской диктатурой в Германии и авторитаризмом в Советском Союзе.

Вот какой занятный пример приводит Евгений Громов. Дело было в самом начале войны. Режиссер Рошаль решил снять фильм о Гитлере, его приходе к власти «Убийца выходит на дорогу». К производству привлекаются Ромм, Эйзенштейн, Пудовкин. Но вдруг «сверху» пришел приказ свернуть съемки без каких-либо комментариев. Нетрудно догадаться, от кого исходила директива.

И ЭТО ВСЁ О НЁМ

Немало времени кинематографу уделял Верховный и во время войны. Он регулярно просматривал кинохронику. Но по-прежнему объектом особого внимания остаются художественные картины. Так, братья Васильевы задумали снять фильм по пьесе Алексея Толстого «Хлеб». В 1942 году двухсерийный фильм «Оборона Царицына» выходит в прокат. За первую серию режиссеры награждаются Сталинской премией 1-й степени. А вторую запрещают. Почему? По мнению известного российского киноведа Евгения Громова, во второй серии много внимания уделено борьбе Сталина с Троцким, что в 1942 году было неактуально. Ни к чему было показывать и близость вождя к маршалу Ворошилову, который в первые месяцы Великой Отечественной показал себя полностью неподготовленным к ведению войны нового типа.

О фильме Эйзенштейна «Иван Грозный» следует сказать особо. В январе 1941 года Жданов предложил мастеру сделать фильм о царе Иване. Режиссер с воодушевлением воспринял идею. Сталин одобрил сценарий. В 1944 году картина вышла на экраны страны. В 1946 году режиссер удостоен Сталинской премии 1-й степени. Тогда же была снята и вторая серия. А вот она очень не понравилась кремлевскому цензору. Вождь считал Ивана Грозного собирателем русских земель, борцом против иноземных захватчиков, а в фильме он показан человеком нерешительным, даже слабохарактерным. Он постоянно советуется со своим окружением, что абсолютно не соответствовало, по предсказаниям генсека, исторической правде.

Не меньшей обструкции были подвергнуты эпизоды с изображением опричнины. Кремлевскому критику не понравились колпаки: они почему-то вызывали ассоциации с ку-клукс-кланом. Но это частности. Хотя великий художник изобразил опричнину как явление, в общем-то, прогрессивное, но сами опричники получились настоящими дьяволами. Сравнения с чекистами напрашивались сами собой.

И тем не менее вождь дал согласие на продолжение работы над картиной. Но в 1948 году Эйзенштейн умер. Две серии картины сняты с показа. Лишь только после смерти кремлевского владыки фильм реабилитировали.

Любил ли вождь фильмы о самом себе, сказать сложно. За числом не гнались, предпочитая качество количеству. Наиболее яркие из них: «Ленин в Октябре» (М.Ромм, 1937 г.), «Великое зарево»(М.Чиаурели, 1938 г.), «Человек с ружьем» (С.Юткевич), «Ленин в 1918 году» (М.Ромм, 1940 г.), «Валерий Чкалов» (М.Калатозов, 1941 г.), «Сталинградская битва» (В.Петров, 1949 г.) и ряд других. За 16 лет (с 1937 по 1953 год) было сделано всего 18 фильмов. Во многих других генсек как бы незримо присутствует, появляясь то в эпизодах, то в репликах героев. Вождь полагал, что частое его мелькание на экране может снизить восприятие его значимости как государственного деятеля.

Но и он не смог удержаться от восхваления самого себя. В 1950 году вышел двухсерийный фильм «Падение Берлина» (М.Чиаурели). Не многие, наверное, знают, что одна из завершающих сцен была вписана по приказу генсека. Вот что пишет по этому поводу Константин Симонов в книге «Глазами человека моего поколения»: «┘Сталин┘ нарядный, непохожий на себя самого, среди встречающих его на аэродроме в Берлине ликующих людей. Кто знает, почему Сталин при его уме и иронии заставил вкатить в фильм эту чудовищную по безвкусице сцену, кстати, ничего общего ни с исторической действительностью┘ ни с его личностью, ибо он был в этом фильме┘ совершенно не похож на самого себя».

Следует отметить, что вождь в фильмах никогда не болел, не старел, он всегда оставался молодым, красивым, бодрым. Ему (не без ведома прототипа) придавался некий мифический характер получеловека-полубога, над которым силы природы не властны. Выходит, тщеславие, восхваление самого себя на экране отнюдь не претило генсеку. Он, можно сказать, даже руководил этими процессами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1821
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1708
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2805
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
3881

Другие новости