0
828
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

21.12.2007 00:00:00

Воздушных стратегов приковали к земле


Сегодня на вооружении Дальней авиации состоят стратегические бомбардировщики и ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. При этом турбовинтовые Ту-95 разработаны еще свыше 50 лет назад. Основным же самолетом ДА на сегодня является ракетоносец Ту-160. В 1992 году президент РФ Борис Ельцин принял решение о прекращении серийного выпуска «стратегов» и их боевого дежурства в воздухе. Сегодня в ВВС России имеется два десятка Ту-160.

Двигатели для всех стратегических самолетов страны разработаны в ОАО «Самарский научно-технический комплекс имени академика Н.Д. Кузнецова», а производились они на самарском предприятии ОАО «Моторостроитель». В том числе уникальный по своим характеристикам НК-321 для Ту-160. В связи с возобновлением боевого дежурства стратегической авиации и решением о восстановлении в Казанском производственном авиационном объединении имени С.П. Горбунова серийного выпуска бомбардировщиков Ту-160, о чем в октябре заявил председатель правления «Объединенной авиастроительной корпорации» Алексей Федоров, остро встала проблема обеспечения производства и ремонта ракетоносцев и двигателей к ним комплектующими агрегатами и узлами. Но из-за 15-летнего прекращения их серийного производства и развала производственной кооперации это оказывается более чем сложным.

К примеру, серьезной проблемой оказалось возобновление выпуска ряда узлов к двигателю НК-321 на предприятии ОАО «Металлист-Самара». Этот стратегический по своей важности завод производил для этого двигателя камеры сгорания, форсажные камеры, сопла и другие комплектующие.

За последнее время из Энгельса (где базируется полк Дальней авиации) на заводской ремонт в Самару прислали несколько двигателей к Ту-160. И 15 из них самарским машиностроителям удалось отремонтировать. Но ремонтные фонды – все, что оставалось у заводчан на складских полках про запас, закончились. И теперь военные заказчики пытаются добиться от самарских машиностроителей, чтобы те им заново изготовили недостающие узлы к движкам «стратегов».

Однако после упомянутого указа Бориса Ельцина на ОАО «Металлист-Самара» изготовили и положили себе на склад последний такой серийный узел и производство прекратилось. Хотя чертежи и технологические карточки, например, на сопла к двигателям НК-321 и некоторые другие узлы остались, но людей, которые работали – живых носителей технологии – на заводе уже нет. И оборудование ряда важных производств также не работает. Зато имеются проблемы даже с производственными помещениями, например, с литейным цехом.

Теперь, поскольку возобновлено боевое дежурство стратегической авиации в воздухе, а нового производства нет, самарские моторостроители опасаются, что ресурс двигателей НК-321 на ракетоносцах Ту-160 может закончиться через 2–3 (!) месяца активной эксплуатации. У двигателей, разработанных академиком Николаем Кузнецовым, кстати, общий назначенный моторесурс – три тысячи часов, межремонтный – тысяча часов┘ И при продолжении нынешнего масштаба полетов весь 121-й тяжелобомбардировочный авиаполк Ту-160 окажется прикованным к земле, то есть небоеспособным.

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
753
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
813
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
562
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
695

Другие новости