Сталинградская битва. Соединение фронтов (фрагмент диорамы).
Художники Марат и Александр Самсоновы. 1995 год
Наша страна отпраздновала 65-ю годовщину победы в Сталинградской битве. Счет посвященных ей публикаций, без преувеличения, идет на тысячи. Кажется, об одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны рассказано все. И все же есть в ее истории некоторые малоизвестные страницы...
МИССИЯ КАПИТАНА ДЕНГЛЕРА
Ежегодно Волгоград принимает множество гостей – ветеранов, посланцев российских регионов, городов-героев, представителей зарубежных побратимов – Ковентри, Дижона, Порт-Саида, Хиросимы┘ Приезжают и туристы из Германии, для которых особый интерес представляет музей, в просторечье именуемый бункером Паулюса. С помощью коммерческих структур города он создан в подвале восстановленного здания центрального универмага. Именно там находился штаб командующего 6-й армии вермахта...
...Контрнаступление советских войск под Сталинградом, начавшееся 19 ноября 1942 года, явилось полной неожиданностью для противника. От его разведки, конечно, не удалось полностью скрыть сосредоточение резервов Красной Армии для подготовки удара, но гитлеровские стратеги не придали этому должного значения, высокомерно полагая, что русским не удастся осуществить глубокий прорыв фронта.
Однако план операции, разработанный под руководством будущих маршалов Георгия Жукова и Александра Василевского и одобренный Верховным главнокомандующим Сталиным, был успешно реализован. Попытка врага прорвать кольцо, сомкнувшееся вокруг окруженной группировки, успеха не имела. Ничего не вышло и из попытки снабжать угодившие в капкан части по воздуху. Советские летчики и зенитчики сбивали транспортные самолеты люфтваффе.
Подчиненные Паулюса страдали от жестоких морозов. Их ежедневный рацион составлял 100 граммов хлеба. Немцы забрали у своих «доблестных союзников» – румын – всех лошадей. А когда они были съедены, в пищу пошли павшие кони.
Другой малоизвестный факт из истории боев в Сталинграде: в городе, особенно в его северной части, в районе тракторного завода, практически не осталось собак. Нет, в отличие от лошадей, они не вошли в рацион «завоевателей». Немцы панически боялись их и перестреляли по той причине, что защитники города использовали четвероногих в качестве истребителей танков.
Во избежание излишних жертв советское командование 8 января 1943 года предложило армии Паулюса капитулировать. Сдавшимся в плен гарантировалась жизнь и безопасность, а после войны – возвращение на родину или по желанию – в любую другую страну. Однако, следуя приказу фюрера, штаб немецкой группировки решил продолжать сопротивление.
Может быть, Фридрих Паулюс, слывший приверженцем войскового товарищества, прислушался к голосу своих соратников? Ничего подобного. Когда для многих стало ясно, что участь окруженных предрешена, на прием к командующему пробился гауптман (капитан) Герман Денглер. Этот 30-летний офицер, выходец из профессорской семьи отличался независимостью суждений и пользовался уважением сослуживцев. В разговоре с Паулюсом «ходок» из артиллерийского полка доложил о тяжелейшей обстановке в подразделениях и исходя из соображений гуманности попытался убедить своего высокопоставленного собеседника в целесообразности капитуляции. Дабы спасти остатки армии┘
Было видно, вспоминал потом Денглер, что командующий и сам размышлял об этом. Тем не менее, поблагодарив капитана за откровенность, он отказался. Правда, дал при этом понять Денглеру, что инициативу по сдаче в плен младшие офицеры могут проявлять сами. Однако официального приказа так и не последовало. А ведь, по оценке ближайшего помощника Паулюса полковника Адама, в случае своевременной капитуляции могли бы остаться в живых и вернуться к своим семьям более 100 тыс. немецких солдат и офицеров.
«ВИНОВАТ»┘ АМЕРИКАНСКИЙ ОРДЕН
По единодушной оценке историков, победа под Сталинградом стала поворотным пунктом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны в целом. В документальной же хронике того периода триумф Красной Армии отражен в сдержанном по стилю, но полном глубокого смысла донесении на имя Верховного главнокомандующего. Оно подписано представителем Ставки ВГК генералом (впоследствии главным маршалом артиллерии) Николаем Вороновым и командующим Донским фронтом генералом (впоследствии Маршалом Советского Союза и маршалом Польши) Константином Рокоссовским. Вот выдержка из этого документа: «Выполняя Ваш приказ, войска Донского фронта в 16.00 2.II 1943 г. закончили разгром и уничтожение Сталинградской группировки противника┘ В связи с полной ликвидацией окруженных войск противника боевые действия в городе Сталинграде и в районе Сталинграда прекратились».
Несмотря на большие потери, немцы отчаянно сопротивлялись вплоть до конца января. Во время боев с 10 января по 2 февраля 1943 года были уничтожены 22 дивизии и 160 различных частей вермахта и союзников Третьего рейха. Красной Армии досталось немало трофеев в виде военной техники и материальных средств. В советском плену оказались 91 тыс. солдат, 2,5 тыс. офицеров, 24 генерала и один генерал-фельдмаршал, то есть сам Паулюс.
Фельдмаршал был пленен бойцами 38-й мотострелковой бригады, которой командовал полковник Бурмаков, 1 февраля 1943 года. В подвал центрального городского универмага, где находился штаб Паулюса, спустились офицеры оперативного отделения штаба бригады, затем подоспели представители штаба 64-й армии.
Но фельдмаршал хотел говорить о сдаче в плен только с генералом. Так что первым, кому он сообщил об этом, был начальник штаба этой армии генерал-майор Иван Ласкин. «Ну вот, фельдмаршал сдается генералу», – недовольно пробурчал Паулюс. Он попросил Ласкина вывести его из подвала (немцы называли подвал бункером) не через центральный выход, а через запасной. Экс-командующий не хотел смотреть на своих грязных, оборванных и замерзших солдат, собравшихся у главного выхода. Просьбу Паулюса уважили.
Правда, этот эпизод на долгие полвека был вычеркнут из хроники финала Сталинградской битвы, и фамилия генерала Ласкина нигде не упоминалась. Дело в том, что впоследствии он был репрессирован. А «виной» тому стал американский орден, которым советского генерала, участвовавшего в пленении немецкого фельдмаршала, отметили американские союзники. Но вскоре после Второй мировой войны началась война холодная, и Ласкину припомнили награду от «империалистов». Такие вот были времена, и из истории их, как и слово из песни, не выбросишь. Справедливость в отношении Ивана Андреевича Ласкина была восстановлена уже в наши дни.
┘Конвой из пограничников (они охраняли тылы советских фронтов) доставил Паулюса и еще двух генералов в штаб армии. Он располагался примерно в 15 км от центра города в жилом массиве Бекетовка, что в южной части Сталинграда, в Кировском районе. Штаб находился в большом бревенчатом доме, который сохранился и по сей день. (Автор этих строк побывал там недавно. Здесь сейчас живет семья Ковалевых. А вообще дом принадлежал Пелагее Кузьминичне Фоменко, бабушке Сергея Ковалева, нынешнего главы семьи.)
Здесь и состоялся первый краткий допрос Паулюса. Об этом свидетельствует мемориальная доска на стене дома. Вопросы германскому фельдмаршалу задавали Рокоссовский и Воронов. Уже 3 февраля большая фотография сцены допроса появилась на первой странице главной газеты страны – «Правды».
ТРИ ВОПРОСА – ТРИ ОТВЕТА
Между тем капитуляция 6-й армии вызвала приступ неудержимой ярости у руководителей Третьего рейха. Факт же пленения одного из лучших полководцев вермахта в Берлине поставили под сомнение. Там считали, что Паулюс скорее всего покончил с собой, ибо в истории Германии еще не было ни единого случая сдачи фельдмаршалов на милость победителей. Имели хождение и другие версии: Паулюс, храня верность фюреру, погиб как солдат, до последнего выполняя свой долг. И еще: фельдмаршал попал в плен, и, дабы сломить волю немецкого военачальника, его напичкали сильнодействующими препаратами.
Чтобы опровергнуть пропагандистские измышления Берлина, в Москве решили направить в штаб фронта аккредитованных в столице журналистов из стран антигитлеровской коалиции. 4 февраля они прибыли на хутор Заварыгин, где в сельском домике квартировал фельдмаршал.
Старшим журналистского десанта безоговорочно был избран популярный английский репортер Александр Верт, впоследствии написавший правдивые книги о войне на Восточном фронте. Паулюс появился на пороге в мохнатой меховой шапке и в шубе. Верт задавал вопросы по-русски, а на немецкий их переводил молодой офицер, сотрудник разведотдела штаба фронта.
Фельдмаршалу задали всего три вопроса: об имени и фамилии, воинском звании и возрасте. Говорил Паулюс односложно. Ответив на третий вопрос (ему пятьдесят два года), экс-командующий повернулся спиной к журналистам и вошел в избу. Жизненный рубеж – 52 оказался для блестящего военачальника рейха роковым. А сталинградский рубеж оказался роковым для одной из лучших армий фюрера – 6-й, прошедшей доселе с победными боями по всей Европе.
Три вопроса – три ответа фельдмаршала. Так была поставлена последняя точка в истории Сталинградской битвы. Величайшим по военно-стратегическим последствиям сражением Второй мировой войны...
┘Однако до конца войны еще было два с лишним долгих года. Многие ветераны-сталинградцы встретили Победу в Берлине. В том числе майор Федор Платонов, офицер штаба 5-й ударной армии. После захвата имперской канцелярии он был назначен ее комендантом.