0
2696
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

07.03.2008 00:00:00

Россия поддержит боеспособность Братиславы

Тэги: истребитель, модернизация, передача


истребитель, модернизация, передача Подготовка к полету одного из словацких МиГ-29.
Фото Сергея Кузнецова

На авиабазе Слячь недалеко от словацкого города Зволен 29 февраля 2008 года состоялась торжественная передача 12 модернизированных истребителей МиГ-29 ВВС Словакии. Впервые фирмы США, Германии, Чехии и России на территории государства – члена НАТО совместно модернизировали боевые самолеты российского производства, установив на них современное оборудование.

На церемонии присутствовали министр обороны Словацкой Республики Ярослав Башка и начальник Генерального штаба ВС страны генерал Любомир Булик. РСК «МиГ» представлял заместитель генерального директора – генерального конструктора по летной работе – начальник летно-испытательного центра им. А.В.Федотова Герой России Павел Власов. Словацкая сторона подтвердила высокое качество работ и соответствие модернизированных МиГов требованиям, предъявляемым НАТО к боевым, летно-техническим и эксплуатационным характеристикам авиационной техники.

ДЕШЕВО, НО ЭФФЕКТИВНО

Вступив в Североатлантический альянс, небогатые страны Центральной и Восточной Европы столкнулись с проблемой расхождения со стандартами военного блока имеющихся у них вооружений. Особенно болезненный вопрос – авиация. Самолеты, в первую очередь МиГ-29, по своим боевым качествам не уступают западным машинам, но их электронные системы не совместимы с натовскими. Кроме того, выпуск самых молодых МиГ-29 произошел в середине 1990-х годов, и они должны были закончить «службу» к 2020 году.

Разрешить проблему можно было двумя способами. Во-первых, потратить сотни миллионов, а то и миллиарды долларов на закупку новых самолетов. Или «бывших в употреблении» (этим путем отчасти пошла Польша), летный ресурс которых уже сокращен. Кроме того, замена самолетов требует смены всей системы обслуживания, тренажеров, переучивания летного и технического состава, утилизации арсеналов и закупки новых боеприпасов...

Единственно возможная альтернатива – модернизация с целью приведения МиГ-29 к стандартам НАТО и продления срока службы истребителя. Словакия выбрала модернизацию стоимостью всего в несколько десятков миллионов долларов.

Летно-технические характеристики МиГ-29 и его боевая эффективность находятся на уровне современных западных самолетов. Но для приведения истребителя к жестким стандартам Североатлантического альянса, радикального улучшения эксплуатационных характеристик и существенного расширения функциональных возможностей машины требовалось:

– обеспечить совместимость с натовскими системами государственного опознавания («свой–чужой»), навигации, радиосвязи;

– внедрить современные технологии послепродажного обслуживания, повышающие боеготовность и снижающие эксплуатационные расходы;

– произвести ремонт и восстановление летной годности истребителей, доработку с целью продления ресурса и срока службы до 2030–2035 годов;

– обеспечить соответствие МиГ-29 нормам ИКАО, чтобы летать по международным трассам в Центральной Европе, где чрезвычайно интенсивное воздушное движение.

Предстоящие работы по модернизации 12 самолетов словацких ВВС были одобрены правительством РФ и проводились в соответствии с рамочным контрактом, подписанным Министерством обороны Словакии и РСК «МиГ» 3 июля 2002 года, а также дополнительным соглашением от 2004 года. Модернизация производилась в городе Тренчин на авиазаводе LOT (Letecke Opravovne Trencin) с участием российских специалистов. Это позволило не только увеличить число рабочих мест на предприятии, но и обеспечило дальнейшее развитие национальной авиационной промышленности Словакии.

Интеграция ряда новых функциональных систем западноевропейского производства в состав авионики российского самолета МиГ-29 осуществлялась впервые. Для управления ими был установлен новый бортовой компьютер и модернизировано информационное поле кабины. В ней, в частности, появились цветные многофункциональные индикаторы (по одному на члена экипажа), которые позволяют отображать навигационную и боевую информацию в дневном и ночном режимах, дополнительные пульты. Самолеты оснастили современной аппаратурой видеорегистрации, фиксирующей показания приборов и закабинное пространство. Ряд стрелочных приборов перевели из метрической системы в англосаксонскую (то есть из метров в футы и мили), как это принято в НАТО. На истребители поставили приемники и приемопередатчики систем космической, тактической и ближней навигации, а также радиосвязи производства Rockwell Collins. Плюс комбинированный запросчик-ответчик системы государственного опознавания для МиГ-29 и ответчик для МиГ-29УБ, произведенные BAЕ systems.

Следует отметить, что все эти западные системы являются вспомогательными. Основные – система управления огнем, бортовой компьютер, цветной дисплей и многое другое – российского происхождения.

Камнем преткновения считалась система государственного опознавания, благодаря которой пилоты получают возможность классифицировать цели по принадлежности «свой–чужой». Проблема решалась путем включения в состав авионики МиГ-29 аппаратуры, аналогичной установленной на F-16 и других западных самолетах, которую российские специалисты сумели совместить с локатором отечественного производства. Однако ситуация оказалась весьма «деликатной», поскольку перемещать прибор опознавания на территорию России категорически запретили – особо секретная техника. Но в РСК «МиГ» предложили технологию проведения модернизации, исключающую утечки конфиденциальной информации. Двухместные самолеты, не имеющие локатора, оснащены только ответчиками.

Специалисты РСК «МиГ» и других российских компаний обеспечили взаимодействие вновь установленного оборудования российского и западного производства с имевшимися системами управления самолетом и оружием. Теперь у них есть бесценный опыт, позволяющий интегрировать зарубежную авионику с отечественной.

АБОНЕМЕНТ ДЛЯ САМОЛЕТА

Модернизация существенно расширяет возможности МиГ-29 в части навигации, поражения воздушных целей и взаимодействия с сухопутными, морскими и авиационными подразделениями вооруженных сил стран НАТО. Состав вооружения МиГ-29 остался неизменным. Истребитель сохранил основное назначение: перехват нарушителей воздушного пространства и завоевание превосходства в воздухе. По желанию заказчика РСК «МиГ» могла бы значительно усилить возможности самолета для действий по наземным целям, однако эти варианты модернизации реализуются на других рынках.

Помимо модернизации РСК «МиГ» осуществила ряд мероприятий, радикально улучшивших эксплуатационные характеристики истребителей МиГ-29. Была проведена диагностика, доработка и усиление некоторых элементов планера. Уменьшено в 3,5 раза число агрегатов с ограниченным ресурсом. Внедрена наземная автоматизированная система контроля, накапливающая статистическую информацию о состоянии каждого самолета и позволяющая прогнозировать поведение его систем и агрегатов. За счет этих доработок, внедрения новой системы диагностики и перехода на эксплуатацию по техническому состоянию назначенный ресурс истребителей увеличился с 2500 летных часов до 4000 часов, а срок службы – с 20 до 40 лет. Такие же параметры характерны и для вновь поставляемых заказчикам истребителей (таких как МиГ-29СМТ). Еще больших результатов удалось добиться на самолетах нового унифицированного семейства: МиГ-29К/КУБ, МиГ-35 имеют ресурс более 6000 летных часов.

Аналогичные мероприятия проводятся на истребителях МиГ-29 ВВС стран Центральной и Восточной Европы, например Польши и Болгарии, что позволит самолетам сохранять боеспособность и эффективность в течение длительного времени. В частности, польские ВВС приняли решение о продлении эксплуатации своих МиГ-29 до 2025 года.

Словацкий вариант модернизации получил фирменное наименование МиГ-29СД. Высокие характеристики самолета были подтверждены в ходе учений, проводимых в рамках Североатлантического альянса. ВВС Словакии планируют представить истребитель на авиасалоне ILA-2008 в Берлине (27 мая – 1 июня 2008 года).

Первые модернизированные самолеты вошли в строй более года назад. Их эксплуатация показала, что техническая готовность парка МиГ-29 превысила 80%. Это выше требований контракта. Многим вполне современным западным самолетам до этого показателя далеко.

Взамен планово-предупредительной системы эксплуатации внедрена эксплуатация по техническому состоянию. Это значит, что не устанавливаются обязательные сроки столь весьма дорогостоящих процедур, как средние и капитальные ремонты. Регламентируется только периодичность и объем несложного технического обслуживания и диагностики. По ее результатам выполняются контрольно-восстановительные операции (например, ремонты) и продляются сроки службы. Эксплуатация по техническому состоянию не только повышает готовность парка, но и позволяет сократить стоимость летного часа почти на 40%. Такая форма эксплуатации внедрена на МиГ-29 в Словакии, Венгрии и частично в Польше. Имеются запросы и от других стран.

Наконец, высокую готовность гарантирует абонементное обслуживание, заказанное ВВС Словакии для своих МиГ-29. Это означает, что сложные работы, обеспечивающие исправность самолетов (в частности, поиск и устранение возможных неполадок), выполняют бригады квалифицированных специалистов РСК «МиГ» во взаимодействии со штатным техническим составом строевой авиационной части.

Успех в Словакии показывает, что РСК «МиГ» может выполнить требования самых придирчивых заказчиков, а истребители МиГ-29 при квалифицированном обслуживании имеют не уступающие западным самолетам эксплуатационные характеристики. Все это существенно повышает шансы РСК «МиГ» на получение новых заказов на модернизацию МиГ-29 как в Европе, так и других регионах мира.

В заключение хочется отметить политический аспект работы миговцев: если специалисты из России занимаются модернизацией и абонементным обслуживанием самолетов НАТО, значит, в Европе понижается уровень конфронтационного мышления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
724
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1248
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1064
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
969

Другие новости