0
3670
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

07.03.2008 00:00:00

Военные пенсионеры смогут получать вторую пенсию

Тэги: госдума, военные, пенсии


7 марта Государственная Дума планирует рассмотреть проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», представленный в нижнюю палату парламента РФ правительством страны. Речь в документе идет о статье 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», статьях 3 и 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьях 12, 17 и 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, последний закон предусматривается дополнить новой статьей 171.

ПО РЕШЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Указанными изменениями, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, создаются правовые основания для реализации гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (т.е. военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, и приравненными к ним лицами), права на одновременное получение указанных пенсий и страховой части трудовой пенсии. Гражданам, получающим пенсию за выслугу лет, предусмотренную Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», т.е. федеральным государственным гражданским служащим, предоставляется право на получение страховой доплаты в порядке и на условиях, установленных законопроектом.

Таким образом, реализуется определение Конституционного суда РФ от 11 мая 2006 года № 187-О по жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В данном определении указывается, что взаимосвязанные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В соответствии с определением Конституционного суда федеральному законодателю надлежало предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. Обеспечить введение названного правового регулирования предлагалось в срок не позднее 1 января 2007 года.

При этом Конституционный суд отмечал, что военная служба в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» является одним из видов государственной службы, наряду с гражданской и правоохранительной. А одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы (статья 3 названного закона) является единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к ее организации.

Пунктом 2 статьи 14 того же закона предусмотрено, что в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, и законами субъектов Российской Федерации в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы. То есть при назначении пенсии равнозначно и одномоментно учитываются все виды госслужбы: гражданская, военная и правоохранительная.

«Единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимный учет продолжительности государственной службы различных видов при подсчете общей продолжительности государственной службы предполагает соотносительность государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, проходящих правоохранительную службу, и государственных гражданских служащих», – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

БЕЗ БАЗОВОЙ ЧАСТИ

Гражданам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним лицам, имеющим страховой стаж не менее 5 лет, при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, законопроект предоставляет право устанавливать пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренную Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и трудовую пенсию по старости (за вычетом ее базовой части) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом в случае назначения пенсии за выслугу лет в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, с учетом которых определен размер данной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности – периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии.

Законопроект распространяет эти положения на всех граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с вышеназванным законом, включая пенсионеров из числа бывших работников прокуратуры и сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

Если говорить непосредственно о военных пенсионерах, то законопроект напрямую может коснуться, по оценкам экспертов Минобороны РФ, примерно 500 тыс. человек, получающих пенсию за выслугу лет, и продолжающих работать, а значит, имеющих право на получение трудовой пенсии по старости (ее страховой и накопительной частей).

Если предположить, что в среднем 500 рублей ежемесячно уплачивается на страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости на одного работающего военного пенсионера, то в год эти накопления достигнут 6000 рублей. Сумма денежных выплат для данной категории пенсионеров из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составит около 3 млрд. руб. в год, считают специалисты Минобороны РФ. В целом же, по мнению правительственных экспертов, дополнительные расходы, связанные с установлением страховой части трудовой пенсии лицам из числа военнослужащих, в 2008 году будут ориентировочно определяться суммой в 5,3 млрд. руб.

В соответствии с определением Конституционного суда, подчеркивают думские эксперты, действие законопроекта в части установления страховой части трудовой пенсии для пенсионеров из числа военнослужащих будет распространяться на правоотношения начиная с 1 января 2007 года, а в части установления страховой доплаты государственным гражданским служащим – с 1 января 2008 года.

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то право на ее получение (в дополнение к пенсии по государственному пенсионному обеспечению) установлено пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для всех пенсионеров – как из числа гражданских государственных служащих, так и военных пенсионеров (пенсионеров правоохранительной службы). Введение дополнительного регулирования в этой части, отмечают правительственные эксперты, не требуется и законопроектом не предусматривается.

По мнению наших думских экспертов, сомнений в том, что законопроект будет принят, – нет. Во-первых, он внесен правительством РФ, а значит, за него проголосует фракция «Единая Россия», мандатов которой достаточно для принятия документа. Во-вторых, рекомендации принять законопроект в первом чтении уже выказали думские комитеты по обороне и по безопасности. Такую же позицию занимает и ответственный за законопроект Комитет Госдумы по труду и социальной политике. И в-третьих, законопроект реализует Определение Конституционного суда РФ – высшей судебной инстанции страны.

Справедливости ради отметим, что одновременно с правительственным вариантом будут рассматриваться еще три законопроекта, внесенные в Госдуму Законодательным собранием Приморского края (август 2006 года), депутатом Г.Гудковым (октябрь 2007 года) и депутатами А.Бабаковым, И.Харченко и А.Чуевым (сентябрь 2007 года). Несмотря на то что официально эти законопроекты считаются «альтернативными», содержание их весьма близко: реализация определения Конституционного суда по предоставлению военным пенсионерам права на вторую пенсию. За труд.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1095
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2101
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
3170
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2290

Другие новости