Бессонов Е.И. Танковый десант. 3800 км на броне танка. – М.: Яуза, 2008. – 320 с. – (Великая Отечественная: Танки в бою).
Недавно вышедшая книга воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны, полковника в отставке Евгения Бессонова, рассказывает о боях, в которых довелось участвовать автору, от сражения на Курской дуге и до победного дня в Берлине. Эти мемуары фронтовика, безусловно, заслуживают самого пристального изучения, внимания. Они, уверен, привлекут внимание не только людей, также прошедших через горнило передовой в 1941–1945 годах, но и всех читателей, стремящихся узнать всю правду о героической и трагической эпопее, завершившейся свыше шести десятилетий назад.
Причем повествует о пройденном ратном пути и пережитом на нем «Ванька-взводный», на протяжении без малого двух лет почти непрерывно командовавший наступавшими мотострелковыми подразделениями, посаженными в качестве десанта на тридцатьчетверки. Это и о них слова из песни рядового солдата битвы с фашизмом Булата Окуджавы: «Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в бой отдельный, десятый наш десантный батальон».
Советские мотострелки использовали танки как средство передвижения на марше. А в бою, оберегая бронированную машину от поражения фаустпатронами, стремились уничтожить немецких пехотинцев, имевших начиная в 1943 года это очень грозное оружие. Ведь в результате его применения наши Т-34 и ИСы вспыхивали как факелы. В Советской же армии, напомню, подобные ручные противотанковые гранатометы появились только после войны. Впрочем, могу лично свидетельствовать, что в самом ее конце трофейные немецкие РПГ обращали против немецких же танков.
Читается книга с огромным интересом, так как автор ничуть не грешит перед истиной, ничего не приукрашивает, вспоминая о событиях давнего прошлого. Хотя картина порой выглядит весьма нелестной, зато она позволяет объективно оценить истинные полководческие «таланты» некоторых представителей вышестоящего начальства РККА. Порой весьма далекого от истинного положения дел на переднем крае.
Именно здесь «Ваньки-взводные» самостоятельно решали все боевые задачи, лично организуя взаимодействие с танкистами и артиллеристами. Меня, как пехотинца, поразил тот факт, что даже ротные командиры у мотострелков почти не принимали участия в атаках и порой сутками не бывали в боевых порядках. В матушке-пехоте ротный командир шел в атаку всегда за своими подразделениями.
Еще большее мое удивление вызвал и тот факт, что Евгений Бессонов почти два года командовал взводом, был награжден тремя орденами, практически почти все время исполнял обязанности ротного командира, но был утвержден в этой должности только после войны. Почему? Да потому, что вместо выбывших ротных назначался какой-нибудь новичок, иногда по чьей-то протекции. Автор приводит множество примеров гибели красноармейцев из-за плохой разведки и слабой организации боя на уровне бригады, да и отдельного мотострелкового батальона.
Евгений Бессонов дает положительные оценки не только немецкой пехоте, но и ее вооружению, особенно пулеметам МГ-42 и уже упоминавшимся фаустпатронам. Он весьма высоко отзывается о «тиграх», превосходивших все наши танки по дальности поражения, бронепробиваемости снарядов, оснащенных превосходной оптикой, в том числе дальномерами. Автор отмечает, как быстро и умело противник восстанавливал свои подбитые бронированные машины, а также отменный профессионализм германских танковых экипажей.
На всем протяжении книги говорится об упорстве немецкой пехоты в оборонительных боях. А если ей приходилось оставлять тот или иной рубеж, она отходила на заранее подготовленные в инженерном отношении позиции. Чтобы не дать возможности противнику закрепиться на них, главнейшей задачей механизированных соединений было организовать преследование отступающих вражеских подразделений.
Автор отмечает хорошую выучку немецких пехотинцев, их стойкость в бою до самого последнего дня войны. Несмотря на ее безусловный проигрыш, они оставались верными присяге до часа капитуляции.
Вместе с тем многие строки посвящены спаянности взводного коллектива мотострелков, взаимовыручке и самостоятельному обеспечению провиантом в быстротекущей обстановке при преследовании врага. Здесь не могу не сказать о том, что гвардейские и особенно танковые соединения чаще выводились на доукомплектование, получали лучшее пополнение, их боеспособность была гораздо выше, чем у обычных стрелковых частей, которые порой месяцами не покидали передний край или отправлялись в резерв – хотя бы для помывки раз в полгода в бане.
И еще об одном существенном моменте в заключение. Автор подчеркивает, что на заключительном этапе войны мы научились у самих же немцев бить их...