В одной из пресс-служб Пентагона.
Фото с сайта МО США
Недавно в российской печати появились многочисленные публикации о том, прав или нет министр обороны Анатолий Сердюков, намеревающийся снять погоны с военных журналистов. Впрочем, дискуссия шла не только об этом: не меньше внимания уделялось вопросу о необходимости для Вооруженных сил РФ иметь собственные СМИ.
В связи с этим, думается, стоит обратиться к опыту ведущего демократического государства мира – Соединенных Штатов Америки.
Прежде всего надо отметить, что в настоящее время в структурах Пентагона насчитывается около 2000 журналистов. 10% из них имеют воинские звания. Они занимают должности руководителей органов по связям с общественностью, пресс-служб и возглавляют редакции изданий Минобороны. Собственно журналистской работой занимаются гражданские служащие МО и министерств видов американских вооруженных сил. Специалистов для различных видов прессы готовит Информационная школа МО.
Сегодня под эгидой военных США издается большое количество газет и журналов, которые распространяются и в войсках, и среди гражданского населения – причем не только заокеанской державы, но и тех стран, где дислоцируются американские соединения и части. Основным печатным изданием Пентагона является ежедневная газета Stars and Stripes («Звезды и полосы»). Аналогичные официальные органы есть также у министерств армии, ВВС и ВМС.
Военным структурам США принадлежат более 40 профессиональных журналов. В отдельных случаях тираж некоторых из них достигает 500 тыс. экземпляров. Все базы Пентагона в Северной Америке и за ее пределами наделены правом на выпуск одного печатного издания. Такое же право предоставляется авианосцам. В целом в вооруженных силах США выходит несколько сотен военных газет, тираж которых колеблется в пределах от сотни до тысячи экземпляров.
Кроме того, в американском Минобороны и видах ВС США существуют службы радио- и телевизионного вещания, насчитывается свыше 200 радио- и около 100 телевизионных станций. До 70 теле- и радиостанций функционируют на боевых кораблях. Использование трех спутников связи позволяет вести круглосуточные передачи, ориентированные на военную аудиторию как в самих США, так и за границей.
Вместе с тем значительная часть американских СМИ, освещающих повседневную деятельность Пентагона и министерств видов ВС, операции вооруженных сил США, находится либо в частном владении, либо принадлежит различным общественным организациям. Они финансируются за счет собственных средств.
Сегодня в Министерстве обороны США и в министерствах армии, ВВС и ВМС имеется множество директив, инструкций уставов и наставлений, касающихся деятельности органов управления военной прессой. Ведущая роль в данной сфере отводится службе Пентагона по связям с общественностью. Ее главная задача (хотя официально это нигде не провозглашается) – целенаправленное информационное воздействие на гражданскую и военную аудитории внутри страны и за ее пределами. Это делается с целью формирования позитивного отношения к вооруженным силам США.
Ответственность за организацию и руководство информационной службы МО несет помощник министра обороны по связям с общественностью. Аналогичными службами по связям с общественностью располагают и министерства видов ВС США.
Военное ведомство Америки ныне планирует объединить всю свою прессу в некое целое в рамках единого органа. Это решение обусловлено тем, что ныне органы управления военными СМИ имеют довольно разветвленную структуру, которая, по мнению руководства Пентагона, трудно управляема и содержит избыточные звенья.