0
1545
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

19.09.2008 00:00:00

Авиация подвела

Валерий Каменев

Об авторе: Валерий Каменев - полковник, кандидат технических наук.

Тэги: ввс, грузия, война


Военные аналитики отмечают недостатки, проявившиеся во время проведения Российской армией операции по принуждению Грузии к миру. Прежде всего речь идет о прорехах в технической оснащенности частей и соединений.

ГДЕ ОНИ?

Давно считается аксиомой: в неядерной войне победа обеспечивается прежде всего за счет завоевания господства в воздухе. В скоротечных локальных конфликтах ставка делается на применение высокоточного оружия и решающая роль отводится авиации.

Где же была наша фронтовая авиация, которая всегда считалась одной из лучших в мире; многоцелевые истребители, демонстрирующие отменные летные качества на различных выставках вооружений; боевые вертолеты, способные эффективно действовать в любое время суток, о существовании которых отечественная пресса писала еще в 1990-е годы?

Оказывается, что в ходе операции ВВС России были задействованы лишь в ограниченной степени. И это не просчет командования. На то, увы, были веские основания.

Несмотря на то что ведущие оборонные предприятия РФ в настоящее время производят образцы авиационного высокоточного оружия, которые находят спрос за рубежом, строевые части российских ВВС в основном располагают обычными бомбами и неуправляемыми ракетами. В условиях пятидневной войны по известным причинам применение боевых самолетов и вертолетов без использования ими ВТО конечно же могло быть только ограниченным.

Кстати, об отношении к авиации в Вооруженных силах РФ. Еще в 2004 году на одном из высоких совещаний в военном ведомстве Владимир Путин отмечал тот поразительный факт, что по приоритетам Минобороны ВВС находятся лишь на восьмом месте.

Безусловно, это заявление главы государства должно было быть воспринято как указание к действию. И в течение последующих лет в войска стала поступать более совершенная авиационная техника: модернизированные истребители Су-27 и штурмовики типа Су-25. Однако беда в том, что процесс идет такими темпами, что для полного обновления всего парка боевых машин в частях потребуется добрый десяток лет.

Вдобавок обеспеченность наших сухопутных частей и подразделений ночной армейской авиацией можно назвать критической. Между тем ситуация на Кавказе, прогноз возможного негативного развития событий в других регионах близ границ РФ требуют в первую очередь оснащения войск достаточным количеством ночных разведывательных и ударных авиационных средств, а также БПЛА, без которых сегодня не обходится ни одна современная армия.

Еще хуже дела обстоят с подготовкой пилотов ВВС. Сегодня наши летчики могут «похвастаться» годовым налетом лишь в 40–50 часов. Это, конечно, в несколько раз больше, чем в конце 1990-х годов. Только нелишне вспомнить, что в советские времена для летчика-истребителя нормальным считался налет порядка 120 часов (у американцев эта величина доходила до 180 часов и более, современная норма НАТО также 180 часов).

В соответствии же с отечественными и зарубежными данными, считается, что при годовом налете менее 60–80 часов пилот не способен поддерживать уровень профессионализма, соответствующий требованиям учебно-боевой подготовки и безопасности полетов.

НЕНУЖНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

В течение 2000–2007 годов для военной авиации было закуплено всего два новых самолета Су-34. Кроме того, было модернизировано 30–40 единиц типа Су-27 и Су-25, которые в конце 2007 года начали поступать в войска.

Способны ли такие темпы поставок самолетов кардинально изменить ситуацию? Вряд ли.

Может быть, наша промышленность не способна обеспечить ВВС России необходимой боевой техникой?

Только в 2007 году было экспортировано 49 самолетов типа Су-30МК – одного из лучших истребителей четвертого поколения.

А как обстоят сегодня в стране дела с производством авиационных управляемых средств поражения? В состоянии ли наши оборонные предприятия снабдить ими строевые части в необходимом количестве?

И здесь ситуация такая же, как и с поставкой современной АТ.

Предприятия российского ОПК в рамках военно-технического сотрудничества продают свою продукцию десяткам зарубежных стран. При этом наиболее востребованным на международном рынке ВВТ товаром являются хорошо зарекомендовавшие себя противорадиолокационные ракеты Х-25МП, Х-31П и Х-58Э; корректируемые и управляемые бомбы с различными системами наведения и др.

Поступают ли они в ВВС РФ? Да. Но...

Вот слова генерального директора одной из российских фирм, выпускающих высокоточное оружие: «Если годовые серийные закупки авиационных управляемых средств поражения тактического класса различных типов на период до 2015 года в сумме не дотягивают до трехзначного числа, то о какой готовности авиационных частей к применению этих средств можно вести речь?»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
577
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
833
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
650
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
803

Другие новости