0
2200
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

30.01.2009 00:00:00

Полковников больше, чем вертолетов

Евгений Матвеев

Об авторе: Евгений Матвеев - авиационный эксперт.

Тэги: ввс, африка, миротворцы


ввс, африка, миротворцы Неужели «командовать» одной такой машиной сможет лишь шестерка старших офицеров?
Фото из энциклопедии «Оружие и технологии России»

Вот уже несколько лет наши военные вертолетчики под эгидой ООН достойно несут нелегкую службу в самых затерянных уголках Черного континента: Сьерра-Леоне, Ангола, Судан, Чад┘ Честь им и хвала. Однако даже поверхностное знакомство с личным составом российской авиационной группы (РАГ) миротворцев вызывает немалое удивление.

Звено из четырех вертолетов обслуживают около 200 военнослужащих, в том числе 9 полковников, 16 подполковников! То есть одну винтокрылую машину приходится по два («с лишним») полковника и четыре подполковника. И это, не считая майоров, капитанов и т.д. Даже «главный бухгалтер» группы – помощник командира по финансово-экономической работе – полковник. Для сравнения: в середине 1980-х годов в Афганистане вертолетными полками, где 60 бортов вели ежедневные боевые действия круглый год, днем и ночью, командовали подполковники. А тут четыре машины.

РАГ представляет собой сборную «солянку» из представителей московского руководства и частей. Причем практически все они имеют воинские звания, которые на одну-две ступени выше занимаемых в РАГ должностей (майор на должности старшего лейтенанта, подполковник – капитана и т.д.). Нигде в мире не найдете столь высокопоставленной миротворческой группы из четырех вертолетов, как наша.

Правда, был у меня один похожий случай много лет назад, когда пришлось выполнять интернациональный долг «за речкой». Обратился я в афганский ПАРМ (подвижная авиаремонтная мастерская) на аэродроме в Кабуле. В будке одной из автомашин пили чай три механика, все – в звании полковников┘

А если серьезно, первое, что приходит в голову по поводу РАГ: либо нашему младшему офицерскому составу уже нельзя доверить самостоятельное выполнение миротворческих задач, либо майорам, подполковникам и полковникам делать нечего на своем основном месте службы. В результате такой кадровой политики части и подразделения остаются «обезглавленными» в прямом и переносном смысле.

Из 344-го центра боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, где сегодня наряду с опытной эксплуатацией должна полным ходом идти отработка новых методик боевого применения перспективных ударных комплексов (Ка-52, Ми-28Н), главный и два старших убыли обслуживать четыре вертолета!

Начальник группы КПС вертолетного звена российской авиагруппы – «целый» подполковник, старший инженер ИАС (инженерно-авиационной службы) того же центра. Хотя в обычном полку армейской авиации, где 12 звеньев, эту должность занимает старший лейтенант. Непостижимо, но на четыре «мирных голубка» (вертолеты в миротворческой миссии используются без вооружения) приходится группа АВ и ДО (авиационного вооружения и десантного оборудования), в которую входят майор и три капитана. Плюс начальник службы вооружения в звании подполковника. Причем двое из этих офицеров – специалисты по управляемым средствам поражения. И это миссия ООН!

Почему руководящий состав, которому по должности положено возглавлять сотни людей и распоряжаться десятками единиц различной техники, занимается четверкой винтокрылов? Почему немолодые уже люди предпенсионного и пенсионного возраста (некоторым старшим офицерам РАГ 50 и более лет от роду) едут в не самые, мягко говоря, «курортные» места? В Джубе, например, даже по суданским меркам очень жесткие условия: умопомрачительная жара – днем за плюс 50╠С, ночью не ниже плюс 30╠С, высокая влажность и малярия – москиты ночью так облепляют каждую лампочку, что свет не может пробиться. И тем не менее каждый четвертый офицер – 45 лет и старше. «Дембельский» аккорд? Но почему?

На то есть несколько объективных причин, но главная из них заключается в том, что миротворческая миссия – единственная возможность заработать за 20 лет службы. Этакая «заслуженная награда»! А где деньги, там ходоки с подарками в Москву, махинации. «Поделить по справедливости» невозможно (кто-то ездит по нескольку раз, а кто-то – ни разу), поэтому стремление попасть сопровождается неблаговидными поступками и обыкновенным страхом (ведь могут снять прямо с трапа самолета, были и такие случаи).

И тем не менее ничего плохого в «заслуженной награде» нет. Любая возможность поощрить людей – это очень хорошо. Хотя есть и свои минусы. Самый большой – разбазаривание бесценного опыта.

Для меня парадокс заключается в следующем: в составе группы нет ни одного научного работника. А ведь миротворческая деятельность – это единственная возможность собрать и проанализировать современный опыт эксплуатации в особых природно-климатических, этнических, религиозных, языковых, информационных, материально-технических и прочих условиях. Это новые человеческие контакты, новые возможности, новые стимулы к развитию, новое мышление.

Современная миротворческая группа должна быть командой амбиций, жажды знаний и стремления заложить основу будущего военных вертолетчиков. Самое дорогое вложение – это вложение в новое поколение. Вот она цель, «Большая цель», подлинная забота о будущем армейской авиации.

На двух стульях усидеть невозможно. Мы должны для себя решить, зачем мы командируем своих граждан в миротворческие миссии? Либо это «заслуженная награда» за безупречную службу и тяжелый ратный труд, либо «Большая цель». Нужно решать: или открывать ворота на КПП будет полковник, как в суданском аэропорту Хартума; или работа ради перспектив развития армейской авиации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1473
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1046
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1261
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
808

Другие новости