0
557
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

06.02.2009

Выставка действующих моделей

Тэги: авиация, бпла


авиация, бпла Экспозиция не впечатляет.
Фото автора

С 27 по 29 января в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» прошел Третий московский международный форум и выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы» – UVS–TECH’2009. Организаторами выступили Минпромторговли РФ и несколько предприятий при поддержке Минэнерго, ряда общественных структур, «Газпрома» и «Транснефти».

Считается, что главными заказчиками и потребителями БПЛА являются Министерство обороны, МВД, пограничники и прочие силовые структуры. Однако их не было среди организаторов. Наплыва военных на выставке тоже, мягко говоря, не ощущалось. Из чего становится понятно, что мировой бум строительства БПЛА проходит мимо российских Вооруженных сил. По большому счету никакие беспилотники нашим генералам не нужны. Да они этого особо и не скрывают. Не так давно их вообще исключили из программы вооружений. Потом, однако, явили милость и объявили, что приобретут целых три БПЛА «Типчак» в течение нескольких лет. С их помощью будут даваться целеуказания на поле боя.

«Типчак» на выставке имелся. Как и еще пара дюжин таких же небольших, маленьких и крошечных БПЛА. Очень не хватало для полноты впечатления израильского «Гермеса», состоящего на вооружении грузинской, турецкой и десятка других армий. Он выглядел бы просто громадиной на общем фоне, а вся выставка окончательно напоминала бы кружок юных авиамоделистов. Если сравнить, что показывают на мировых авиасалонах ведущие зарубежные фирмы и наши создатели БПЛА, станет понятно, что Россия в этой сфере отстала поколения на три. И продолжает успешно топтаться на месте.

Впрочем, иначе и быть не может. Хотя среди тех, кто числится в группе поддержки выставки, указаны комитеты по безопасности Государственной Думы и Совета Федерации, помощи от государства создатели БПЛА не получают. И рассчитывать на какие-то серьезные бюджетные программы в этой сфере авиастроителям не приходится. Все разработки, а их в стране десятки, фактически делаются за счет самих конструкторов, их энтузиазма и оптимизма. Эти люди сами придумывают, для чего нужны их беспилотники и какой набор оборудования им необходим.

Военных понять можно. У них и так проблем хватает. Идет очередная реформа, в процессе которой армия должна стать инновационной. Но не до такой степени, чтобы обзаводиться принципиально новым и сложным оборудованием. Летчикам ВВС совсем ни к чему самолеты, которым сами летчики не нужны. А Сухопутные войска – не ВВС, чтобы обзаводиться летательными аппаратами, хотя бы и беспилотными. И сам процесс внедрения БПЛА в существующую и устоявшуюся систему боя – это болезненная ломка всего святого и привычного. Как с этим справляются иностранные армии, уму непостижимо.

На выставке беспилотники в основном позиционировались как предназначенные для гражданского использования. Для мониторинга трубопроводов, наблюдения и т.п. Но незаметно было, чтобы сконструировали их по заказу каких-то корпораций. И это тоже понятно. БПЛА в России пока что вне закона. Не прописаны они в Воздушном кодексе и прочих «небесных конституциях». А у нас что не утверждено, то не существует. Нет такого юридического понятия БПЛА, следовательно, нет регистрации, лицензирования, страхования связанных с их полетами и авариями рисков. Неизвестно, как включать их в общее воздушное движение, привязывать к диспетчерам. Кстати, нет и выделенных радиоканалов для связи с диспетчерами, управления и передачи данных. А существующая у нас разрешительная система на полеты частных летательных аппаратов (авиации общего назначения) просто уничтожает на корню все попытки запустить БПЛА в небо. А если вспомнить про особый статус пограничных зон, а это целые регионы нефтедобычи, например Дальний Восток, то вообще грустно становится.

Раз беспилотники в России никому не нужны, кроме их создателей, то мало кто заинтересован в разработке композитных материалов для их строительства, двигателей, различного оборудования, в том числе наземного. Знаете, откуда берутся двигатели и винты для большинства российских БПЛА? Из магазинов для авиамоделистов! Отличные импортные двигатели и винты.

Вместе с тем есть и один светлый момент. Поскольку у нас БПЛА разрабатываются благодаря подвижничеству одиночек, эти аппараты максимально дешевы. На фоне чудовищной стоимости закупок вооружений и военной техники отечественные малые беспилотники выглядят своего рода гуманитарной помощью. И это дает шанс на экспорт, потому что зарубежные модели многократно дороже. Но, к сожалению, в России на каждый плюс – по два минуса. В силу невозможности полетов наши БПЛА не имеют опыта эксплуатации и обслуживания. А отечественная аппаратура на два-три порядка слабее заграничной. Может, с электроники и начинать госпрограммы?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Бархатный сезон»  отечественной гидроавиации

«Бархатный сезон» отечественной гидроавиации

Александр Манякин

Выставка в Геленджике прошла в новом формате

0
755
Маневрам "Восток-2018"  не хватило мобильности

Маневрам "Восток-2018" не хватило мобильности

Владимир Мухин

Переброска войск с запада на восток прошла по устаревшим лекалам Великой Отечественной

0
1730
Универсальные орудия самолетов Второй мировой

Универсальные орудия самолетов Второй мировой

Николай Якубович

Советские авиационные пушки были эффективны против воздушных, наземных и надводных целей

0
6890
Большой смотр гидроавиации

Большой смотр гидроавиации

Владимир Щербаков

Наследники Бериева и Бартини представляют свои новейшие разработки

0
3747

Другие новости

Загрузка...
24smi.org