Том Круз в роли полковника Штауффенберга.
Кадр из кинофильма "Операция "Валькирия"
20 июля. Для нынешней Германии это особая дата в политическом календаре. Каждый год в этот день в Германии чтят память участников неудавшегося покушения на Гитлера. На «плацу почета» у здания Бендлерблок, где в 1944-м нацисты казнили заговорщиков, проходит торжественная церемония в память о погибших. Возлагаются венки в бывшей тюрьме Плетцензее, в которой с 1933 по 1945 год были уничтожены более 2,5 тысячи человек. Но дискуссии о событиях 65-летней давности в ФРГ не затихают и сегодня.
НЕУДАЧНОЕ ПОКУШЕНИЕ – СОРВАВШИЙСЯ ПЕРЕВОРОТ
К середине 1943 года, когда после сражений под Сталинградом и Курском произошел решительный перелом в ходе Второй мировой войны, стало ясно, что Германия ее проиграет. Участники зревшего в армии заговора и их гражданские единомышленники окончательно пришли к выводу о необходимости уничтожить Гитлера. Группа германских генералов и старших офицеров пошла на эту акцию, получившую кодовое название «Валькирия».
Помимо фюрера планировалось также устранить Гиммлера, Геринга и арестовать Геббельса. После этого заговорщики намеревались вывести из строя узел связи ставки верховного главнокомандующего и захватить с помощью батальона охраны, курсантов офицерских школ важнейшие государственные и военные объекты в Берлине. Затем должны были последовать переговоры о мире с противниками Третьего рейха, дабы избежать окончательного разгрома Германии.
Одним из наиболее известных участников «Валькирии» был полковник граф Клаус Шенк фон Штауффенберг. К 1942 году он разочаровался в нацизме и пришел к выводу, что Гитлер ведет Германию к катастрофе. Однако в силу своих религиозных убеждений граф поначалу не считал, что фюрера надо убить. Лишь после сталинградской катастрофы этот отпрыск древнего аристократического рода решил, что нельзя оставлять Гитлера в живых, ибо это будет большим злом.
1 июля 1944 года полковник Штауффенберг был назначен начальником штаба армии резерва, который находился на Бендлерштрассе в Берлине в уже упоминавшемся выше Бендлерблоке (ныне улица называется Штауффенбергштрассе). В этом качестве он мог присутствовать на совещаниях как в ставке фюрера «Вольфшанце» («Волчье логово») возле города Растенбурга в Восточной Пруссии, так и в Бергхофе под Берхтесгаденом (Бавария), и шанс застрелить или взорвать диктатора, полагал Штауффенберг, стал реальным. Даже те заговорщики, которые отрицали террор из моральных соображений, поняли, что это – последняя возможность реализовать план переворота.
20 июля 1944 года Штауффенберг прибыл в «Вольфшанце» для обсуждения вопросов ведения войны. В портфеле полковника находилась мина. Поставив его под стол в двух шагах от Гитлера, офицер, сославшись на то, что ему нужно срочно позвонить, покинул помещение...
Однако участникам покушения не повезло: дежурный адъютант фюрера случайно передвинул портфель с взрывчаткой под тумбу стола. В 12 часов 42 минуты бомба взорвалась. Погибли генералы Шмундт и Кортен, полковник Брандт, стенографист Бергер. Гитлер же получил ожог правой ноги, у него лопнули барабанные перепонки, правая рука была частично парализована...
Но как бы то ни было, нацистский вождь остался жив. Его защитила массивная тумба стола. Вскоре он снова приступил к работе и даже, как было определено заранее, принял союзника Рейха итальянского диктатора Бенито Муссолини. Фюрер показал дуче место покушения и твердил, что его уберегло от гибели божественное провидение.
Тем временем в Берлине Штауффенберг попытался вместе с фельдмаршалом фон Вицлебеном, генералами Беком, Ольбрихтом, другими офицерами поднять части столичного гарнизона против нацистского режима. Но из-за несогласованности заговорщиков попытка переворота не удалась. Это позволило Гитлеру и его окружению взять ситуацию под свой контроль. После полуночи германские радиостанции передали из Растенбурга речь фюрера о «чудесном спасении» и о полном провале заговора. В ночь с 20 на 21 июля, когда вся Германия прильнула к радиоприемникам, внимая главе Рейха, руководители заговора – Штауффенберг, Бек, Гёпнер, Ольбрихт, Мерц, Хефтен – были арестованы и казнены.
РАЗНЫЕ МНЕНИЯ
Тогда, в 44-м, покушение вызвало настоящую волну репрессий. В общей сложности были схвачены пять тысяч человек, казнено – свыше четырех тысяч (цифры разнятся). По распоряжению Гитлера заработала специальная следственная комиссия во главе с начальником Главного управления имперской безопасности Эрнстом Кальтенбруннером, куда входили также шеф гестапо Генрих Мюллер и небезызвестный диверсант Отто Скорцени.
Над людьми, причастными к заговору, были учинены показательные процессы в «народной судебной палате» (Volksgerichtshof). Но многие были расстреляны без суда и следствия. При этом не все имели отношение к делу 20 июля – гестапо часто сводило старые счеты. Причем Гитлер приказал большинство осужденных казнить не на гильотине, как гражданских преступников, и не через расстрел, как военных, а вешать на рояльных струнах в тюрьме Плетцензее.
Что касается членов семьи графа Штауффенберга, большинство из них были отправлены в концлагеря, хотя они не имели никакого отношения к заговору. Сработала так называемая судебная ответственность семьи за деяния, совершенные одним из родственников. Детей же отдали в специальный детский дом, созданный для «детей 20 июля». Там они находились до конца войны, когда в район нахождения детдома вошли подразделения американcкой армии.
В сегодняшней Германии Клаус фон Штауффенберг официально считается «героем Сопротивления». Ему посвящены сотни статей и книг, множество документальных и художественных фильмов. С 1955 года попытка уничтожить главу нацистского режима отражена в 13 кинофильмах, в телесериале «Штауффенберг». Последняя по времени кинолента – американская «Операция «Валькирия» с Томом Крузом в главной роли – вышла в канун 65-й годовщины описываемых событий; она демонстрировалась и в нашей стране.
Тем не менее отношение к покушению на Гитлера 20 июля 1944 года как в Германии, так и за ее пределами далеко не однозначное. Многие резонно задаются вопросом: надо ли идеализировать относительно небольшую группу высших офицеров, устроивших заговор? Ведь подобные тенденции могут подтолкнуть горячие головы к тому, чтобы вообще переписать историю заново.
Некоторые исследователи видят в участниках переворота отнюдь не героев, ставивших целью освободить немецкий народ от нацизма, а приверженцев германского милитаризма, попытавшихся ценой физического устранения Гитлера спасти Третий рейх от неминуемой гибели. В частности, ряд заговорщиков, особенно среди представителей высших кругов вермахта, предлагал заключить сепаратный мир с правительствами США и Великобритании, чтобы выступить единым фронтом против СССР. А ведь такую же схему в конце войны прорабатывал и самый одиозный из приближенных Гитлера – рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер.
Однако большинство относительно молодых офицеров и представители неармейских кругов были убеждены, что Третий рейх и тирания нацистов, построенная на грубом терроре и насилии, являются позором и трагедией для родной страны и немецкого народа. Поэтому они были уверены, что правильным путем для Германии является заключение мира со всеми ее соседями. А главное – построение демократического государства, в котором было бы место всем политическим силам: консерваторам, социал-демократам, коммунистам – но только не нацистам. Именно к этому крылу заговорщиков и принадлежал граф Клаус фон Штауффенберг.
Сложно судить, какое из двух направлений возобладало бы в итоге: заговор был разгромлен, его участники казнены. Важно отметить другое: нацизм в Германии и насадивший его гитлеровский режим пали отнюдь не в результате акции группы офицеров вермахта. Его участь решилась на фронтах Великой Отечественной.