Начинается война, и вступают в силу ее законы.
Фото из книги "Трагедия Южной Осетии"
Боев В.И. Война и уголовный закон/ В.И.Боев, М.А.Кочубей, А.П.Новиков. – М.: Норма, 2009. – 208 с.
Год прошел после агрессии Грузии против Российской Федерации. Именно так. Закон РФ «О военном положении», опирающийся на международный юридический стандарт – «Определение агрессии» ООН, гласит: «...актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством войны признаются:
┘нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации».
Нападение на российских миротворцев было актом агрессии против нашего государства. В соответствии с Конституцией РФ, требующей защищать жизнь и права граждан, на основе международного права и Устава ООН, агрессору был дан отпор. А на территории, где велись боевые действия, следственные органы провели расследование уголовных и военных преступлений, совершенных агрессором. И здесь необходимо сказать, что российское законодательство, касающееся преступлений на территориях, охваченных войной, не только плохо проработано, оно, можно сказать, отсутствует. А ведь уголовные преступления, совершаемые во время войны, могут иметь более тяжелые последствия, чем в мирное время. Они прямо влияют на обороноспособность, играют на руку врагу.
Этому серьезному юридическому вопросу посвящена монография «Война и уголовный закон». В ее основу положена докторская диссертация «Механизм уголовно-правового регулирования режима военного положения» Валерия Боева. Его соавторами выступили доктор юридических наук Марианна Кочубей и кандидат юридических наук, генерал-полковник милиции Андрей Новиков – руководитель Антитеррористического центра государств – участников СНГ.
НА ПЕРВОМ ДЕРЕВЕ┘
Один из разделов Литовского статута 1529 года назывался «Об обороне земской». Несмотря на «иностранное» название, это был русский документ, устанавливавший ответственность руководства армии и обязанности подданных в период военных кампаний. В нем же устанавливались наказания ратникам. Смертной казнью, в частности, карались уход с караула до смены и неявка к месту боя.
В XVII веке «Устав ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки» отделил нарушения обязанностей военной службы от нарушений общеуголовных. Времена были суровые, и наказания тоже – «с нещадной строгостью», «без пощады» карались смертью едва ли не все уставные нарушения вплоть до самовольных отлучек.
Петр I систематизировал в Артикуле воинском преступления по главам в зависимости от объекта посягательства, например: глава 12 «О дезертирах и беглецах», глава 16 «О измене и переписке с неприятелем» и т.д. Наказания за дезертирство носили внесудебный характер: «без процессу на первом дереве, которое прилучится, повешены быть». Однако в некоторых случаях, когда есть смягчающие обстоятельства, дезертир отдается под суд, и уже тот решает его судьбу. Никаких смягчающих обстоятельств не имело отступление без приказа. Тут «как с дезертирами», даже если дело касалось целого полка.
Закон давал право на военную добычу, но уже устанавливал ответственность за некоторые преступления против мирного населения: «никто не дерзает грабить, или добычу себе чинить, или обретающимися во оном питьем пьян напитца прежде, пока все сопротивление перестанет, все оружие в крепости взято, и гарнизон оружие свое низположит, и квартиры солдатам розведены, и позволение к грабежу дано будет: под опасением смертной казни». Грабить запрещалось, как только крепость или город давали присягу на верность. После этого всякие поборы карались казнью.
В 1877 году во время войны с Турцией был введен указ «О порядке ответственности лиц гражданского ведомства, совершивших в местностях, состоящих на военном положении, наиболее тяжкие положения». На военном положении тогда находились Бессарабская, Таврическая, Херсонская губернии и Крым. Уголовные дела рассматривались специальными военными судами по упрощенной процедуре.
Согласно Правилам о военном положении от 18 июня 1892 года гражданские лица обязательно подлежали военному суду и наказанию по законам военного времени за совершение умышленного убийства, изнасилования, разбоя, грабежа, бунта и измены, поджога, нападения на часового, убийство часового, или чинов караула, или полиции.
После убийства Александра II было разработано очень подробное законодательство, прозванное, «карательной конституцией». Несколько режимов охраны вплоть до осадного положения могли вводиться и без войны. Например, в состоянии усиленной охраны с 1881 по 1905 год непрерывно состояли Петербургская, Московская и еще ряд губерний. Потом там ввели военное положение┘
Первая мировая война породила ряд новых законов. Например, введена военная цензура, а в 1915 году была установлена уголовная ответственность за уклонение от госзаказа, сокрытие товаров и сырья, за промедление в выполнении госзаказов.
В СССР в 1928 году была введена норма, позволяющая отсрочить приговор, вынесенный в военное время, до окончания военных действий, если осужденный направляется в действующую армию. Проявивший себя стойким защитником родины мог быть освобожден от наказания.
ШТРАФНИКИ НЕСУДИМЫЕ
Однако правовой механизм военного времени и его регламентация были разработаны лишь во время Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года срочно принимается указ «О военном положении». К войне оказались не готовы и юридически. В ходе войны были приняты и такие вполне рациональные указы: от 27 февраля 1942 года «Об отсрочке исполнения приговоров в отношении работников железнодорожного и водного транспорта», от 26 февраля 1943 года «О признании не имеющих судимости военнослужащих, проявивших себя стойкими защитниками Родины и освобожденных судом от наказания». Поэтому бывшие штрафники не имеют судимостей.
Направление в штрафную роту (батальон) как вид наказания появилось в войну. Основой стал приказ НКО СССР от 28 июля 1942 года № 227 («Ни шагу назад»). А приказ НКО «О направлении в штрафные части военнослужащих, осужденных военным трибуналом с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны» вышел 16 октября 1942 года. Только после этого начали реально формироваться штрафные роты и батальоны. Срок пребывания в них составлял от одного до трех месяцев. После трехмесячного пребывания, ранения или подвига, удостоенного правительственной награды, наказание снималось.
Война отразилась и на уголовном кодексе. Появились новые виды преступлений, которые в мирное время иной раз даже дисциплинарными нарушениями не являлись. Стали считаться преступлениями распространение ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения; самовольный уход с предприятий. Статья за отказ от уплаты налогов или уклонение от выполнения повинностей каралась вплоть до высшей меры. Были статьи за злостное нарушение правил противовоздушной обороны, уклонение от сдачи радиоприемников и призматических биноклей.
В соответствии с постановлением ГКО от 26 января 1942 года «О сдаче трофейного имущества» граждане обязаны были в течение 24 часов сдать все брошенное противником и подобранное оружие, боеприпасы, обмундирование, продовольствие, фураж и прочее военное имущество, а также имущество Красной Армии и советских учреждений, присвоенное во время войны.
Преступность в войну увеличилась в 2,5–3 раза. Подавлялась она жестко. Целый ряд уголовных преступлений, в том числе спекуляция и злостное хулиганство, рассматривался трибуналами в течение 24 часов. О каждом приговоре к высшей мере (расстрелу) сообщалось председателю военной коллегии Верховного суда СССР и главному военному прокурору. Если в течение 72 часов сообщение о приостановлении приговора не поступало, он приводился в исполнение.
После окончания войны отмена законов военного времени регламентировалась указом от 21 сентября 1945 года. В то же время было принято постановление пленума Верховного Суда СССР от 28 ноября 1945 года № 13 «Об ответственности военнослужащих за преступления, совершенные ими за границей». Но нормальный закон о военном положении так и не был принят, хотя введение военного положения предусматривалось Конституцией СССР 1977 года. Приняли Федеральный конституционный закон «О военном положении» лишь в 2002 году. Он должен был сопровождаться и модификацией норм уголовного права, но этого не произошло.
ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ
В книге рассматривается специфика режима военного положения применительно к правоохранительной деятельности. Рассматриваются специальные меры, которые в военное время требуют подкрепления средствами уголовно-правового содержания. Война и военное положение кардинально меняют образ жизни всей страны, придется отказаться от части прав и свобод.
Требуется усиление охраны государственных и специальных важных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность гражданского населения, транспорта, связи, энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность. Неизбежно введение особого режима работы всех этих объектов. Неизбежно придется ограничить въезд-выезд на ряд территорий и ограничить свободу передвижения. В войну, возможно, придется приостановить деятельность политических партий, религиозных, общественных и тому подобных организаций, ведущих какую-либо агитацию. Потому что дискутировать в такой ситуации – это подрывать обороноспособность.
Придется мобилизовать граждан на выполнение работ ради нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, восстановления разрушенного, обеспечения транспорта и связи, тушения пожаров и т.д. Закон должен запретить забастовки и манифестации, тем более на оборонных предприятиях.
У граждан и организаций придется изъять оружие, боеприпасы, наркотические и ядовитые вещества, взять под контроль типографии, узлы связи и вычислительные центры, радио и телевидение. Иностранцев, представляющих воюющую с нами страну, придется интернировать. Режим секретности необходимо усилить. Должна быть усилена ответственность за ряд криминальных деяний, которые приобретают особую опасность именно в период войны.
Военные угрозы таковы, что в случае войны будет стоять вопрос о самом существовании российского государства. В подобных условиях декларировать общечеловеческие ценности – самоубийственная безответственность. Необходима политическая воля, чтобы законодательно закрепить приоритет национальной безопасности. В условиях военного положения и задачи уголовного законодательства должны быть существенно изменены, чтобы приоритетом стали суверенитет и конституционный строй России, мир и безопасность человечества.
В условиях боевых действий невозможно обеспечить неспешную процедуру суда присяжных. Кроме того, есть ряд преступлений, на которые следует реагировать немедленно и жестко. Например, когда речь идет о дезертирстве на поле боя, саботаже, диверсии, шпионаже. Как поступать с такими людьми в условиях окружения? В бою? Есть целый ряд серьезных вопросов, требующих правового разрешения. Августовская война 2008 года на Кавказе показала, что российские войска оказались плохо юридически обеспечены. И нет гарантий, что ситуация не повторится. Соответствующий пакет законов следовало хотя бы просто подготовить, чтобы в случае необходимости немедленно принять.