Горы тоже могут стать полем боя.
Фото из книги "Чечня. Солдатская правда"
Большинство военных конфликтов последних десятилетий, в которых принимали участие Вооруженные силы нашей страны, проходили в горной местности: Афганистан, Таджикистан, Кавказ. Бойцы, прошедшие эти горячие точки, знают, что война в горах совсем не такая, как на равнине, и к ней необходимо готовиться по-особому.
В 2006 году президентом РФ принято решение о создании во всех российских силовых структурах подразделений, предназначенных для выполнения задач в горной местности. Сегодня горная подготовка военнослужащих и сотрудников спецподразделений в Вооруженных силах проводится в тесном сотрудничестве с Федерацией альпинизма России. О том, как идет эта работа, рассказывает вице-президент ФАР Иван Душарин.
– Иван Трофимович, как организована горная подготовка военнослужащих и сотрудников спецподразделений?
– В настоящий момент горная подготовка является неотъемлемой частью боевой подготовки. При этом она разделяется на два направления.
Первое – специальная альпинистская подготовка, в ходе которой военнослужащие овладевают техникой преодоления всех форм горного рельефа (скалы, снег, лед, горные реки), совершают восхождения, проходят курс специальной горнолыжной и лавинной подготовки (ски-тур), приобретают навыки выживания и безопасного поведения в горной местности. Эту подготовку подразделения проходят при непосредственном участии инструкторов и специалистов Федерации альпинизма России и штатных инструкторов по горной подготовке частей.
Недавно появился синоним этого направления подготовки – «военный альпинизм», который возник по аналогии с другим прикладным направлением работы ФАР – промышленным альпинизмом (использование альпинистской техники при строительстве и обслуживании промышленных объектов, высотные работы).
Второе направление – подготовка к ведению боевых действий в горах, которую ведут соответствующие органы военного управления.
– А чем отличается горная подготовка военнослужащих от аналогичной подготовки сотрудников спецподразделений?
– Сотрудники спецподразделения дополнительно овладевают альпинистской техникой проникновения в здания и сооружения при штурме, получают навыки длительного автономного пребывания в горной местности на высотах до 5000 метров.
– Правильно ли говорить о том, что итогом этой работы должно стать формирование и становлении единой системы горной подготовки?
– Да. Так же, как в свое время в Вооруженных силах создали единую систему воздушно-десантной подготовки, так и мы исходим из необходимости единых стандартов подготовки и уровней квалификации военнослужащих для действий в горах.
Федерация видит свою миссию в оказании всесторонней помощи Министерству обороны и другим ведомствам в создании внутри них единой военной системы горной подготовки. Мы полагаем, что эта система со временем будет базироваться на собственной материально-технической базе (горные учебные центры, горные полигоны, норма снабжения альпинистским имуществом и снаряжением), собственных преподавательских кадрах – штатных инструкторах по горной подготовке и будет обеспечена полным комплектом учебно-методических материалов (учебные программы, календарные планы, пособия и наглядные материалы).
Дополнительным элементом этой системы ФАР предлагает сделать соревнования по горной и горнолыжной технике.
– Какими документами регламентируется горная подготовка в Вооруженных силах РФ?
– В данный момент начата работа с привлечением специалистов ФАР по созданию пакета нормативных документов, регулирующих все аспекты горной подготовки силовых структур, в первую очередь наставления и руководства. Разработка и внедрение этих документов – наша задача номер один.
Именно для ее решения по инициативе ФАР были проведены два межведомственных совещания, подготовлена программа федерального стандарта подготовки инструкторов, но пока каждое ведомство решает свои задачи по горной подготовке самостоятельно. Эта проблема, которая, с нашей точки зрения, требует государственного решения, встречает некоторое непонимание и движется сейчас не так быстро как необходимо для дела.
На сегодняшний день взаимодействие федерации и силовых структур регулируется документами ФАР и Минспорттуризма РФ: программой подготовки альпинистов, положением о Школе инструкторов-методистов по альпинизму, Положением о подготовке инструкторов по ски-альпинизму (специальной горнолыжной подготовке).
– Что уже сделано в области подготовки специалистов для воинских подразделений и частей?
– В 2008 году Федерацией совместно с Министерством обороны, Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних дел РФ запущена программа по обучению инструкторов по горной подготовке. Летом 2008 года с помощью наших специалистов полный цикл обучения завершили 14 инструкторов по горной подготовке ФСБ и Федеральной пограничной службы.
В начале 2009 года состоялся первый выпуск горных инструкторов Сухопутных войск. Полный курс обучения завершили 54 офицера и прапорщика из горных бригад Северо-Кавказского военного округа, Дальневосточного высшего командного училища, Военного института физкультуры, ГРУ, ВДВ и морской пехоты, состоящих в своих частях на должностях инструкторов горной подготовки.
За время обучения курсанты выполнили требования второго спортивного разряда по альпинизму, окончили школу инструкторов альпинизма, прошли дополнительный курс по зимней подготовке, передвижению на горных лыжах (ски-альпинизму) и лавинной безопасности. Отмечу, что не все курсанты первого набора выдержали жесткие условия гор: более 30% не смогли завершить полный курс подготовки.
Итогом этого выпуска для нас стала корректировка и утверждение программы подготовки инструкторов для Вооруженных сил. Цикл подготовки инструкторов, которые в дальнейшем будут учить бойцов вести боевые действия в горах, должен быть не менее 2–3 лет. Такая программа утверждена и по ней ведется работа.
– Как строится система подготовки военнослужащих? На какие моменты стоит обращать особое внимание?
– Начальная горная подготовка проводится непосредственно в воинских частях под руководством инструкторов горной подготовки. Базовая горная подготовка подразделений проводится на общевойсковом полигоне «Дарьял» в Северной Осетии в течение 25–30 дней. Здесь осваивается комплекс практических действий на различном горном рельефе, приобретаются навыки выживания и безопасного поведения в горах. По окончании этого этапа курсанты выполняют норму на значок «Альпинист России».
Следующий этап – подготовка к действиям в высокогорье – проводится в высокогорных районах в течение 30 дней. Здесь бойцы выполняют нормы третьего, а затем второго спортивного разряда по альпинизму, проходят обучение по технической подготовке в высокогорье.
К последнему этапу – обучению по специальности «инструктор горной подготовки» – допускаются военнослужащие, выполнившие спортивные нормы по альпинизму 2-го разряда.
Я уже акцентировал внимание на том, что должна быть единая система горной подготовки, потому что, когда каждое ведомство решает проблемы самостоятельно, происходит непонимание даже в вопросах терминологии, в специфике некоторых приемов, действиях, а это может привести к тому, что рода войск, которые должны взаимодействовать в горах, могут не найти общего языка.
С точки зрения военной теории и просто с точки зрения здравого смысла – это нонсенс. Как устройство автомата Калашникова или программа подготовки парашютному делу едина для всех родов войск, так и базовые требования в горной подготовке должны быть унифицированы. Непонимание этих вещей и приводит пока к замедлению процессов ведения горной подготовки в Вооруженных силах.
– Как вы оцениваете уровень подготовки солдат и офицеров, которые прибывают для прохождения обучения? Насколько хорошо они оснащены?
– В первом наборе курсантов Министерства обороны произошел большой отсев из-за неподготовленности и слабой мотивации. Многих из них, выражаясь альпинистским языком, пришлось «списать» из-за профессиональной непригодности. Это послужило хорошим уроком и командованию, и нам, и следующий набор был проведен грамотно, в нем практически не было отсева. В принципе общий уровень подготовки в спецподразделениях достаточен для того, чтобы выполнять программу горной подготовки. Из всех остальных структур людей нужно отбирать, иначе эффективность подготовки серьезно снижается.
– Какую работу ведет ФАР в плане подготовки курсантов военных училищ?
– По инициативе командования Сухопутных войск был открыт факультет подготовки общевойсковых командиров ДВВКУ со специализацией на горной подготовке. Первый набор состоялся в 2008 году, пять преподавателей этой кафедры окончили Школу инструкторов Федерации альпинизма России. Кроме этого альпинистскую подготовку в училище курирует руководитель Федерации альпинизма Благовещенска Игорь Шерстнев, мастер спорта по альпинизму. В 2012 году состоится первый выпуск тридцати лейтенантов, имеющих специализацию «Инструктор горной подготовки».
– Как складывается сотрудничество ФАР с МВД?
– ФАР подписало соглашение о сотрудничестве и ведет подготовку инструкторов для Внутренних войск МВД РФ. На завершившемся в апреле этого года сборе по зимней горной подготовке (ски-альпинизму) приняли участие 47 курсантов, успешно выполнивших программу. Отдаю должное командованию Внутренних войск, уровень организации сбора был очень высокий. Командованием были созданы все условия, чтобы бойцы освоили этот курс. Сбор проходил на альпинистской базе Шхельда, ски-альпинистская подготовка проходила на склонах Эльбруса, зачетное восхождение было совершено на вершину Гумачи. На 2009 год командованием запланировано еще два мероприятия в рамках подготовки горных инструкторов: альпинистская подготовка (июнь, 100 курсантов) и Школа инструкторов (40 курсантов).
– Как вы оцениваете перспективы развития и становления горной подготовки в Вооруженных силах РФ?
– Позитивно – при своевременном решении ряда задач. К таковым я отношу в первую очередь создание в Министерстве обороны специального структурного подразделения, занимающегося вопросами руководства и координации горной подготовки, подготовку и утверждение перспективного плана развития горной подготовки и нормативных документов, регулирующих вопросы горной подготовки. Общей проблемой для Вооруженных сил в России является отсутствие материального стимулирования военнослужащих, а специфической задачей по горной подготовке я считаю отсутствие учета в военных комиссариатах допризывной молодежи, имеющих альпинистскую квалификацию.
При устранении указанных недостатков и грамотном взаимодействии с Федерацией альпинизма, я уверен, Вооруженные силы РФ смогут успешно выполнять боевые задачи в горной местности.