Березин Ф., Кривец В., Штутман С. Федор Мартынов – гроза бандитов/ Под общ. редакцией Ф.Березина. – М.: Интерреклама, 2009. – 176 с.: ил.
У этой небольшой по объему книжечки с немудреным названием «Федор Мартынов – гроза бандитов» имеется весьма любопытный подзаголовок: «О руководителе Особой ударной группы по борьбе с бандитизмом Московской ЧК». «По сути, речь идет о первом «чекистском спецназе», небольшом отряде, сумевшем одержать убедительные победы на фронте борьбы с преступностью», – написал в обращении к читателям экс-депутат Государственной Думы Б.А.Мартынов – внук центральной фигуры повествования Федора Яковлевича Мартынова.
ИСТОКИ ПОИСКА
С самых первых страниц книга буквально захватывает своим детективным началом: в личном архиве писателя и журналиста Сергея Семенова случайно была обнаружена рукопись Н.В.Игнатова «Рассказы старого чекиста», имевшая отношение к Федору Мартынову.
Сергей Александрович Семенов родился в 1893 году в большой рабочей семье, насчитывавшей 13 детей. От голода пятеро умерли, умер и отец – кормилец семьи. Учиться Сергею довелось только четыре года – с 14 лет стал работать, а после Октябрьской революции, как только ему исполнилось 18, был мобилизован на фронт.
В боях с деникинцами получил ранение, комиссарил в батальоне ЧК, боролся с бандитизмом в Украине и в Сибири, переболел тифом, во время подавления Кронштадтского мятежа в феврале–марте 1921-го, как он сам писал позднее, «принял холодную ванну» и заболел туберкулезом легких.
После демобилизации взялся за литературную работу. В № 1 журнала «Красная новь» за 1929 год появился его автобиографический рассказ «Тиф», газета «Петроградская правда» от 5 и 6 февраля 1922 года опубликовала повесть «На дорогах», в 1929 году по роману Семенова «Наталия Тарпова» Московский камерный театр поставил одноименный спектакль, в 1935 году в Ленинграде зрители Большого драматического театра увидели народно-героическое представление в 4 актах о челюскинцах «Не сдадимся», и эта же пьеса в 1936 году появилась в афишах Московского камерного театра.
В 1941 году Сергей Семенов стал журналистом дивизионной «многотиражки» «За Советскую Родину», а в 1942 году на Ленинградском фронте умер от крупозного воспаления легких. Ему не было и 50 лет.
Архив писателя сохранила его вдова Н.Г.Семенова-Волотова. Авторы книги предположили, что уже упоминавшийся Н.В.Игнатов принес свою рукопись Семенову перед Великой Отечественной войной. Тот, возможно, прочитал ее, но не оставил ни одной пометки на полях, хотя сам был активным участником борьбы с бандитизмом и знал героев этого повествования. Может быть, сыграла свою роль обычная предосторожность, так как на первой странице рукописи имелось посвящение: «Первому руководителю, учителю и другу Украинских чекистов Василию Николаевичу Манцеву посвящаю свой первый труд на литературном фронте». А это имя было под запретом, как и имена многих чекистов, причисленных в то время к «врагам народа».
Узнав из рукописи Н.В.Игнатова фамилию, имя и отчество начальника Особой группы ударников Федора Яковлевича Мартынова, авторы книги выяснили, что он хорошо знаком старым чекистам, которые часто упоминали его в своих воспоминаниях и даже приводили ходившие о нем легенды. Так, Федор Мартынов присутствует в повести В.Привальского «Браунинг №┘» из сборника «Приключения» (М.: «Молодая гвардия», 1971), в книге И.Коваля «Железная рука» (М.: 1967), в сборнике «Солдаты порядка» (М.: 1976) и др.
ЕГО ЗНАЛ ДЗЕРЖИНСКИЙ
По отрывочным сведениям авторам книги удалось выяснить, например, что Федор Мартынов участвовал в поимке небезызвестного Яшки Кошелькова, который в 1919 году буквально терроризировал всю Москву и однажды остановил машину с Лениным. Банально обобрав главу государства, его сестру Марию Ульянову, сотрудника Чебанова и шофера Гиля, Яшка высадил их из машины, и его сообщник Васька-Заяц повез бандитов по Новинскому бульвару. Рассмотрев на полдороге документы Ленина, Яшка решил забрать его, чтобы освободить всех содержащихся в Бутырской тюрьме уголовников. Но когда бандиты вернулись, они никого уже не нашли и, раздосадованные, в тот же вечер застрелили 16 постовых милиционеров.
Этот случай был широко известен, о нем писали газеты. Публикация, где ликвидация банды приписывалась исключительно МУРу, заставила Федора Мартынова обратиться в редакцию. «В ответ на Ваш запрос сообщаем, что сведения ликвидации Московским уголовным розыском банды Яшки-Кошелька и 20 других крупнейших бандитских шаек в 1919 г. взяты нами из газеты «Известия» административным отделом Московского губисполкома № 132 от 12 ноября с.г. за подписью тов. Емельянова.
Публикуя сообщение в юбилейной заметке о том, что МУР ликвидировал шайку Яшки-Кошелька, редакция не могла не доверять материалам, под которыми стоит подпись тов. Емельянова.
Таким образом, Ваше указание о неверном сообщении должно быть целиком отнесено на счет начальника Московского уголовного розыска тов. Емельянова».
Получив такой ответ из редакции, Федор Мартынов сделал литературную запись этого боевого эпизода деятельности Особой группы, в его архиве сохранились лишь отрывки машинописного текста, подписанные Ф.М.
Буквально заинтригованные личностью Ф.Я.Мартынова, авторы разыскали его дочь Ирину Федоровну, которая показала им семейную реликвию – большую фотографию 1922 года. На ней изображены сидящие вполоборота друг к другу, облокотясь на небольшой столик с газетой «Правда», первый чекист и крепкого телосложения молодой человек с буквами ГПУ в петлицах и орденом Красного Знамени на груди. На обороте фотографии четко читалась надпись: «Дорогому тов. Мартынову, неустрашимому борцу за дело рабочих и крестьян, на память Ф.Дзержинский».
Используя материалы небольшого архива Ирины Федоровны, а главным образом из бесед с сестрой Ф.Я.Мартынова Агриппиной Яковлевной и племянницей Ф.Э.Дзержинского Софьей Владиславовной Дзержинской, они воссоздали на страницах книги жизненный путь Федора Мартынова.
ОСОБАЯ ГРУППА
Особый интерес, конечно, представляют восстановленные авторами книги события весны 1920 года в Украине. Наступление польских войск и активизация контрреволюционных банд создали здесь очень напряженную обстановку. Прибывший в мае на Украину председатель ВЧК и одновременно нарком внутренних дел Феликс Дзержинский через Совнарком Украины своими распоряжениями организовал деятельность тыла Юго-Западного фронта, в короткие сроки провел комплекс мероприятий, чтобы защитить настрадавшееся население от террора, зверств, грабежей и поборов многочисленных банд. Особой группе Федора Мартынова он поставил ударную задачу – обезвредить махновскую агентуру, решительно пресечь деятельность банд, выявить и изловить главарей. Общее руководство борьбой с бандитизмом Дзержинский возложил на Манцева┘
Мартыновцы появлялись всегда внезапно и были действительно грозой бандитов в Киеве, Харькове, Екатеринославле, Николаеве, Черкассах, Сумах, Полтаве, Гуляй-Поле и других городах. В течение двух лет ударники методично нейтрализовали опаснейших преступников, вскрывали и обезвреживали бандитские гнезда, добывали ценнейшие разведданные... И несли боевые потери.
К середине 1923 года, однако, начальник Особой ударной группы по борьбе с бандитизмом Московский ЧК написал председателю ОГПУ Дзержинскому докладную записку, в которой отметил, что в Украине в основном ликвидирован уголовный и политический бандитизм.
Книга «Федор Мартынов – гроза бандитов» – это, как принято говорить, не хорошо забытое старое, а драгоценный опыт борьбы с крайним проявлением преступности – бандитизмом.