0
4089
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

19.03.2010 00:00:00

Офицеры и политика

Василий Микрюков

Об авторе: Василий Юрьевич Микрюков - доктор педагогических наук, кандидат технических наук, подполковник.

Тэги: армия, офицер, политика


армия, офицер, политика Офицеры запаса нередко активно включаются в политические движения.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Офицеры составляют основу, костяк армии. От них зависит боеспособность войск, стабильность внешнеполитического положения страны, устойчивость правительства. На всем протяжении истории Русской армии офицеров пытались вовлечь в политику, привлечь на свою сторону исходя из разнообразных убеждений и верований.

Утверждается, что офицер не имеет права примыкать ни к какой партии политической, социальной или религиозной. Власть офицера должна быть внепартийна, тогда только граждане будут относиться к нему с доверием. Но свободна ли армия от политических задач?

ПАРТИЯ ВНЕПАРТИЙНЫХ

Автор «Настольной книги гг. офицеров» И. Болотников писал в 1910 году: «Армия – это братство, это, если хотите, политическая партия, давшая обет внепартийности, верности закону, порядку и дисциплине. Так во всех государствах, так должно быть и у нас, и эти взгляды должны прививаться армии: офицерам на школьной скамье, а нижним чинам в тиши казарменных бесед».

Свое понимание политических задач армии Болотников сформулировал так: «Армия вне партий, армия вне политики, она за закон. Вовлекать армию в политику – преступление. Она не должна принимать участия во внутренней политической борьбе своей страны: она громадная сила и мощь народа, она слишком грозна, чтобы примкнуть к той или другой партии. Ее не должны трогать бури: она остается политически бесстрастной и блеском штыков, сабель и пушек охраняет законный порядок и охлаждает пыл враждующих сторон».

Однако как же быть с выборами президента, парламента? За кого должна голосовать армия или же ей не голосовать вообще?

«В лучшем случае нам посоветуют, чтобы армия не мешалась в политику. Этот совет так часто нам повторяют, что истинная суть его давно стерлась, и советчики рекомендуют безжизненность армии как во внешней, так и во внутренней политике. Но армия слишком крупная сила, чтобы быть безжизненной», – писал в 1910 году в «Офицерской жизни» В. Короткевич.

В России царская власть, напуганная восстанием декабристов, запретила офицерам обращаться к политике. При производстве в офицеры давалась подписка следующего содержания (текст ее так и оставался неизменен до 1917 года): «18.. года. Я, нижеподписавшийся, даю сию подписку в том, что ни к каким масонским ложам и тайным обществам, Думам, Управам и прочим, под какими бы названиями они ни существовали, я не принадлежал и впредь принадлежать не буду, и что не только членам оных обществ по обязательству, чрез клятву или честное слово не был, да и не посещал и даже не знал об них, и чрез подговоры вне лож, Дум, Управ, как об обществах, так и о членах, тоже ничего не знал и обязательств без форм и клятв никаких не давал».

Даже после манифеста 17 октября 1905 года всем офицерам и военным чиновникам запрещалось быть членами политических партий и организаций, образованных с политической целью, и присутствовать на собраниях, обсуждающих политические вопросы, а также вообще «принимать участие в скопищах, сходках и манифестациях, какого бы рода они ни были». Эти правила распространялись и на отставных офицеров, имеющих право ношения мундира. Офицерам запрещались также публичное произнесение речей и высказываний политического содержания. В обществах неполитического характера офицеры могли состоять с разрешения начальства. Поэтому в политике офицеры, как правило, стремились не участвовать и не могли быть ее самостоятельными субъектами.

Такие установки правительства пагубно сказались на политической подготовке офицеров и были одной из причин растерянности офицерского корпуса в ходе событий февраля–октября 1917 года. Политическое размежевание офицеров стало возможным лишь как следствие их политического невежества, а их практические действия нередко определялись сложившейся политической конъюнктурой, а не идейными позициями: в частности, стремление в смутное время «всплыть» наверх. Интересное явление послепутчевого периода 1991 года: вчерашние незаметные офицерские личности, набравшие очки на (или около) «августовской победы», попытались стать «заметными» фигурами: обрели «голос» и осанку, чуть ли не цыкали на ничем не запятнавших себя военачальников, а те едва ли не щелкали перед ними каблуками.

НЕ УПУСКАТЬ ИЗ ВИДУ

Роль политической подготовки офицерского корпуса обусловливается следующими обстоятельствами:

– во-первых, армия является инструментом власти; душа армии – офицерский корпус – не может блуждать в политических потемках: он должен быть политически просвещен и сопричастен к тем государственным задачам, которые решает власть; офицер должен быть активным носителем государственной и национальной идеи;

– во-вторых, политическая подготовка войны, политический аспект самой войны требуют высокой политической квалификации не только высшего командного состава, но и рядового офицерства;

– в-третьих, сама война как сложное моральное, политическое, физическое и военное испытание требуют от офицера не только развитых стратегических и тактических навыков, но и умения управлять и направлять энергию масс на достижение победы; без правильной идеологии справиться с этой задачей невозможно;

– в-четвертых, попытки политических партий использовать офицерство в борьбе за власть требуют от офицеров не только политической бдительности и стойкости (к соблазнам и искушениям), но и высочайшей политической прозорливости, умения за действиями отдельных партий, групп и лиц видеть общее благо государства, не упускать из виду вопросы национальной безопасности;

– в-пятых, офицерство (не генералитет только) следует рассматривать как важнейший резерв государственных людей.

О том, насколько широко и разносторонне поставлена политическая подготовка в странах Запада, можно судить по примеру Германии. В общевоинском уставе открыто говорится о том, что политобразование «является составной частью идеологической работы среди военнослужащих». И эта работа должна быть направлена на всемерное разъяснение демократических устоев Германии. Политическая подготовка, подчеркивается далее, есть нечто большее, чем просто сумма занятий и семинаров. Это сложный и многогранный методический комплекс, позволяющий решать многие вопросы становления личности. Просто информировать о политических вопросах – это лишь полдела. Необходимо вступать в дискуссию по спорным положениям. Лишь тогда военнослужащий станет компетентным в принятии политических решений, всецело осознает гуманность Конституции и ценность демократических завоеваний.

Широко практикуются различные семинары и сборы (до двух дней), на которые привлекаются как подчиненные, так и их начальники. Непосредственным «генератором» политподготовки в войсках является Совет по «внутреннему руководству». Он состоит из 30 человек, 25 из которых назначаются министром обороны и 5 членов совета являются постоянными. В состав совета входят, как правило, гражданские лица, зарекомендовавшие себя на поприще воспитательной работы. Не менее 3 раз в год совет собирается на пленарные заседания и рассматривает важнейшие вопросы политической подготовки.

К работе совета подключаются: Центр внутреннего руководства, Институт социальных наук бундесвера, Управление военно-исторических исследований, Академия психологической обороны, Военно-медицинская академия и ряд других военных и гражданских учреждений страны. О важности идеологических аспектов в воспитании армейской молодежи можно судить по тому, что бундесвер издает свыше 20 журналов и одну ежедневную газету. В Бонне считают, что в демократическом обществе каждый военнослужащий должен быть в курсе всех проблем армии, активно и сознательно участвовать в их разрешении.

БЛАГО ОТЕЧЕСТВА, А НЕ КЛАССА

Офицер не может быть политической невеждой: это слишком дорого обходится государству, утверждает А. Каменев в работе «Военная школа России: уроки истории и стратегия развития».

В отношении же участия офицера в политической деятельности Каменев высказывает ряд принципиальных положений:

– для офицера все слои общества одинаковы. Он не служит ни одному из классов или групп, а стоит на страже общенациональных интересов. Благо Отечества для него прежде всего. Вступающий в офицерский корпус должен забыть о своей социальной принадлежности. Офицер – не слуга, а воин, которому доверено самое ценное – безопасность и покой сограждан. Все, что угрожает безопасности и покою граждан, должно побуждать его к адекватным действиям, направленным для устранения опасности, восстановления безопасности и покоя граждан его страны. Любые призывы классов, групп и лиц к офицеру занять выгодную только для них позицию – одно из действий, направленных на дестабилизацию обстановки в стране, следовательно, не могут быть восприняты офицерским корпусом как благие для нации и их следует категорически отвергнуть;

– офицер не имеет права участвовать в политической или классовой борьбе, ибо это ставит его в противоборство с существующей властью, что является недопустимым для него. Основная политическая линия офицера – безусловная поддержка законной власти;

– единственно приемлемый механизм смены государственной власти – мирное разрешение кризиса власти. Дворцовые перевороты, тайный сговор, насильственное свержение правительства и захват власти – средства негодные, порочные, недостойные и вредные, участие в которых офицеру категорически запрещает его офицерский долг и служебное положение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1014
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1208
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1660
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1357

Другие новости