0
9241
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

25.02.2011

Секретные Герои Советского Союза

Тэги: корея, китай, война, ас


корея, китай, война, ас Снаряды МиГов заставили пойти на вынужденную посадку этот F-84 Thunderjet.
Фото из книги "Советские асы корейской войны"

Сейдов И. Советские асы корейской войны. – М.: Фонд «Русские Витязи», 2010. – 452 с., 393 илл., 17 табл., 858 имен, 7 вкл. плакатов. – («Воздушные войны ХХ века») Тираж 750 экз.

Существует утверждение, что корейская война (1950–1953) была первым военным столкновением между Советским Союзом и США. Дескать, Сталин воевал с Америкой. Ничего подобного! С Америкой воевал Мао Цзедун, отправивший на фронт в Корее сотни тысяч китайцев. Помощь СССР понадобилась, когда китайцы и северокорейцы потерпели поражение и оказались прижаты к границе КНР.

Сталин не мог позволить, чтобы место японской Квантунской армии у границ Союза на Дальнем Востоке заняли американцы. Помощь была оказана, и не только материальная. На войну командировали авиационные и зенитно-артиллерийские подразделения. Базировались они главным образом на территории Китая. Но информация об этом десятки лет оставалась засекреченной. Только недавно были открыты архивы, а оставшиеся в живых участники тех событий смогли поделиться воспоминаниями.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ

Фонд «Русские Витязи» издал книгу, повествующую о советских асах этой первой воздушной войны на реактивных скоростях. Новое поколение истребителей, другая тактика воздушного боя отличали боевые действия новой эпохи от недавней Второй мировой войны. Званиe аса теперь получал летчик за пять одержанных побед. Но одержать эти победы было очень нелегко.

«Советские асы корейской войны», в сущности, справочное издание, содержащее самую полную на данный момент информацию обо всех советских летчиках, отличившихся в небе Кореи и Китая. Автор книги Игорь Сейдов, многие годы разрабатывающий эту тему, постарался описать буквально каждый воздушный бой, каждую победу над противником. Данные подкрепляются ссылками на американские архивы и мнения авторитетных зарубежных исследователей, работавших с архивами Австралии, Великобритании и других стран.

Соавтором книги по праву должен считаться художник Сергей Вахрушев. Ему принадлежат многочисленные изображения самолетов с точным воспроизведением раскраски, символики и камуфляжа. Дополнено все многочисленными фотографиями той поры, что придает книги еще большую документальную достоверность.

Долгое время западные СМИ создавали и поддерживали миф о безоговорочном превосходстве американских ВВС в небе Кореи. Утверждалось, например, что первую победу в бою между реактивными истребителями одержал 1-й лейтенант Рассел Браун, а первым асом также стал американец – капитан Джеймс Джабара. На самом деле первую победу в бою реактивных самолетов 1 ноября 1950 года одержал старший лейтенант Семен Хоминич. Капитан Сергей Крамаренко стал первым асом-реактивщиком корейского неба, а самым результативным асом той войны является майор Советских ВВС Николай Сутягин, сбивший 22 самолета противника.

Лучшим среди американских пилотов считается капитан МакКоннелл, на счету которого 16 сбитых МиГ-15. А, например, у третьего в списке американских асов капитана Мануэля Фернадеса на счету 14,5 самолета. Такой вот был у американцев счет – можно было по половинке самолета набрать внушительное число побед, фактически только повреждая истребители противника.

Американцы скрывали потери. Обычной практикой было списывать свои сбитые самолеты как разбившиеся при аварии спустя несколько дней после проигранного боя. Категорически отказывались признавать потери в воздушных боях, предпочитая списывать их на зенитную артиллерию противника. И просто невероятно количество истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, «разбившихся при отказе техники» над территорией противника.

Подтверждением победы в воздушном бою были средства фотоконтроля. Авиапушки самолетов всех воюющих сторон были соединены с фотоаппаратами, фиксирующими попадание. Эксперты, то есть начальники, потом решали, считать пораженную цель сбитой или только поврежденной. Но важнее этого для советских летчиков было подтверждение наземных войск. Особенно когда самолет падал в пределах достижимости и можно было точно зафиксировать опознавательные знаки и номера агрегатов. Нередко сбитые машины падали в труднодоступной горной местности или дотягивали до моря, где американские летчики предпочитали катапультироваться. Иногда подбитый самолет дотягивал и до американского аэродрома, но потом обычно списывался на запчасти. Так что число побед советских летчиков, как правило, равнялось числу реально уничтоженных самолетов противника.

В книге отмечены и некоторые летчики, не набравшие пяти «зачетных» побед, но оставившие значительный след в истории боевой авиации. Например, участник Великой Отечественной войны капитан Григорий Харьковский совершил всего несколько боевых вылетов, но в одном из них сбил В-29, а через четыре дня в одном бою «завалил» сразу еще три стратегических бомбардировщика В-29 «Летающая крепость». Подобного результата не добивался больше ни один летчик в истории. За этот подвиг капитан Харьковский был удостоен ордена Ленина и досрочно получил звание майора.

Старший лейтенант А.Ф.Андрианов 4 декабря 1950 года впервые сбил в бою четырехмоторный реактивный самолет-разведчик RB-45A № 48-015 из состава 84-й BS (бомбардировочной эскадрильи), который впервые применялся в боевых условиях командованием ВВС США.

ПОБЕДЫ И НАГРАДЫ

10 октября 1951 года был издан закрытый указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении большого числа летчиков из состава 324-й и 303-й истребительных авиадивизий орденами и медалями. В этом же указе были названы первые восемь Героев Советского Союза, одержавшие по 6–8 побед. Посмертно звания Героя был удостоен погибший в воздушном бою старший лейтенант Борис Образцов, имевший на счету четыре сбитых самолета.

Но постепенно количество сбитых самолетов, необходимых для представления к званию Героя, стало расти, достигнув десятка. Хотя, по большому счету, главное слово, видимо, оставалось за начальством. Так, два летчика, достигших выдающихся результатов, этого вполне заслуженного звания не получили.

Капитан (с 28.08.1951 г. – майор) Константин Шеберстов с апреля 1951 по февраль 1952 года совершил более 120 боевых вылетов, лично сбил 13 самолетов. А награжден двумя орденами Красного Знамени. Капитан Петр Милаушкин также совершил около 120 боевых вылетов, участвовал в 50 воздушных боях и лично сбил 11 самолетов. И тоже награжден за боевые подвиги двумя орденами Красного Знамени. Почему с ними обошлись столь скупо, выяснить автору не удалось.

Надо сказать, что наиболее выдающиеся летчики вполне заслужили по результатам боевой деятельности и вторую Золотую Звезду Героя. Но ни одного дважды Героя так и не появилось. Вот здесь как раз все понятно. Дважды Герою по закону полагалось установить на родине бронзовый бюст. Причем сделать это можно было, да и делалось нередко, через 10–20 лет после соответствующего указа. Но война в Корее была засекречена навсегда, как и ее герои.

Порой установить истину очень непросто. Многих историков авиации интересует вопрос – кто из летчиков стал первым асом, сбив пять реактивных самолетов? Недавно опубликованные данные о потерях американских ВВС и авиации ВМС в сопоставлении с такими же данными о потерях советских ВВС в Корее позволяют достоверно определить первого аса. Судя по исследованиям российских историков, а также американского – Стефена Сьюэлла, и аргентинского – Диего Зампини, таким асом является командир 2-й эскадрильи 176 гвардейского истребительного авиационного полка капитан Сергей Макарович Крамаренко. В книге подробно описан каждый бой. По мнению зарубежных историков, 29 июля 1951 года капитан Сергей Крамаренко стал первым в мире «реактивным» асом. В тот день он подбил самолет F-86A № 49-1098, пилот которого сумел дотянуть до базы в Сувоне, но не стал рисковать с посадкой и выпрыгнул с парашютом.

Однако есть и другие подсчеты. По советским данным, первым летчиком, сбившим пять именно реактивных самолетов, стал старший лейтенант Ф.А.Шебанов из 196 ИАП, одержавший пятую победу еще 20 мая 1951 года. Но не все его победы признаны американской стороной. Однако в наше время установлено, что первым асом, сбившим пять реактивных самолетов, можно считать капитана С.И.Науменко, который одержал эти победы к 24 декабря 1950 года. Но одну из этих побед – 10 декабря 1950 года над F-80 не признало уже советское командование. А вот американцы недавно признали эту потерю, правда, обозначив ее как потерю от «огня с земли». Собственно, от всех этих подсчетов не меняется главное – первым асом реактивной эпохи стал советский летчик, а вовсе не американец.

Но вернемся к капитану Сергею Крамаренко. Он успел повоевать еще в Великую Отечественную, участвовал в 66 воздушных боях, где лично сбил два немецких истребителя и аэростат плюс десять самолетов противника – в группе. Но и сам оказался сбит 19 марта 1944 года. Попал в плен, через месяц освобожден наступающими советскими войсками, и уже в мае снова воевал. Как видим, плен не помешал карьере. За бои в годы войны Крамаренко был награжден орденом Красного Знамени, а 10 октября 1951 года удостоен звания Героя Советского Союза. К тому времени на его боевом счету имелось восемь сбитых самолетов. А всего в небе Кореи Сергей Крамаренко в 42 воздушных боях сбил 13 самолетов противника. Потом еще дважды он выезжал в загранкомандировки, работая военным советником в Ираке и Алжире. Сейчас генерал-майор авиации в отставке Крамаренко живет в Москве. Он написал захватывающие мемуары, отрывки из которых приведены в книге. В книге цитируются воспоминания и других летчиков, что придает повествованию особый документализм и драматизм.

С одной стороны, перед нами справочник, где воспроизведены биографии более чем 60 советских летчиков, дравшихся в небе Кореи и Китая. Перечислены все их победы. Но, с другой стороны, это увлекательно рассказанная история участия советских авиаторов в той давней войне. История подробная, точная, основанная на документальных источниках, богато проиллюстрированная фотографиями и прекрасными рисунками. Нельзя не отметить качественный дизайн книги и отличное полиграфическое исполнение. И такую редкость, как разворачивающиеся вклейки. Авторы и издательство сделали замечательный подарок любителям авиации и военной истории. Листая эту книгу, читатель будет испытывать гордость за свою страну, ее победы.

Всего за время войны в Корее истребителями 64-го корпуса ВВС СССР сбито 1097 самолетов противника. Свои потери составили 110 летчиков и 319 самолетов. Общее соотношение потерь 3,4:1 в пользу советских летчиков.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Партия Зюганова подходит  к моменту истины

Партия Зюганова подходит к моменту истины

Иван Родин

Коммунистам упал в руки почти весь протестный электорат, но им этого не надо

0
3562
Расследование гибели рейса MH17 пошло  по ложному следу

Расследование гибели рейса MH17 пошло по ложному следу

Александр Шарковский

Минобороны РФ представило новые данные по делу крушения "Боинга" над Донбассом

0
2114
Российский Гиппократ

Российский Гиппократ

Игорь Шумейко

Его пациентами были Дмитрий Менделеев, Николай Некрасов, Петр Чайковский и Отто фон Бисмарк

0
792
Что век наставший нам готовит?

Что век наставший нам готовит?

Алексей Малашенко

Грядущий миропорядок станет национально-индивидуализированным

0
1098

Другие новости

Загрузка...
24smi.org