0
8276
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

24.06.2011 00:00:00

Рождение АРСа

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад - историк, писатель.

Тэги: арс, снаряд


арс, снаряд Схема одного из трофейных германских активно-реактивных снарядов.
Схема предоставлена автором

Активно-реактивные снаряды (АРС) обычно считаются изобретением 60-х годов ХХ века.

А между тем в начале 1943 года «специальными боеприпасами» у нас занимался Наркомат┘ авиационной промышленности, а конкретно – НИИ-1. Но снаряды эти были не простые, а активно-реактивные!

В результате были созданы и испытаны три типа АРС: к 76-мм дивизионной пушке ЗИС-3, к 152-мм корпусной пушке образца 1910/34 годов и к 120-мм полковому миномету. Пусть военные историки и любители не морщат лоб, почему была выбрана 152-мм относительно старая пушка ≈ ее подало на испытание ГАУ, из нее и стреляли. Благо ее снаряды и заряды были унифицированы с нашим основным корпусным орудием ≈ 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20.

76-мм АРС был получен переделкой штатной осколочно-фугасной гранаты весом 6,28 кг. Снаряд был разделен промежуточной ввинтной перегородкой на головную часть, содержавшую разрывной заряд, и корпус реактивной каморы.

В дне снаряда располагалось шесть сопел, в центре имелось нарезное очко под воспламенительное устройство.

Реактивный снаряд представлял собой одноканальную шашку пороха Н-40/8-150 весом 0,285 кг, опиравшуюся на диафрагму.

В донной части снаряда помещались капсюль-воспламенитель и пороховой замедлитель.

Естественно, из-за введения реактивного заряда вес взрывчатого вещества (ВВ) в снаряде уменьшился с 760 г до 200 г. Зато реактивный двигатель сообщал снаряду дополнительную скорость 95 м/с, а дальность увеличилась с 13,3 км до 14,8 км.

152-мм АРС весом 43,6 кг также был создан на базе штатного пушечного осколочно-фугасного снаряда. Пороховой заряд состоял из шашки пороха НГВ марки 110/10-300 весом 4,35 кг. Вес ВВ тоже решили уменьшить с 6,25 кг до 4,55 кг. Зато реактивный двигатель сообщал снаряду дополнительную скорость 200 м/с, что приводило к увеличению дальности с 16,2 км до 22,45 км, то есть из всей советской артиллерии дальше (до 25 км) могла стрелять только 152-мм пушка большой мощности БР-2, а их в АРГК имелось только 30 штук.

В ходе полигонных испытаний 1944≈1945 годов выяснилось, что в 76-мм и 152-мм АРСах прочность шашек из нитроглицеринового пороха недостаточна. Пороховые шашки растрескивались при выстреле, что приводило к выскокам давления в реактивной камере и к разрывам снарядов на начальном участке траектории.

Но война уже закончилась, и среди германских трофеев наши конструкторы обнаружили такое┘

АРСЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Работы над активно-реактивными снарядами были начаты в Германии в 1934 году. С помощью таких снарядов конструкторы стремились увеличить дальность стрельбы. Однако немцы столкнулись с рядом трудностей. Так, в активно-реактивных снарядах по сравнению с обычными снарядами уменьшился вес разрывного заряда, ухудшилась кучность стрельбы и т.п. Замечу, что многие эти проблемы не решены до сих пор. В предвоенные годы на работы по активно-реактивным снарядам немцы затратили около 2,5 млн. марок.

Первоначально опыты шли с пушечными снарядами калибра 7,5 см и 10 см. В качестве ракетного топлива использовался черный порох. Однако из-за непрочности шашек этого пороха удовлетворительных результатов получить не удалось.

Лишь в 1938 году фирме ДАГ в городе Дюнеберге удалось создать технологию прессования прочных шашек бездымного пороха и надежную схему воспламенения. В результате испытываемый опытный активно-реактивный снаряд имел дальность стрельбы на 30% большую по сравнению с обычным снарядом.

В 1939 году фирмой «Баприф» был разработан 15-см активно-реактивный снаряд R.Gr.19 для 15-см тяжелых полевых гаубиц образцов 18 и 18/40. Вес снаряда составлял 45,1 кг, длина – 804 мм (5,36 калибра). Снаряд содержал 1,6 кг взрывчатого вещества. Дульная скорость снаряда – 505 м/с. Дальность стрельбы – 18,2 км. После испытаний снаряд был принят на вооружение.

В 1940 году в военном арсенале города Бамберга было изготовлено 60 тыс. активно-реактивных снарядов 15cm R.Gr.19. Все они были направлены в Африканский корпус генерала Роммеля.

В 1941≈1944 годах фирмы «Рейнметалл» и Круппа выпустили небольшую партию улучшенных активно-реактивных снарядов 15cm R.Gr.19/40 с дальностью стрельбы 19 км. Широкого распространения эти снаряды не получили из-за плохой кучности стрельбы и малой прочности снарядов. Отклонения по дальности при стрельбе на 19 км составляли до 1250 м.

Проектирование 28-см сверхдальнобойной железнодорожной пушки K5(E) было начато фирмой Круппа в 1934 году. Первый ствол был отстрелян в 1936 году.

Пушка K5(Е) имела очень длинный ствол, в 1,5≈2 раза длиннее, чем другие железнодорожные или морские 28-см орудия. За это немецкие солдаты называли K5(Е) «Стройной Бертой» («Schlank Berta»).

К 1 сентября 1939 года на вооружении было три 28-см пушки K5(E) и 360 выстрелов со снарядами Gr.35. Стоимость одной установки составляла 1,25 млн. рейхсмарок.

В 1939 году было изготовлено две установки K5(Е), в 1940 году ≈ три, в 1941 году ≈ две, в 1942 году ≈ восемь, в 1943 году ≈ две установки.

Первые образцы стволов предназначались для стрельбы снарядами с готовыми выступами и имели 12 глубоких нарезов (глубина 6,75 мм). Ширина нарезов – 15,88 мм, крутизна постоянная 5,5╠.

Из таких стволов стреляли 28-см гранатами Gr.35 длиной 1276/4,5 мм/клб и весом 255 кг. Снаряды имели 12 готовых выступов на корпусе. Снаряд содержал 29,3 кг взрывчатого вещества. При заряде весом 175 кг начальная скорость составляла 1130 м/с, а дальность 62,4 км.

Чтобы увеличить дальность стрельбы, в ходе войны были созданы активно-реактивные снаряды Raketen-Granate 4341 весом 245 кг, длиной 1220/4,3 мм/клб. Снаряд содержал 17 кг взрывчатого вещества. Дульная скорость снаряда составляла 1120 м/с. После вылета снаряда из ствола включался реактивный двигатель, работавший две секунды. Средняя сила тяги снаряда – 2100 кг. В качестве топлива в двигателе было 19,5 кг дигликолевого пороха. Дальность стрельбы снаряда Raketen-Granate 4341 составляла 87 км, то есть пушка могла из Кале или Булони обстреливать ряд южных британских городов. Недостатком активно-реактивного снаряда было сравнительно большое рассеивание – по дальности 2,2%, боковое 1,8%. Активно-реактивный снаряд имел стальной поддон, вышибаемый газами двигателя снаряда. В связи с этим перед орудием была установлена опасная зона 10–15 м длиной и 4 м шириной.

Работа над этим выстрелом была начата в 1941 году. Опытные стрельбы закончены, и снаряд принят на вооружение летом 1944 года. Комплект боеприпасов составлял 50% к нормальным выстрелам K5(Е). Всего было изготовлено снарядов: для испытаний – 200 штук, для обучения ≈ 30 штук, для боевого применения ≈ 600 штук. Стоимость всех работ составила около 800 тыс. рехсмарок.

ТАЙНА ПРОФЕССОРА ТРОММСДОРФА

В середине октября 1936 года в Управлении вооружения Третьего рейха появился посетитель ≈ профессор Троммсдорф. Он предложил фантастическую идею ≈ артиллерийский снаряд с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ВРД). Самое удивительное, что немецкие генералы, готовившиеся к блицкригу на Западе и Востоке, не спустили его с лестницы.

Троммсдорфу выделили лабораторию и предложили для начала провести опыты с 8,8-см зенитной пушкой. Ракетным топливом снаряда Троммсдорфа служила смесь сероуглерода и дизельного топлива, причем в камере его двигателя сгорало не только топливо, но и кислород, полученный из воздуха, попадавшего в воздухозаборники снаряда.

Первоначально Троммсдорфом был создан опытный образец 8,8-см зенитного снаряда Е1, скорость которого достигала 920 м/с. В снаряде общим весом 4,7 кг вес порохового двигателя составлял 0,3 кг.

В 1940 году был создан 10,5-см зенитный снаряд. Из общего веса 9,6 кг на пороховой двигатель приходилось 0,9 кг, и была достигнута скорость 1050 м/с.

В 1943 году был создан снаряд С1 для 21-см пушки. Из 90 кг веса снаряда С1 6 кг приходилось на ракетное топливо. Благодаря работе прямоточного двигателя скорость снаряда С1 достигла 1475 м/с, а дальность ≈ 200 км.

Самым мощным снарядом доктора Троммсдорфа стал 28-см снаряд С3 для железнодорожной пушки K5(Е). Вес снаряда – 170,4 кг, вес ракетного топлива – 16,3 кг, вес ВВ – 9,6 кг. Прямоточный двигатель разгонял снаряд до скорости 1860 м/с. Максимальная дальность стрельбы составляла 350 км, то есть больше, чем у баллистической ракеты ФАУ-2 и крылатой ракеты ФАУ-1. Таким образом, пушка K5 с территории Франции могла обстреливать Лондон.

Основная проблема ВРД ≈ низкое давление поступавшего воздуха в камере. Однако в С3 это проблема легко решалась за счет высокой дульной скорости снаряда (свыше 1000 м/с) и специальной конструкции воздухозаборника, обеспечивавшего сильный бросок давления воздуха. Проходя через воздухозаборник, воздух сильно нагревался, и вспрыскиваемое через форсунки под большим давлением горючее самовоспламенялось. Из пушки K5 было произведено несколько стрельб опытным снарядом С3.

Троммсдорф применил в конструкции снарядов ряд уникальных технических решений, однако доведение снаряда до ума представляло огромные сложности. И к маю 1945 года снаряды Троммсдорфа не вышли из стадии опытно-конструкторских работ. Сам же конструктор оказался в советской зоне оккупации Германии.

Советские власти в своей зоне оккупации в глубочайшей тайне создали два ракетных НИИ: «Берлин» ≈ на базе берлинского завода «Гема» и «Нордхаузен» ≈ на базе созданного группой советских специалистов во главе с Борисом Чертоком института «Рабе» в городе Бляйхероде. Для координации и материально-технического обеспечения всех проводимых в Германии работ по реактивному вооружению было создано представительство Специального технического комитета по ракетной технике с громким названием «Центральное управление Уполномоченного Спецкомитета при Совете Министров СССР по Германии».

Перед институтом «Нордхаузен» ставилась задача освоения, воспроизводства и испытаний на территории Германии ракеты ФАУ-2, а перед институтом «Берлин» – задачи сбора материалов и воспроизведения зенитных управляемых ракет, а также наземных реактивных снарядов.

Оба института комплектовались немецкими специалистами, участвовавшими в создании реактивного вооружения, и командируемыми из Советского Союза гражданскими специалистами. Начальником института «Нордхаузен» был генерал-майор Лев Михайлович Гайдуков, его первым заместителем и главным инженером – Сергей Павлович Королев. Начальником института «Берлин» был бывший заместитель начальника технического отдела Наркомата боеприпасов Дмитрий Григорьевич Дятлов, главным инженером – будущий академик, создатель большинства комплексов наземного пускового оборудования для систем управляемого и неуправляемого реактивного вооружения Владимир Павлович Бармин.

В институте «Берлин» было создано несколько КБ, доводивших захваченные опытные образцы германских ракет.

Так, КБ-2 занималось зенитной управляемой ракетой «Вассерфаль». Руководил КБ конструктор из ЦАКБ Синильщиков.

КБ-3 занималось зенитными управляемыми ракетами «Шметтерлинг» и «Рейнтохтер» и возглавлялось конструктором ОКБ-16 Рашковым.

Увы, в конце 1946 года советский транспортный самолет, на котором летел Троммсдорф, потерпел катастрофу (по некоторым данным, взорвался). После гибели Троммсдорфа работы над АРСами возглавил специалист по ракетным двигателям Цейсе. Согласно устным рассказам ветеранов, работы над АРСами затормозились из-за склок советских главных конструкторов.

В итоге все работы над германскими АРСами, включая турбореактивные, были прекращены, а их документация разбросана по различным секретным хранилищам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1081
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
761
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
377
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
520

Другие новости