0
2501
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

24.06.2011 00:00:00

От "Пиявки" до "Сирены"

Тэги: пловцы, человекоторпеда


пловцы, человеко-торпеда

В.Л.Щербаков. Подводные камикадзе: Боевые «пиявки» Второй мировой. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2011. – 144 с., ил.

Сегодня ни один фильм и ни одна книга об истории военно-морского спецназа, да и по теме истории создания и боевого применения сил специальных операций, не обходится без описания ставших на долгие десятилетия классикой действий итальянских боевых пловцов в годы Второй мировой войны, а также их, пожалуй, самого известного – ставшего почти легендарным – оружия, широко известного как человеко-торпеда. Им же – подчиненным Юнио Валерио Боргезе, знаменитого «Черного князя», – приписывают и честь изобретателей данного чудо-оружия.

Однако первым, кто выдвинул идею подводного средства движения, которое затем и стало называться человеко-торпедой, был британский офицер, предложивший свой проект еще до начала Первой мировой войны. С другой стороны, именно итальянские диверсанты стали первыми, кто сделал из неуклюжей «торпеды-переделки» достаточно грозное оружие, способное оказывать влияние на обстановку на целом театре военных действий. Опыт итальянцев оказался настолько привлекателен, что военно-политическое руководство Великобритании, несмотря на имевшиеся трудности военного периода, смогло найти время, средства и людей для создания своих собственных человеко-торпед, первой целью водителей которых был определен грозный немецкий линкор «Тирпиц», прозванный Уинстоном Черчиллем чудовищем. Хотя буквально несколько лет назад тот же Черчилль резко отрицательно отнесся к предложенной британскими военно-морскими офицерами идее человекоуправляемой торпеды – носителя боевых пловцов. Вскоре свои человеко-торпеды появились у немцев и японцев, а после войны – в советском флоте, а также в ряде других стран мира.

При этом, однако, следует различать два принципиально разных вида человеко-торпеды. Первый – это групповой подводный носитель торпедообразного типа, созданный обычно на базе какой-то боевой торпеды и предназначенный для транспортировки под водой боевых пловцов и их вооружения и снаряжения (причем боевые пловцы могут выполнять широкий круг задач, а не только минирование вражеских кораблей и судов при помощи боевого зарядного отделения). Второй же вид – это фактически сверхмалая подводная лодка, созданная на базе реальной боевой торпеды (с той или иной степенью заимствования ее конструктивных элементов) и являющаяся самостоятельным носителем минно-торпедного вооружения. Единственным исключением из этого ряда стали японские кайтены, которые, являясь по своей сути сверхмалыми подводными лодками, на деле становились живыми торпедами, единственной целью которых было уничтожение врага.

В целом, если проанализировать практическую эксплуатацию всех изложенных выше видов человеко-торпед, можно сделать вполне однозначный вывод: наиболее целесообразным является применение первого вида – то есть группового подводного носителя, который позволяет ускорить передвижение легководолаза-диверсанта под водой и обеспечивает ему возможность доставки к месту проведения специальной акции большей массы полезной нагрузки (вооружения, боеприпасов и снаряжения). А вот применение примитивных, созданных на базе торпеды, сверхмалых подводных лодок наподобие немецких негеров и мардеров или же живых торпед наподобие японских кайтенов является малоэффективным и высокорискованным занятием, позволяющим разве что доказать наличие у их водителей высокого мужества и преданности своему воинскому долгу.

Об истории зарождения, о становлении и боевом применении этого вида военно-морского чудо-оружия теперь можно узнать в одном произведении, подготовленном традиционным автором «НВО». Причем автору данного произведения удалось даже найти, мягко говоря, нестыковку в принятой на Западе и перекочевавшей затем в нашу военно-морскую историческую литературу версии создания британского группового подводного носителя типа «Чериот», что само по себе уже ценно – по прошествии более чем полувека после окончания Второй мировой войны все труднее находить истину относительно тех или иных событий. Хотя и без такой изюминки книга-справочник по человеко-торпедам военного и послевоенного периода – пусть и не претендующая на совершенную полноту изложения данного вопроса – для российского рынка военно-морской исторической литературы имеет хорошую ценность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
549
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
686
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
577
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
472

Другие новости