А.Г.Арбатов, В.З.Дворкин. Новая военная реформа России// Рабочие материалы. – № 2. – М.: Московский центр Карнеги, 2011. – 48 с.
Московский центр Карнеги издал в серии Working Papers новый аналитический труд под названием «Новая военная реформа России», далее – Доклад МЦК-2011. В докладе доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов и доктор технических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Дворкин, представляющие программу «Проблемы нераспространения» Московского центра Карнеги, детально анализируют идеологию, предпосылки, параметры, процесс осуществления и основные проблемы реформирования Вооруженных сил России.
Базовой идеологией текущей военной реформы является создание компактных, мобильных, хорошо технически оснащенных и обученных Вооруженных сил, способных выполнить поставленные задачи – авторы Доклада МЦК-2011 подчеркивают, что такое четкое определение реформе было дано президентом Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному собранию от 2010 года. Обсуждая вопрос соответствия ВС страны вызовам и угрозам времени, авторы доклада отмечают, что нужно создавать компактные мобильные силы общего назначения, ориентированные на локальные конфликты на юго-восточном направлении.
Среди критически важных факторов, определяющих направление военной реформы, авторы Доклада МЦК-2011 на первое место ставят возникшую необходимость пересмотра состояния дел в Российской армии после конфликта России и Грузии в августе 2008 года, в ходе которого были выявлены недостатки в управлении и структурной организации ВС России. Августовская скоротечная война актуализировала прежде всего проблему отсутствия существенных результатов проводимой ранее «реформы» армии, целью которой было устранение изъянов, приведших к большим потерям и материальным издержкам в двух чеченских кампаниях.
Анализировать структурные недостатки не позволяет отсутствие единого официального документа, по аналогии с Обзором обороны, который проводится периодически в западных странах. Собрав разрозненные данные из экспертной открытой дискуссии, в том числе из публикаций на страницах военного еженедельника «НВО», Алексей Арбатов и Владимир Дворкин перечисляют 15 параметров, установок, которые выполняются в ходе текущей реформы ВС России.
1. Достижение 100-процентной постоянной боеготовности сил при отказе от массовой мобилизации личного состава и материальных средств (с существенной реорганизацией резервной и материально-технической инфраструктуры).
2. Кардинальное сокращение численности армии до 1 млн. человек.
3. Качественные изменения в структуре личного состава армии: сокращение офицеров до 150 тыс. человек; замена прапорщиков на сержантов, численность которых будет равна 120 тыс. человек; сохранение призывного института со сроком службы 12 месяцев с численностью призывников 730 тыс. человек.
4. Оптимизация инфраструктуры частей и соединений, военных вузов, гарнизонов, баз, военных городков, земельных участков и недвижимости.
5. Создание вместо шести военных округов четырех объединенных стратегических командований – ОСК (Западного, Южного, Центрального и Восточного) с сохранением центрального подчинения для Космических войск, РВСН и ВДВ.
6. Создание вместо пятизвеньевой структуры Сухопутных войск трехзвеньевой: оперативное командование – бригада – батальон. Вооруженные силы России будут состоять из 85 бригад (артиллерийских, мотострелковых, танковых, ракетных).
7. Организация новой структуры ВВС: оперативное командование – авиабаза – эскадрилья и бригады ВКО (в составе зенитно-ракетных и противоракетных частей). В стране будет функционировать 55 авиабаз и 165 эскадрилий.
8. Сокращение вдвое частей подводных сил до 123, переподчинение флотов ВМФ – Северный, Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский и Каспийская флотилия по ОСК (кроме Центрального ОСК).
9. Кратное увеличение количества командно-штабных и боевых учений войск.
10. Централизация системы военного образования: формирование 10 военных вузов из 65 военных академий и училищ.
11. Реорганизация командных структур с уменьшением роли командований видов ВС, сокращение центрального аппарата Минобороны и Генштаба на 60%.
12. Передача системы тылового обеспечения войск в гражданский сектор.
13. Увеличение денежного довольствия военнослужащих к 2020 году до уровня 25-процентного превышения зарплат в гражданском секторе.
14. Обеспечение всех офицеров и контрактников служебным жильем, а увольняемых из армии – квартирами.
15. Переоснащение армии с достижением к 2015 году 30-процентного обновления ВиВТ, а к 2020 году – 70-процентного обновления.
Реальный масштаб Вооруженных сил России по данным, которые приводятся в Докладе МЦК-2011, сегодня представляется следующим: ОСК «Центр» – 20 бригад, 5 баз хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), 400 танков, 110 самолетов; ОСК «Запад» – 17 бригад, 2 БХиРВТ, 750 танков, 440 самолетов, 61 корабль и подводная лодка; ОСК «Юг» – 13 бригад, 1 БХиРВТ, 400 танков, 40 самолетов, 17 кораблей; ОСК «Восток» – 14 бригад, 7 БХиРВТ, 600 танков, 330 самолетов, 31 корабль и подводная лодка.
В аспекте технического оснащения Российской армии Алексей Арбатов и Владимир Дворкин особо отмечают существующие неразрешенные противоречия. Первое – принятое решение в начале 2000-х годов об изменении в пропорции «Стратегические ядерные силы / Силы общего назначения» в пользу нестратегических сил, не привело к конструктивному результату. СЯС подверглись деградации (особенно наземный компонент ядерной триады), а СОН не получили значительного подкрепления.
Второе – не достигнут баланс в соотношении «содержание / развитие» армии, в связи с чем погодовое увеличение финансирования гособоронзаказа едва покрывает инфляцию, объем продукции ВиВТ не увеличивается, а стоимость работ возрастает. В Докладе МЦК-2011 делается акцент на причинах этого противоречия: несовершенная система ценообразования, расходы на незагруженные производственные мощности, очень выраженная коррупция в российском ОПК (так называемая система «откатов») и многотипность закупаемых ВиВТ в рамках ГПВ.
В Докладе МЦК-2011 рекомендовано более ясно и открыто определять приоритеты ГПВ. Приоритеты перевооружения должны быть связаны с интересами безопасности страны, военными потребностями и бюджетными возможностями.
В аспекте оптимизации баланса между потребностями армии в передовых технологиях и бюджетными сокращениями в Докладе МЦК-2011 упоминается заявление президента Дмитрия Медведева о необходимости поддержания специальных международных модернизационных альянсов с ведущими партнерами – Германией, Францией, Италией, Евросоюзом в целом и США – следуя курсу переговоров Ростовского саммита Россия–ЕС 2010 года, обозначенному как «Партнерство для модернизации». Только международная интеграция в области совместной разработки и производства сложнейших инновационных вооружений соответствует требованиям современности.
Новым и актуальным словом в обсуждении проблем военной реформы страны стало акцентирование авторами внимания на расширении роли законодательной власти в определении военной политики России через парламентские слушания. Авторы рекомендуют внести поправки в Конституцию для наделения обеих палат парламента контрольными функциями.
К не менее важному заключению следует отнести предложение экспертов о разделении функций гражданского Минобороны и военного Генштаба посредством внесения изменений в Закон «Об обороне» о легализации института гражданского руководства Минобороны, способного давать объективную оценку деятельности Генштаба.
Предложено повысить роль Совета безопасности путем принятия специального закона. Все это способствует формированию в России сбалансированной системы безопасности, где каждое звено управления будет иметь свои сектора ответственности в области национальной безопасности.