На рынке найдется место любым грибам.
Фото Reuters
В одном большом, очень большом, даже самом большом на свете лесу жили-были зеленые грибы. Не то чтобы они всегда были только этого цвета, но раньше им часто приходилось вставать на защиту родного леса от пришлых грибов-завоевателей. И тогда обычные грибы одевались, как правило, в зеленую одежду и назывались военно-служивыми грибами.
В этом большом лесу жили-были и белые грибы, которых все остальные принимали за главных в лесном сообществе. Не то чтобы они всегда от рождения были боровиками, рыжиками и настоящими груздями – грибами первой категории. Нет, дело не в этом. Просто у белых грибов была власть, и, конечно, им все остальные грибы подчинялись. А как же иначе?!
Бывали, конечно, ситуации, когда всем лесным грибам приходилось собираться и решать: кто будет самым первым белым грибом. Но чаще все же принадлежность к белой грибнице передавалась по наследству. Например, известный отечественный грибовед Василий Ключевский писал, что старшему сыну руководителя белой грибницы всегда доставался лучший кусочек леса, которым он и владел.
Раньше, когда зеленым грибам удавалось отстоять родной лес от завоевателей, белые грибы часто благодарили зеленых. Как? По-разному. Зеленые грибы за хорошую службу получали местные грибницы в новых землях, одаривались деньгами (да-да, в лесу были деньги) и, самое главное, могли занимать достойные должности непосредственно при белых грибах и некоторые, может быть, со временем сами стать белыми.
Так, при темном и грозном грибе высший слой зеленых грибов стали называть грибами-боярами. Белые грибы им раздавали обширные земли в лесу, работая для них золотыми рыбками, и зеленые грибы становились крупными землевладельцами. Некоторые большие зеленые грибы даже стали дельцами (конечно, в хорошем смысле), создавали экономику и успешно торговали. Но потом свободные земли для свободной же раздачи в лесу закончились.
При длинном белом грибе и белом грибе-женщине (второй) постепенно зеленые грибы стали дворянами. Суть грибного дворянства состояла в том, что все зеленые грибы обязаны были служить белым грибам и за это получали от них денежное содержание. Наверно, при этом зеленые грибы тоже считали этих белых грибов своими золотыми рыбками.
Конечно, не все и не всегда было гладко во взаимоотношениях грибов. Известно, что длинный белый гриб приглашал зеленые грибы из чужих лесов, и те защищали самый большой лес. В свою очередь, горский белый гриб посрезал, как безвинно, так и по делу, немало зеленых грибов, находившихся еще в нечервивом состоянии. Однако до сих пор многие зеленые грибы одобряют действия горского белого гриба и полагают, что «лес рубят – щепки летят».
Но очень странный период в жизни зеленых грибов начался, когда самым главным белым грибом избрали пятнистого гриба (его еще так и называли – гриб с пятнышком). Оказалось, что в большом лесу так много зеленых грибов, что их начали сокращать. Многие белые грибы в то сложное время считали, что на их лес никто нападать не собирается и, поскольку их бор живет не по средствам, то часть зеленых грибов следует сократить. И стали их сокращать. А еще в то время думали, что можно подружиться с грибами из большого заокеанского леса.
Что тут началось в лесу! Многие зеленые грибы стали обвинять белые грибы в предательстве леса, в непатриотизме, в нарушении традиций, словом – в отсутствии внутренней зелени в их шляпке и ножке. И это, по всей видимости, было правдой, но попытка свергнуть пятнистого белого гриба, конечно, не удалась. Ведь в этом большом, просто гигантском лесу традицией было массовое послушание белым грибам, и всегда зеленые грибы гасили волнения среди грибного сообщества.
Но сложные времена для зеленых грибов продолжались и потом, когда главным белым грибом стал гриб уральский. Дело в том, что тот изначально не доверял зеленым, ему вообще не нравилась их дисциплина, стремление ходить строем и многое другое. Он больше любил вольницу, мог подолгу ничем не заниматься (его подолгу никто не видел, а те, кто видел, почему-то рассказывали всегда одно и то же) и продолжал сокращать зеленые грибы.
Нет, он, конечно, их не срезал под корень до достижения состояния червивости. Они продолжали жить, но должны были снимать с себя зеленую одежду и становиться обычными грибами. Особенно это было обидно некоторым наиболее продвинутым зеленым грибам, которые назывались грибами-генералами. А некоторые из них даже встали на путь борьбы за белизну – это были гриб-десантник и волгоградский гриб.
Тогда многим зеленым грибам казалось, что золотая рыбка удачи их покинула. Впрочем, надежда возродилась, когда уральский гриб решил сделать главным белым гриба борца. И было от чего возрадоваться! Ведь ранее гриб-борец был профессиональным зеленым грибом, пусть и занимавшимся специальной деятельностью, но это не мешало зеленым считать его своим. Но самое важное для зеленых было то, что в это время продолжалась борьба с горскими грибами, стремившимися жить в собственном лесу.
На выборах главного белого гриба зеленые очень сильно старались и добились, что гриб-борец победил. Однако он продолжил линию на сокращение зеленых грибов, хотя и делал это постепенно, даже очень медленно. Он поставил во главе зеленых гриба-баскетболиста и старательно им объяснял, что они должны стать настоящими зелеными профессионалами, повысить эффективность в их основном деле – «мочить» неправильные грибы.
Сегодня зеленые грибы самого большого в мире леса пребывают в состоянии полной растерянности. Во-первых, гриб-борец передал власть грибу-юристу, у которого никогда ничего зеленого не было (ни в шляпке, ни в ножке). И это многих зеленых расстроило. Во-вторых, сокращения зеленых грибов продолжаются. А ведь многие из них считают, что родной лес без них не проживет: завянет, сгниет или сгорит. В-третьих, ранее данные обещания – дать каждому зеленому грибу по собственной мини-грибнице – не выполнены. В-четвертых, гриб-борец не перестал быть белым грибом, и надежда его возврата на главенство в грибном сообществе сохраняется. Эта надежда для многих зеленых сегодня сродни вере в золотую рыбку.
Конечно, зеленые – очень доверчивые терпеливые грибы. Они привыкли верить обещаниям грибов белых, привыкли ждать долго, надеясь на чудо или на золотую рыбку. Беда лишь в том, что золотые рыбки в современных лесах не водятся.
А нужно-то всего-навсего не ждать чудес, а перестраивать собственные грибные мозги и работать не только на белых грибов, но и на себя. Впрочем, это уже совсем другая сказка.