0
3383
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

14.09.2012 00:00:00

Космонавт Петров из секретного НИИ

Борис Миланов

Об авторе: Борис Федорович Миланов - ветеран Вооруженных сил, полковник в отставке.

Тэги: литература, рассказ, космос


литература, рассказ, космос После спектакля в Центральном доме Советской армии.
Фото из архива автора

Ветерана Вооруженных сил, полковника в отставке Анатолия Михайловича Петрова мы, его близкие друзья и сослуживцы, не забываем каждый год 12 апреля поздравить с Днем космонавтики. Хотя космонавтом в прямом смысле слова он никогда не был.

До поступления на службу в нашу войсковую часть Анатолий Михайлович, правда, все-таки имел некоторое отношение к освоению космоса. Оно ограничивалось исключительно рамками создания закрытых цифровых телекоммуникационных систем для управления космическими аппаратами. Эта очень важная сфера научной и инженерной деятельности не позволяла, к сожалению, никого из числа сотрудников тогдашнего закрытого НИИ причислить к высокому званию космонавта.

Но дело заключалось совершенно в другом. Истинную причину знали лишь немногие сослуживцы Анатолия Михайловича. Этого не знало даже руководство нашего подразделения, а тем более не догадывались в отделе кадров. А причина состояла в том, что нашему Анатолию Михайловичу выпала завидная честь первому на Земле сыграть на театральной сцене роль первого космонавта – Юрия Гагарина, и случилось это в первую годовщину легендарного полета Гагарина в космос.

Сначала Петров в роли Гагарина выступил на сцене Дома офицеров в одном из небольших закрытых подмосковных городков, а затем сразу же на сцене ЦДСА в самой столице. Да еще с каким успехом!

Спектакль назывался «Космическая феерия». На премьеру в ЦДСА были приглашены первый космонавт Юрий Гагарин, главный конструктор Сергей Королев, заслуженные ученые и инженеры, внесшие наибольший вклад в осуществление полета человека в космос, а также военпреды оборонных предприятий и партийные работники. Гости рассаживались в зале согласно пригласительным билетам. За этим строго следило никогда не дремавшее «чекистское око» в лице представителей первых отделов «почтовых ящиков», причастных к очень секретному и имеющему государственную важность делу освоения космоса.

В партере зрительного зала в первом ряду можно было видеть мало кому известного в то время генерального конструктора ракетных двигателей Владимира Николаевича Челомея. Поодаль занял свое место генеральный конструктор систем управления Николай Алексеевич Пилюгин. Рядом с ним – его любимые ученики, ведущие специалисты НИИ Анатолий Егорович Козлов и Олег Витальевич Ветров, талантливые молодые ребята. Именно они порадовали всех, предложив разработать и провести полетные испытания уникального устройства ориентации летательных аппаратов.

Но вернемся к спектаклю. Режиссер удачно подобрал на главную роль ровесника Гагарина, слушателя Военно-инженерной академии имени Ф.Э.Дзержинского старшего лейтенанта Петрова Анатолия Михайловича. Он был здорово похож на первого космонавта по внешнему виду и комплекции, а самое главное, обладал такой же очаровательной гагаринской улыбкой. В других ролях были заняты офицеры-слушатели: Циолковский – Всеволод Ковыркин, Джордано Бруно – Виталий Белозеров, Жюль Верн – Павел Пожидаев, «люди будущего» – Александр Воронков и Ирина Филина, которая в свободное от сцены время работала программистом научно-вычислительного отдела академии.

На сцене, следуя замыслу постановщиков спектакля, артисты народного театра пели, танцевали и летали по воздуху, изображая невесомость. Причем общались они между собой только стихами. Режиссеру удалось собрать в одном месте и в одно время известных первооткрывателей: Гагарина, Циолковского, Колумба, Джордано Бруно, Жюль Верна. В наше время такое представление называлось бы мюзиклом.

Декорации для представления были выполнены просто изумительно. Наша оборонка в те годы еще кое-что могла! В голубых лучах прожекторов (космос тогда представлялся всем исключительно голубым) ярко выделялась капсула спускаемого аппарата. Причем она была показана в разрезе. А в ней размещался первый космонавт (он же Петров) в настоящем скафандре (разрешение главного конструктора и первых отделов имелось).

Вместе с первооткрывателями на сцене были представлены и так называемые люди будущего – молодые симпатичные девушки и парни, артисты из числа младшего научного и инженерного состава НИИ. Режиссеру они представлялись такими, какими он хотел увидеть нашу молодежь через 50 лет после первого полета в космос, то есть как раз в наше время. Это были удивительно воспитанные, интеллигентные, увлеченные, красивые, остроумные и преданные делу юноши и девушки. Буйной творческой фантазии режиссеру не хватило бы в те годы, чтобы представить себе и показать зрителям молодежь будущего, например, в образе обитателей «Дома-2».

После окончания театрализованного представления артисты спустились со сцены в зрительный зал, их сразу окружили восхищенные зрители. Больше всего внимания, конечно, пришлось на долю Гагарина и «космонавта» Петрова. Оба сияли от удовольствия.

Для артистов и наиболее важных гостей состоялся небольшой (по сегодняшним меркам) банкет в буфете театра. Со стороны он смотрелся как продолжение спектакля. Необычно было наблюдать оживленно спорящих со стаканом водки в руках о перспективах развития советской космонавтики Константина Циолковского, Джордано Бруно и Христофора Колумба. Смешение эпох, полетов фантазий и мировоззрений. Но какое единение душ!

Вокруг Юрия Гагарина и его двойника, Анатолия Петрова, вертелись девушки в красивых нарядах. Атмосфера вечера была наполнена радостью, гордостью за космические успехи нашей Родины. С оптимизмом и надеждой мы уверенно смотрели в будущее.

«Космическая феерия» в судьбе Анатолия Петрова сыграла свою особенную роль. Во-первых, он тогда на сцене встретил свою первую и единственную любовь Ирину (она играла одну из «девушек будущего»). Стройная, голубоглазая, светловолосая красавица, она вскоре стала его женой.

Во-вторых, «Космическая феерия» в биографии Анатолия Михайловича сыграла еще одну судьбоносную роль. Руководство НИИ приняло решение откомандировать молодого офицера в распоряжение Генерального штаба в соответствии с поступившей разнарядкой. «Там пригодятся талантливые люди», – посчитали руководство и партком военного НИИ.

С того памятного времени и до ухода в отставку Анатолий Петров служил в составе нашего дружного офицерского коллектива.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
620
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
735
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
626
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
706

Другие новости