0
3160
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

14.09.2012 00:00:00

Космонавт Петров из секретного НИИ

Борис Миланов

Об авторе: Борис Федорович Миланов - ветеран Вооруженных сил, полковник в отставке.

Тэги: литература, рассказ, космос


литература, рассказ, космос После спектакля в Центральном доме Советской армии.
Фото из архива автора

Ветерана Вооруженных сил, полковника в отставке Анатолия Михайловича Петрова мы, его близкие друзья и сослуживцы, не забываем каждый год 12 апреля поздравить с Днем космонавтики. Хотя космонавтом в прямом смысле слова он никогда не был.

До поступления на службу в нашу войсковую часть Анатолий Михайлович, правда, все-таки имел некоторое отношение к освоению космоса. Оно ограничивалось исключительно рамками создания закрытых цифровых телекоммуникационных систем для управления космическими аппаратами. Эта очень важная сфера научной и инженерной деятельности не позволяла, к сожалению, никого из числа сотрудников тогдашнего закрытого НИИ причислить к высокому званию космонавта.

Но дело заключалось совершенно в другом. Истинную причину знали лишь немногие сослуживцы Анатолия Михайловича. Этого не знало даже руководство нашего подразделения, а тем более не догадывались в отделе кадров. А причина состояла в том, что нашему Анатолию Михайловичу выпала завидная честь первому на Земле сыграть на театральной сцене роль первого космонавта – Юрия Гагарина, и случилось это в первую годовщину легендарного полета Гагарина в космос.

Сначала Петров в роли Гагарина выступил на сцене Дома офицеров в одном из небольших закрытых подмосковных городков, а затем сразу же на сцене ЦДСА в самой столице. Да еще с каким успехом!

Спектакль назывался «Космическая феерия». На премьеру в ЦДСА были приглашены первый космонавт Юрий Гагарин, главный конструктор Сергей Королев, заслуженные ученые и инженеры, внесшие наибольший вклад в осуществление полета человека в космос, а также военпреды оборонных предприятий и партийные работники. Гости рассаживались в зале согласно пригласительным билетам. За этим строго следило никогда не дремавшее «чекистское око» в лице представителей первых отделов «почтовых ящиков», причастных к очень секретному и имеющему государственную важность делу освоения космоса.

В партере зрительного зала в первом ряду можно было видеть мало кому известного в то время генерального конструктора ракетных двигателей Владимира Николаевича Челомея. Поодаль занял свое место генеральный конструктор систем управления Николай Алексеевич Пилюгин. Рядом с ним – его любимые ученики, ведущие специалисты НИИ Анатолий Егорович Козлов и Олег Витальевич Ветров, талантливые молодые ребята. Именно они порадовали всех, предложив разработать и провести полетные испытания уникального устройства ориентации летательных аппаратов.

Но вернемся к спектаклю. Режиссер удачно подобрал на главную роль ровесника Гагарина, слушателя Военно-инженерной академии имени Ф.Э.Дзержинского старшего лейтенанта Петрова Анатолия Михайловича. Он был здорово похож на первого космонавта по внешнему виду и комплекции, а самое главное, обладал такой же очаровательной гагаринской улыбкой. В других ролях были заняты офицеры-слушатели: Циолковский – Всеволод Ковыркин, Джордано Бруно – Виталий Белозеров, Жюль Верн – Павел Пожидаев, «люди будущего» – Александр Воронков и Ирина Филина, которая в свободное от сцены время работала программистом научно-вычислительного отдела академии.

На сцене, следуя замыслу постановщиков спектакля, артисты народного театра пели, танцевали и летали по воздуху, изображая невесомость. Причем общались они между собой только стихами. Режиссеру удалось собрать в одном месте и в одно время известных первооткрывателей: Гагарина, Циолковского, Колумба, Джордано Бруно, Жюль Верна. В наше время такое представление называлось бы мюзиклом.

Декорации для представления были выполнены просто изумительно. Наша оборонка в те годы еще кое-что могла! В голубых лучах прожекторов (космос тогда представлялся всем исключительно голубым) ярко выделялась капсула спускаемого аппарата. Причем она была показана в разрезе. А в ней размещался первый космонавт (он же Петров) в настоящем скафандре (разрешение главного конструктора и первых отделов имелось).

Вместе с первооткрывателями на сцене были представлены и так называемые люди будущего – молодые симпатичные девушки и парни, артисты из числа младшего научного и инженерного состава НИИ. Режиссеру они представлялись такими, какими он хотел увидеть нашу молодежь через 50 лет после первого полета в космос, то есть как раз в наше время. Это были удивительно воспитанные, интеллигентные, увлеченные, красивые, остроумные и преданные делу юноши и девушки. Буйной творческой фантазии режиссеру не хватило бы в те годы, чтобы представить себе и показать зрителям молодежь будущего, например, в образе обитателей «Дома-2».

После окончания театрализованного представления артисты спустились со сцены в зрительный зал, их сразу окружили восхищенные зрители. Больше всего внимания, конечно, пришлось на долю Гагарина и «космонавта» Петрова. Оба сияли от удовольствия.

Для артистов и наиболее важных гостей состоялся небольшой (по сегодняшним меркам) банкет в буфете театра. Со стороны он смотрелся как продолжение спектакля. Необычно было наблюдать оживленно спорящих со стаканом водки в руках о перспективах развития советской космонавтики Константина Циолковского, Джордано Бруно и Христофора Колумба. Смешение эпох, полетов фантазий и мировоззрений. Но какое единение душ!

Вокруг Юрия Гагарина и его двойника, Анатолия Петрова, вертелись девушки в красивых нарядах. Атмосфера вечера была наполнена радостью, гордостью за космические успехи нашей Родины. С оптимизмом и надеждой мы уверенно смотрели в будущее.

«Космическая феерия» в судьбе Анатолия Петрова сыграла свою особенную роль. Во-первых, он тогда на сцене встретил свою первую и единственную любовь Ирину (она играла одну из «девушек будущего»). Стройная, голубоглазая, светловолосая красавица, она вскоре стала его женой.

Во-вторых, «Космическая феерия» в биографии Анатолия Михайловича сыграла еще одну судьбоносную роль. Руководство НИИ приняло решение откомандировать молодого офицера в распоряжение Генерального штаба в соответствии с поступившей разнарядкой. «Там пригодятся талантливые люди», – посчитали руководство и партком военного НИИ.

С того памятного времени и до ухода в отставку Анатолий Петров служил в составе нашего дружного офицерского коллектива.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
867
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
805
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1452
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
684

Другие новости