0
4144
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

01.02.2013 00:00:00

Самарские авиадвигатели в судьбе ученого

Тэги: книга, обзор, опк, авиапром


книга, обзор, опк, авиапром

Генконструктор «поющих» моторов. Откровенные беседы о двигателях «Николай Кузнецов» и судьбе российского авиапрома. А.Г.Бабакин. – М.: Вече, 2013. – 352 с., ил.

Из миллионов землян только единицы способны создавать сложную и наукоемкую технику. Такие люди бесценны для любой страны и ее научно-промышленного потенциала. Одним из таких уникальных по своим природным дарованиям россиян был конструктор, руководитель научного центра в Самаре, доктор технических наук Евгений Гриценко. Благодаря ему уникальный двигателестроительный «Самарский научно-технический комплекс», самый крупный в Советском Союзе и РФ в 90-е годы ХХ века сохранил свой потенциал. Книга военного журналиста члена Союза писателей России Александра Бабакина посвящена жизни и деятельности Гриценко.

О конструкторских делах Гриценко знали президенты России, премьер-министры, губернаторы, руководители самолетной и двигателестроительной промышленностей нашей страны, ЕС, Германии, США. Его награждали орденами и медалями. А сам он при этом оставался скромным, доброжелательным, мудрым человеком. До последнего часа Евгений Александрович оставался на посту генерального конструктора. Думал, рассчитывал, анализировал, как создавать новые авиационные и вертолетные двигатели, как проводить их государственные испытания, внедрять в серийное производство. Он жил этим сложным делом, в этом была вся его суть – творца и конструктора.

ВЫБОР ФОРВАРДА

Отец Евгения Александровича, политрук Гриценко, пришел с финской войны тяжелобольным. Через несколько месяцев, в 1940 году, в 33-летнем возрасте он умер. На руках у матери остались малолетние сын и дочь, две бабушки. Молодая женщина пошла работать бухгалтером на железную дорогу, была награждена орденом Ленина. Редкость для такой профессии.

Маленький, худющий Женька помогал матери на огороде, колол дрова, носил воду для полива грядок. А вот учеба в школе шла из рук вон плохо. В пятом классе Евгений словно посмотрел на себя со стороны. Ему неоднократно говорили в школе, что с его памятью и усидчивостью можно быть круглым отличником. И он им стал. Среднюю школу Евгений закончил с золотой медалью.

Одаренному юноше советовали поступать в только что созданный Московский физико-технический институт. Однако Евгения манила авиация. Он мечтал конструировать авиационные двигатели. Без экзаменов, после собеседования, был принят в 1952 году в Куйбышевский авиационный институт на кафедру двигателестроения. За полгода до окончания института Евгений выбрал технологию в качестве дальнейшего направления своей работы. Дипломный проект делал по основной теме: «Создание механического цеха на заводе», а по специальной теме подготовил проект – «Обработка шестерен дробью для повышения их прочности».

До мельчайших деталей Евгений разработал механический цех. Специальную тему тоже подготовил основательно. Обработка деталей дробью была в конце 50-х годов прошлого века прогрессивным методом, который в нашей промышленности только внедрялся. В госкомиссии на защите дипломных проектов в феврале 1958 года был пожилой и опытный главный технолог серийного Куйбышевского завода имени М.В.Фрунзе Владимир Ковачич. Он был противником обработки деталей дробью. Во время защиты проекта замучил Гриценко различными вопросами. Неожиданно выпускнику помог сам председатель госкомиссии генеральный директор – генеральный конструктор Куйбышевского головного ОКБ Николай Кузнецов. Он довольно громко сказал настырному Ковачичу, что тот зря цепляется к студенту, который хорошо разбирается в непростом вопросе. В итоге за свой дипломный проект Евгений получил отличную оценку.

Местом будущей работы Евгений выбрал филиал головного ОКБ Кузнецова – Куйбышевское конструкторское бюро машиностроения (ККБМ) при серийном моторостроительном заводе в родном городе. Молодого, подающего надежды инженера приметил сам генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, академик Николай Кузнецов.

ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ КОСМОСА, НЕБА И ЗЕМЛИ

Своим учителем и наставником Евгений Гриценко считал выдающегося русского ученого и конструктора академика Кузнецова. За полвека труда Николай Дмитриевич создал уникальную школу отечественного двигателестроения, само ОКБ с филиалами, научно-производственную кооперацию и более 50 самолетных, ракетных, наземных для газоперекачивающих агрегатов двигателей. Это НК-12МВ с модификациями для стратегического бомбардировщика Ту-95, пассажирского трансатлантического лайнера Ту-114; НК-12МА для грузового могучего самолета Ан-22 «Антей»; НК-22 для стратегического бомбардировщика Ту-22М; НК-144 для сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144; НК-25 для Ту-22М3; НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160; НК-86 для широкофюзеляжного лайнера Ил-86; НК-8-2У для среднемагистрального лайнера Ту-154Б; НК-33 для «Лунной ракеты» генерального конструктора Королева С.П.; наземные двигатели НК-16СТ, НК-36СТ, НК-38СТ для газоперекачивающих агрегатов и другие. В создании многих кузнецовских двигателей непосредственное участие принимал конструктор Гриценко. Он занимался доводкой узлов и агрегатов, повышением ресурса, испытаниями, внедрением новых изделий в серийное производство.

В Куйбышевском конструкторском бюро машиностроения – филиале головного ОКБ Евгений Александрович с 1958 по 1983 год работал инженером-конструктором, ведущим конструктором, заместителем главного конструктора, первым заместителем главного конструктора. В 1983 году генеральный конструктор ОКБ Николай Кузнецов предложил Евгению Гриценко стать главным конструктором – руководителем предприятия Казанского проектного конструкторского бюро. За семь лет работы Евгений Александрович в несколько раз увеличил производственные и конструкторские площади предприятия. Были повышены ресурсы двигателей НК-8-2У для лайнера Ту-154Б, НК-86 для самолета Ил-86, создан двигатель для боевого экраноплана «Лунь». В кратчайшие сроки был разработан и внедрен в серийное производство двигатель НК-16СТ для газоперекачивающего агрегата.

В 1990 году Николай Кузнецов предложил Евгению Гриценко стать в головном ОКБ в Куйбышеве главным конструктором – первым заместителем генерального директора. Тяжелое это было время. Финансирование к 1992 году огромного научно-производственного предприятия практически прекратилось. Под руководством Евгения Гриценко разрабатывается ряд программ по созданию перспективных двигателей, которые предлагаются руководству Министерства промышленности РФ. Они одобрялись, только денег не выделялось ни копейки. Огромное ОКБ стремительно катилось в пропасть банкротства и разорения. Женщины с детьми однажды перегородили дорогу, по которой ездил генеральный конструктор – генеральный директор Кузнецов, требуя выплаты заработной платы себе и мужьям, которую ОКБ задолжало за несколько месяцев. В сложнейший период с предприятия из-за болезни и преклонного возраста уходит на пенсию бессменный в течение многих лет руководитель Николай Кузнецов. Преемником великого конструктора становится Евгений Гриценко. Все его мысли направлены на то, как сберечь родное ОКБ от разорения и создать перспективный НК-93, предложенный еще гениальным учителем.

Из федерального бюджета поступают крохи. ОКБ в долгах. И тогда Гриценко решается на торговую сделку с американской фирмой «Аэроджет», специалисты которой на одной из первых в России выставок «Авиадвигатель» заинтересовались русским многоразовым, уникальным по своим техническим характеристикам, ракетным двигателем НК-33.

После закрытия «Лунной программы» в СССР было распоряжение ЦК КПСС и Совета министров СССР утилизировать все уже готовые ракеты и двигатели. Генеральный конструктор Кузнецов рисковал, когда распорядился спрятать в ОКБ секретные ракетные НК-33. Двадцать лет они были на консервации. В начале 90-х годов по распоряжению Гриценко их в ОКБ извлекли на свет божий, продули сжатым воздухом системы и двигатели заработали.

Долго и трудно шли переговоры с американцами, которые хотели купить НК-33 по цене почти металлолома. Их реальную стоимость смог доказать Гриценко. Американцы поняли, что для создания таких перспективных двигателей им понадобятся годы и миллиарды долларов, и они согласились с ценой на двигатели, которую предложил генеральный директор – генеральный конструктор «СНТК имени Н.Д.Кузнецова» Евгений Гриценко. НК-33 были проверены на американском испытательном стенде в городе Сакраменто. Русские двигатели произвели фурор своими характеристиками. У американцев таких не было. Более 100 многоразовых ракетных НК-33 были проданы в США.

Вырученные деньги от выгодной сделки Евгений Гриценко пустил на поддержание своего СНТК и создание перспективного самолетного НК-93. На Международном авиакосмическом салоне в подмосковном Жуковском этот двигатель удивил своими характеристиками и конструкцией всех двигателестроителей мира. Самарцы создали лучший в своем классе двигатель, который предполагалось устанавливать на Ту-204, Ил-96, продавать за рубеж. Ценой огромных усилий Гриценко добился его летных испытаний на самолете-лаборатории Ил-76. Уже в первом полете НК-93 показал выдающиеся характеристики по расходу топлива, экономичности. К сожалению, нашлись силы в нашей стране, которые все сделали для остановки испытаний и торпедирования перспективного двигателя. С летающей лаборатории он был снят, при этом поврежден и отправлен в Самару в СНТК, словно ненужный для отечественной авиации и мирового двигателестроения. Спустя несколько лет в США и ЕС двигателестроители пошли по пути создания перспективных изделий, которые в свое время предложил Николай Кузнецов, а в металле создал Евгений Гриценко.

В 2004 году акционеры СНТК решили всю полноту власти на самарском предприятии передать не специалисту-двигателестроителю с огромным авторитетом, стажем и опытом, а хорошему летчику. Он был назначен генеральным директором. А Гриценко предложили стать его заместителем и заниматься конструкторскими вопросами. Против этого выступил Евгений Александрович. Доказывал, писал, что такое разделение полномочий только нанесет вред СНТК, сложившейся производственной кооперации, в которую входили несколько серийных заводов, бывшие филиалы ОКБ, ставшие к тому времени самостоятельными. К мнению Гриценко не прислушались. В сложившейся обстановке он написал заявление об уходе с работы и покинул родное предприятие, которому отдал 40 лет жизни и труда. Это был поступок настоящего генерального конструктора. Он оказался прав на все сто. Мощная кузнецовская научно-производственная кооперация распалась. А СНТК, переименованное в ОАО «Кузнецов», стало стремительно терять кадры и деградировать.

МОСКОВСКАЯ ЭПОПЕЯ

В 2004 году Евгения Гриценко пригласили работать генеральным конструктором в совместное российско-украинское предприятие ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич», которое возглавил президент, председатель совета директоров Анатолий Ситнов (генерал-полковник, начальник вооружения ВС РФ с 1994 по 2000 год). Прошедший тяжелые жизненные и трудовые университеты конструктор и производственник энергично занялся сертификацией двигателей, организацией конструкторской деятельности, досконально изучил новую для себя тематику – вертолетные двигатели. Так, новейший и перспективный вертолетный двигатель ТВ3-117-ВМА-СБМ1В, созданный в Запорожье, никак не мог пробить дорогу к российским потребителям. Однако им весьма заинтересовался в тот период министр обороны России, который понял, что с этим новым запорожским двигателем российские Ми-24, Ми-8, Ми-17, Ми-28Н, Ка-52 станут эффективнее на 30–40%, чем с прежними двигателями. Из-за противодействия в России некоторых руководителей было решено провести государственные стендовые испытания не в специализированном российском конструкторском центре, а в Гатчине на военном авиаремонтном заводе, где пришлось создавать специальный испытательный стенд. Этим важным делом занялся генеральный конструктор Евгений Гриценко и довел до логического завершения. В 2011 году госкомиссия выдала государственный сертификат в России на запорожский новый двигатель.

Трудно было организовывать летные испытания нового запорожского изделия на российском вертолете. Можно было надеяться, что опытный, уважаемый в промышленности, в Минобороны, в науке генеральный конструктор «ВК-МС» блестяще справится и с этой задачей. Только изношенное за годы жизни и труда сердце не выдержало чрезмерной каждодневной нагрузки…

Книга о Евгении Гриценко – это научно-популярное издание о жизни и деятельности генконструктора. Однако, на наш взгляд, последняя глава несколько тяжеловата для восприятия и скучна из-за того, что слишком много однообразных воспоминаний соратников о Гриценко. Наверное, стоило бы высказаться в книге о замечательном русском конструкторе и человеке его родным, которые жили с ним многие годы. Возможно, что некоторые подробности из жизни Евгения Александровича оживили бы несколько официальные воспоминания соратников и друзей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
728
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1097
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
863
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
842

Другие новости