От изучения наук – к разгадыванию кроссвордов ЕГЭ.
Фото РИА Новости
На выходе из метро со станции «Калужская» совершенно случайно встретил своего старого и хорошего знакомого Олега Ветрова. Узнал сразу по очкам и интеллигентному профессорскому виду. Очень серьезный и умный человек. Он всегда был таким. Обнялись и, конечно, заболтались – давно не виделись. С Олегом мы обучались в одном вузе, на одном потоке и в одной группе. Вместе занимались научной работой на кафедре, а затем работали над дипломными проектами в одном и том же НИИ. После окончания института и распределения по «почтовым ящикам» наши жизненные пути разошлись.
По окончании рабочего дня Олег возвращался домой из своего закрытого «пилюгинского» НИИ, а я забегал в расположенный рядом магазин «М.Видео» присмотреть внучке Лизе подарок ко дню рождения. Вспомнили с ним чудесные студенческие годы, старых друзей и любимых преподавателей, веселые институтские вечера отдыха и КВНы, уборку картофеля в подмосковных колхозах, походы, песни под гитару у костра и первые любовные увлечения. Ну и, конечно же, не забыли посетовать друг другу на тяжесть текущего исторического момента, пожаловаться на современную «фурсенковскую» систему народного образования, «добрым словом» вспомнить Михаила Сергеевича, в общем, погрустить о незабываемом прошлом, непривычном настоящем и туманно непредсказуемом будущем.
ЗНАНИЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
– Ну отчего у нас вечно все так происходит? – поинтересовался я у Олега. – Объясни, как понимать эти зигзаги диалектики общественного развития?
– Понимаешь, дружище, все то, что сейчас происходит, к диалектике мало имеет отношение – просто в головах большинства людей периодически происходит затмение. А если сказать проще, очень многие находятся, к сожалению, в плену заблуждений и кажущихся ощущений, то есть живут в ирреальном мире. Поэтому я серьезно опасаюсь за наше молодое поколение: современное образование и ЕГЭ приведут их к полному «лунному затмению».
– Но они же все продвинутые, с детского сада за компьютерами сидят, по Интернету свободно гуляют, и им совсем не «до луны».
– Не только «до луны». Многим из них все «до лампочки». Это, к сожалению, аксиома.
Планировал сегодня пораньше вернуться домой, но забыл обо всем на свете, увлекшись нестандартным ходом рассуждений ученого человека. И загоревшись интересом глубже понять его, попросил представить доказательства его аксиомы. Научный подход – так научный подход.
Олег охотно согласился.
– Лучшее доказательство – это проведение научного эксперимента. Ты помогай мне, старик, и только молчи, не мешай, ничего и никому не подсказывай, – проинструктировал меня Олег.
Теплый осенний вечер располагал к беседе на открытом воздухе. Вокруг зажглись огни, к метро с работы и из магазинов потянулось все больше людей, а на небе уже красовался молодой месяц. Натренированный глаз Олега остановился на парне лет 35, и ученый-исследователь повлек меня в его сторону. Молодой человек стоял у парапета подземного перехода и сосредоточенно курил.
– Извините нас, пожалуйста, ради бога, – обратился Олег к нему в своей всегда уважительной и интеллигентной манере. – Мы вот здесь, понимаете, поспорили с другом, и нам потребовалась ваша помощь. У нас к вам будет только один короткий вопрос. Залюбовались мы месяцем в московском небе, и у нас возникли разногласия в том, каким образом он в таком виде образуется. Вы можете нам что-то пояснить по этому поводу?
– Да все очень просто, – любезно откликнулся первый наш испытуемый. – Это самое обычное лунное затмение. Не солнечное, естественно, когда становится совсем темно, а именно лунное. В нашем же случае Земля закрывает от Солнца часть Луны, и получается месяц.
– О чем я тебе и говорил, – заговорщически сказал Олег, обращаясь ко мне.
Мы изобразили сердечную благодарность, а молодой человек довольный заспешил вниз по лестнице.
Я активно включился в эксперимент, и мы стали выискивать новую «жертву». На глаза нам попалась скромно одетая женщина средних лет и интеллигентного вида: не то учительница начальных классов, не то медицинский работник. Судя по возрасту, она родилась и пошла в школу еще во времена СССР, а продолжила образование в новой России.
Вопрос для нее нами был поставлен тот же. А ее ответ на наш «странный вопрос» был похожим: «Земля загораживает свет Солнца и создает тень на Луне».
– Это же все знают, – заверила она нас.
Извинившись за беспокойство, мы поблагодарили ее, и она продолжила свой путь.
– Давай военных «попробуем» для чистоты эксперимента, – предложил я.
На удачу нам попался бравого вида офицер-танкист в звании старшего лейтенанта. Поздоровались. Представился: «Сергей». Объяснили задачу.
– Как мне помнится, – начал отвечать на наш стандартный вопрос военнослужащий, – должен вам доложить, что это напрямую связано с положением Земли относительно Солнца. Точнее доложить не могу. Астрономию мы в военном училище не сдавали.
Военный «взял под козырек», мило улыбнулся и тотчас скрылся из виду.
Следующие пятеро опрошенных ничего нового из области астрономии не сообщили и ясность в своих ответах на поставленный нами вопрос не внесли. Одни отвечали уверенно и с апломбом, другие – менторским тоном, третьи – с долей сомнения: где-то, когда-то, что-то слышали. Однако все наглядно и отчетливо продемонстрировали результаты современного российского образования.
НУ, БЛИН, ВЫ ДАЕТЕ
Для чистоты эксперимента мы решили «прощупать» кого-нибудь из представителей более молодого поколения, появившегося на свет уже в новой России. Наше внимание привлекла яркая стройная девица, решительно направлявшаяся к метро. Ее модные рваные,вареные джинсы и обтягивающий высокую девичью грудь ярко-оранжевый тонкий свитерочек однозначно свидетельствовали о принадлежности к поколению, выбравшему для себя «Пепси».
– Дико извиняемся, барышня, – одновременно обратились мы с Олегом к молоденькой незнакомке. – Мы, вот два очень старинных друга, давно не виделись, случайно встретились и заспорили. Можно у вас кое-что спросить?
– Ну, давайте, только короче!
– Вот вы наблюдаете на небе месяц. Сможете ли вы нам толково объяснить, как он получается. Бывает ведь и полная луна. Отчего это все зависит? Как вы думаете?
– Вы что, старики, блин, прикалываетесь, в натуре? Накумарились что ли, блин? – сразу взъерепенилась юная особа.
– Да нет, не волнуйтесь, пожалуйста. Мы хотели бы лишь уточнить кое-что и подумали, что вы сможете в этом помочь, – начали мы нелегкий для нас разговор с прекрасной представительницей нового поколения в спокойном примирительном тоне.
– Да это, короче, блин, сейчас каждый дебил знает! Мы в школе, короче, проходили. Месяц – это, короче, кусок Луны, который еще не закрыла Земля от Солнца. Когда прикроет совсем, Луны на небе не будет видно, и тогда наступит ее полное затмение. Короче, все понятно, блин? Что-нибудь еще?
Нам было все предельно ясно, но с таким интересным «экземпляром» сразу расставаться не хотелось. Тем более, как говорится, «любому старому козлу приятна свежая капуста». Поэтому, войдя во вкус научного исследования, я неожиданно для себя осмелился задать девушке еще один контрольный астрономический вопрос:
– А скажите, красавица, что вокруг чего, по-вашему, вращается? Солнце или Земля?
– Еще один, блин, заумный прикол! Вы мне, что, ЕГЭ тут устраиваете? Это и так, короче, все ясно – читать умеем. У моей старухи, блин, есть отрывной календарь, она его постоянно мусолит. Там для всех понятно напечатано, во сколько Солнце утром восходит и когда вечером, короче, заходит, и сколько, короче, длится день. Бабка за этим, блин, строго следит! Ну, все, короче, пока! А то я, блин, спешу в «Мидзуми» на «Беляево» – будем с пацанами тусить.
– А нам с вами, короче, блин, пойти потусить туда нельзя? – пошутили мы с другом, подстраиваясь под молодежный сленг.
– Только вас там, короче, старых мамонтов с засохшими хоботами и не хватает!
Девочка хихикнула и побежала в метро. Мы же молча остались стоять на месте. Неужели мы действительно ей виделись таковыми, какими она нас себе представляла?
КЛАССИКА ЖАНРА
Время летело неумолимо, и эксперимент нужно было заканчивать. Нам предстояло сделать последнюю, десятую по счету выборку. Почувствовав вкус настоящей науки, я забрал инициативу в свои руки. Дело уже шло к позднему вечеру, и людской поток заметно поредел. На мою удачу у метро появилось знакомое лицо, правда, постарше опрошенных нами респондентов. С этим усатым мы когда-то имели дела по работе, а скорее всего встречались в столовой нашего «почтового ящика». Мне даже сразу удалось вспомнить его – Евгений Валерьевич. Кстати, он меня тоже сразу узнал и поприветствовал.
– Привет, коллега! Ты что это поздно разгуливаешь по улицам? Завтра на работу проспишь, а потом, понимаешь, будешь костерить московские пробки и винить во всем Сергея Семеновича, – пошутил он, хитровато улыбаясь.
– Друга студенческой юности встретил, разговорились, кое-что вспомнить, – пояснил я. – Очень редко, к сожалению, встречаемся, время такое, – и, кивнув в сторону Олега, добавил, – между прочим, настоящий ученый, в НИИ на Калужской пашет. Познакомьтесь, пожалуйста.
Олег вежливо поздоровался и, представившись, сразу вступил в беседу:
– Да, действительно, есть что вспомнить: сессии, экзамены, защита дипломов и, конечно же, песни у походного костра. Разве можно забыть, как прекрасно пел наш однокурсник Анатолий Козлов под гитару, которой, кстати, владел весьма виртуозно: «Луна, луна, расскажи мне, луна, расскажи о любви, что покой отняла…».
Олег специально упомянул про луну, для меня это был сигнал.
– Кстати, о луне, – теперь я мог плавно перейти к непосредственно интересующему нас вопросу. – Обратите внимание, друзья, какой сегодня прекрасный молодой месяц над нами. Просто не налюбуешься! Кстати, а как он получается из луны? Я лично до сих пор точно не знаю. Говорят, имеются разные версии.
Олег, естественно, промолчал. А я посмотрел вопросительно в сторону своего коллеги.
– Версия только одна, – уверенно заявил последний испытуемый. – Луна – это естественный спутник Земли, который ровно за сутки делает один полный оборот вокруг своей оси, вращаясь одновременно вокруг Земли. Поэтому Луна всегда повернута к нам одной стороной. Когда Земля оказывается между Солнцем и Луной, то на последней образуется тень, а оставшаяся светлая часть превращается в месяц.
Такого результата на завершающей стадии эксперимента мы с Олегом не ожидали, и я, поддавшись инстинкту корпоративной солидарности, не удержался от постановки наводящего вопроса:
– Евгений Валерьевич! Когда вы отдыхали на юге, вам никогда не приходилось любоваться утренним солнцем над поверхностью моря, а справа от него одновременно наблюдать месяц на небе?
Мой коллега на секунду задумался и согласился:
– Да, братцы, извините меня! Конечно же, я все перепутал и совсем не то сказал… Месяц в нашем случае образуется за счет бокового освещения поверхности Луны, идущего со стороны Солнца. А лунное затмение – это, безусловно, совсем-совсем другое.
– Оно в головах, – уточнил мой ученый Олег.
Мы все трое дружно и весело заржали и пошли в метро, до закрытия которого оставалось уже недолго.
Итак, наш с Олегом научный эксперимент плодотворно завершился. И прежде всего с пользой для меня. Во-первых, я с гордостью убедился, что мои коллеги – инженеры из «оборонки» – самая продвинутая и вооруженная знаниями часть нашего общества. А во-вторых, мне было полезно еще раз уяснить для себя, каким все-таки образом возникает месяц над нашей головой.