0
6814
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

07.06.2013 00:01:00

Научный пчелинизм

Борис Миланов

Об авторе: Борис Федорович Миланов – ветеран Вооруженных сил, полковник в отставке.

Тэги: рассказы, воспоминания


рассказы, воспоминания Идея вдохновляла людей на великие стройки советских пятилеток. Фото РИА Новости

Наш старший товарищ, он же член парткома НИИ, отвечавший за идеологическую работу, и к тому же начальник нашей лаборатории, то есть «отец родной», как это было в «почтовых ящиках», Анатолий Михайлович Петров страстно любил общественную работу. Она же не всегда отвечала ему взаимностью.
Тот случай, о котором мы в кругу близких друзей без улыбки не можем до сих пор вспоминать, произошел в сентябре 1973 года. Начинался очередной учебный год в сети политучебы. По плану парткома открыть учебный год предстояло нашей «цеховой» парторганизации. Проводить занятие был приглашен и дал согласие не кто иной, как сам Виктор Глушков, академик, директор Института кибернетики Украины. Но план – это одно, а в жизни все бывает по-другому. Не смог он прибыть к нам в Москву.
– Михалыч, а что, если твоего деда, ну то есть тестя, задействовать? Ты же сам хвалился, что он 40 с лишним лет в Высшей партийной школе научный коммунизм преподавал, пока его на пенсию не поперли.
– А что? Давайте, пожалуй, попробуем, – вдруг встрепенулся Михалыч. – Дело важное партийное спасем, инициативу проявим, без Виктора Михайловича обойдемся. Я сейчас сам начальнику отдела позвоню, пусть он машину у директора попросит и все ему объяснит. И – мигом за дедом!
«Дедушка» не опоздал. Представитель парткома, как полагается, сердечно поздравил присутствующих с началом учебного года в сети политучебы. Пожелал больших успехов в усвоении материала и с удовольствием представил лектора Николая Михайловича, сказав о нем несколько теплых слов.
Зал дружно зааплодировал.
КЛАССИКОВ В ИНСТИТУТЕ ПРОХОДЯТ МИМО
Лектор довольно резво для своих лет вышел из-за стола и поднялся на трибуну. Перед тем как начать лекцию, по своей годами выработанной преподавательской привычке внимательно окинул взглядом зал.
– Вот увидите, сейчас еще начнет перекличку, – пошутил Руслан Дубровин, самый молодой и, пожалуй, самый неглупый из нас. В зале находились все свои: молодые, здоровые юноши и красивые девушки, недавние выпускники институтов и университетов. Нас всех объединяли общее новое интересное дело и большая, неподдельная гордость за работу в оборонке. Кадровики всегда старались подбирать на работу талантливую молодежь.
К тому моменту многие уже были готовы «внимательно слушать лектора»: у кого-то на коленях лежали раскрытые газеты и журналы, кто-то удобно устроился, чтобы пару академических часиков хорошенько подремать, кто-то шепотом оживленно обсуждал наболевшие проблемы.
Лектор закончил тем временем перекличку и подал наконец голос, неожиданно начав выступление с вопроса:
– Знает ли кто-нибудь из присутствующих в этом зале произведения классиков марксизма-ленинизма?
– Я так и знал! – не унимался Руслан. – Сейчас начнет вести опрос аудитории, «вызывать к доске».
– Читал ли кто-нибудь из вас серьезно и глубоко Ленина? – уточнил свой вопрос лектор. – Не в том смысле, передирали ли вы друг у друга конспекты по его работам, которые задавали в институте. Кто может ответить? Смелее!
Зал моментально присмирел и по школярской привычке опасливо заерзал. Над головами нависла выжидательная тишина, все удивленно начали переглядываться.
– Я жду ответа, дорогие друзья! Кто желает выйти на сцену? А я с удовольствием погоняю по произведениям Владимира Ильича. По полному собранию сочинений, – уточнил лектор.
Все терпеливо выжидали. Желающих выйти из зала среди нас, естественно, не нашлось. Все сидели молча, время тянулось.
– Делаю заключение, – решительно подытожил лектор, – никто из присутствующих Ленина, да и других классиков, не знает.
Зал немного оживился, пришел в себя, загудел. Все посторонние дела были отложены в сторону.
– Что за шум? Кто-то хочет мне возразить? Тогда попрошу ко мне сюда, – лектор указал широким жестом руки на сцену.
Зал моментально умолк, насупился.
– Итак, следующий вопрос: знаем ли мы законы социалистического управления?
В зале – тишина.
– Не ошибусь, – продолжал оратор, – если скажу: нет, не знаем. Их вообще никто до сих пор не знает. И это совсем не удивительно. Так и должно быть. Владимир Ильич Ленин все очень правильно изложил в своих знаменитых произведениях. Но самого главного в своих трудах он все же не успел сделать. Он не оставил нам ключа к пониманию законов общественного развития. Был бы он сейчас жив, все было бы по-иному. Кто же владеет этими законами? И что ждет наше общество дальше? По какому пути развития оно пойдет? Вы можете это сказать?
Зал притих и продолжал напряженно молчать, заняв удобную выжидательную позицию.
– Так, очень хорошо! – Казалось, лектор даже обрадовался. – Теперь делаем окончательный вывод: классиков мы не читали, законов не знаем! Все согласны? Кто не согласен?
Несогласных не нашлось, а может, кто и промолчал для приличия.
– А существуют ли вообще эти законы? – не унимался лектор. – Сегодня мы с вами в этом и попробуем вместе разобраться. Поэтому еще один вопрос к уважаемому залу: все ли из вас видели, как пчелы создают свои соты?
– Все! – осмелев, подал голос из зала кто-то из наших молодых коллег.
– Прекрасно! А обратили внимание на то, как слаженно, четко и эффективно работают пчелы? Как геометрически правильно выстраивают они соты? А какова у них производительность труда! Позавидовать можно. И как у них все здорово и качественно получается! Правда? Какой же инструментарий пчелы используют? На какие законы опираются? Вы согласны, что пчелы делают все правильно и находятся на верном пути в своем развитии?
– Да! – теперь почти хором согласились мы.
– Вот и отлично! – довольно потер руки бывший преподаватель. – Теперь я задам аудитории архиважный вопрос. Попрошу всех внимательно послушать меня, подумать и ответить на него: «Знают ли пчелы законы, по которым они ведут свое строительство?»
ПЧЕЛЫ ЗАКОНОВ НЕ УЧИЛИ
В зале уже давно отложили в сторону газеты и журналы, молодые люди отвлеклись от своих милых подружек, полностью оказавшись во власти рассматриваемой темы. Сказывался большой педагогический и методический опыт выступающего.
– Знают!
– Нет, пожалуй, не знают!
Мнения разделились.
– Еще один очень важный и, если хотите, ключевой вопрос, – лектор весь светился, излучая невидимую энергию, – читали ли пчелы, попрошу всех быть предельно внимательными, скоро мы подойдем с вами к следующему важному заключению, так вот, читали ли пчелы классиков марксизма-ленинизма? Знают ли пчелы законы социалистического управления?
– Нет, не читали и не знают! – Зал проявил на этот раз завидное единодушие.
Раздавшийся при этом одинокий хохоток одной из сотрудниц группы подготовки данных ВЦ мог свидетельствовать только о том, что до нее просто сразу не дошла вся суть и глубина риторического вопроса, поставленного лектором.
– Правильно! Все вместе, сообща приходим к однозначному выводу: не читая классиков и не владея законами управления, пчелы действуют в правильном направлении, безупречно выполняя свои общественные и производственные функции. Возражений нет? Хорошо, принято!
Возвращаясь к ранее сделанному нами заключению, мы еще раз может констатировать: мы, собственно, как и пчелы, не знаем законов социалистического управления, да к тому же и не читали, как оказалось, классиков. Напрашивается вопрос: а в правильном направлении мы движемся, правильно ли мы развиваемся? Да! Мы идем верным путем! Вне зависимости от знания законов общественного развития. То есть они, законы, существуют вне нас, вне нашего сознания. Законы общественного развития – это те же законы природы, законы диалектики, как закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей. Эти законы вы все изучали в курсе диамата. А о таких законах, как закон исключительного третьего и закон достаточного основания, вы, я уверен, даже и не слышали.
Но есть и другие законы, которые никто еще не познал и не сформулировал. Это, однако, совершенно не означает, что они не существуют. Именно по этим законам мы с вами и развиваемся, живем по ним.
Что же получается, спросите вы, марксизм-ленинизм, а дальше-то что? Учение – правильное, вечно живое. А дальше что? Тупик? Кто-то так и может подумать, но будет не прав. Я много лет занимаюсь этой проблемой, пытаюсь открыть и сформулировать законы. Скажу даже, что у меня есть на этот счет кое-какие научные наработки.
Своими соображениями я неоднократно пытался делиться с Леонидом Ильичем, направляя ему личные письма. И что же, спросите вы, получил в ответ на свои научные мысли и предложения? Отписку, в которой написано буквально следующее. Цитирую: «Уважаемый Николай Михайлович! Убедительно просим Вас оставить в покое Леонида Ильича. Он очень занят важными государственными делами и к тому же не является специалистом в области поднимаемых Вами научных проблем дальнейшего развития марксизма-ленинизма. Обращайтесь в специализированный научный институт при ЦК партии!» Далее указывается адрес Института общественных наук, по которому следует обращаться.
Вы понимаете, какую бумагу я получил? Вдумайтесь только, что в ней написано! Говоря другими словами, мне дали отчетливо понять, что генеральный секретарь нашей партии не является специалистом в вопросах марксизма-ленинизма и научного коммунизма!
Куда же мы тогда идем при таком руководстве, снова спросите вы.
Не желая задерживаться долго на этой пессимистической ноте, скажу следующее. Занимаясь этой проблемой не один десяток лет, я пришел к однозначному научному выводу: общественное развитие не остановилось, никакого застоя нет. А развитие идет по законам «пчелинизма». На основных положениях «пчелинизма», дорогие слушатели, я и хотел бы, с вашего позволения, коротенько остановиться…
– Не надо, не надо на этом сегодня останавливаться, Николай Михайлович! – решительно прервал выступление лектора представитель парткома. – У нас регламент. Да и слушатели порядком подустали. Работали без перерыва, так что давайте закругляться.
– Мы еще не очень устали, – робко послышалось из зала.
Представитель парткома строго окинул взглядом аудиторию.
– Давайте поблагодарим Николая Михайловича за интересное сообщение, за оригинальный подход к рассматриваемой теме, за свое, подчеркиваю, личное видение проблемы. Все услышанное сегодня примем к сведению и еще раз поблагодарим за выступление.
Зал дружно зааплодировал.
– Об очередном занятии в сети политучебы будет объявлено дополнительно. Спасибо за внимание. Все свободны, – объявил наш «идеолог» Анатолий Михайлович.
Слушатели потянулись из зала, оживленно обсуждая услышанное на занятии.
НАПУТСТВИЕ МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ
Лектор, уставший, но очень бодрый, проследовал в сопровождении нашего непосредственного начальника к выходу из здания. Там, в ожидании дальнейших указаний шефа, уже стояли мы, сотрудники лаборатории.
Проходя мимо, лектор почти на выходе обратился к нам:
– Ну как, молодые люди, занятие? Все было понятно?
– Николай Михайлович, насчет «пчелинизма» – это вы серьезно? – осмелился спросить все тот же Руслан.
– Видите ли, молодые люди, запомните для себя. Не существует в природе никаких законов социалистического или капиталистического управления. Управление может быть только эффективным либо неэффективным. Третьего не дано. Кстати, то же самое относится и к экономике. Она должна быть не «экономной», а эффективной. И движущей силой экономики является не единство партии и народа, а высокая производительность труда и количество и качество выпускаемой продукции. Никакой идеологии здесь быть не может и не должно быть. Главенствуют только объективные законы природы. Мы их, к сожалению, до сих пор не знаем, но это уже совсем другой разговор. Дело времени и человеческого разума. Завидую я вам. Вы еще молоды и доживете до тех времен, когда все изменится, когда люди на все посмотрят другими глазами. Произойдет это примерно через 15–20 лет. Вы-то, повторяю, еще доживете. Не будет уже никакой идеологии. Останется один «пчелинизм». Он будет существовать вечно.
Николай Михайлович дружески помахал нам на прощание рукой, направляясь к белой директорской «Волге».
Мы посмотрели вслед резко сорвавшейся с места «Волги» – водитель нашего «почтового ящика» Виктор по-другому ездить по Москве просто не умел.
– Вот увидите, завтра нашего Михалыча непременно вызовут на ковер в партком, – сочувственно пробормотал кто-то.
– Уже сегодня! – горько пошутил Руслан.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
972
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1144
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1589
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1292

Другие новости