0
12711
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

26.07.2013 00:01:00

Пока русские на экваторе строят бани – они непобедимы

Игорь Иванов

Об авторе: Игорь Янович Иванов много лет проработал в системе МИДа. Неоднократно выезжал в заграничные командировки, собрал богатый материал о жизни наших соотечественников за рубежом. Свое истинное лицо скрывает под маской подаренного ему дружеского шаржа.

Тэги: спецслужбы, рассказ, дипломатия, Африка


спецслужбы, рассказ, дипломатия, Африка Потерять якорь для моряков – самый большой позор. Фото Reuters

Фраза, вынесенная в заголовок, родилась как тост однажды далеко за полночь при обмывании только что построенной бани на территории российского посольства в Браззавиле во время очередной, по-моему, третьей, гражданской войны. Про эту баню можно сказать: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
В стародавние времена, когда великий Советский Союз был старшим братом всех добившихся освобождения от колониального гнета стран, военно-техническое сотрудничество с Народной Республикой Конго, избравшей путь социализма, было организовано достаточно активно. Для группы военных советников, которые вместе с женами и детьми составляли очень немаленький коллектив, были построены два двухподъездных пятиэтажных дома. В однокомнатной квартире одного из них была оборудована баня. На крыше другого крутили кино.
После известных событий в России 1991 года сотрудничество с Конго, впрочем, как и всякое другое, стало постепенно сходить на нет. В течение двух лет от огромной команды военспецов остались лишь генерал, его шофер, переводчик и три специалиста без семей.
Поселились эти ребята в одном подъезде, кроме генерала, который, естественно, снимал виллу неподалеку. Собрали себе лучшую мебель и жили бы себе не тужили, если бы не стремление конголезских властей вслед за Россией отказаться от построения социализма и начать демократические реформы. В результате этих реформ некогда спокойная и симпатичная страна начала постепенно превращаться в руины.
По мере того как конголезская революция набирала обороты, увеличивалось и количество беженцев. Сначала по согласованию с нашим послом местным властям был передан один из домов – пустующий. Через несколько месяцев при очередном витке беспорядков – свободный подъезд второго. На эти отторжения собственности наши военные некоторое время смотрели спокойно, но когда привели черную многодетную мамашу с пятью негритятами и их козу, чтобы поселить ее в бане, ребята сказали: «Ну нет!» – и поехали в посольство подымать мужиков разбирать и перевозить баню, чтобы «народная любимица не досталась козе».
Там их переживания были поняты сразу, и группа добровольцев с грузовичком моментально выехала по адресу. Часа через четыре разобранная баня аккуратно укладывалась возле раздевалки бассейна.
Здесь надо сделать небольшое технологическое отступление. Дело в том, что бассейн – это сложное и дорогостоящее гидротехническое сооружение, требующее много средств и сил для обслуживания, которых у маленьких посольств в мелких странах, естественно, нет, и даже статьи в бухгалтерской смете на эти расходы нет. Поэтому кем-то очень умным была придумана такая лазейка в законодательстве. Строительство, ремонт и обслуживание бассейна финансировались со статьи «содержание пожарного резервуара», выбить деньги, на которую из бюджета Министерства иностранных дел уже не представляет таких трудностей. А дальше пределы свободы зависят лишь от количества этих денег.
В нашем посольстве в Браззавиле пожарный резервуар имел размеры пять на десять метров, в самом глубоком месте – три. Вполне достаточно, чтобы получить удовольствие от окунания своего бренного тела после трудов праведных поздней тропической заполночью. А тут еще вдруг появилась возможность заиметь свою баню! Конечно же, никто эту возможность упускать не хотел. Было принято решение переоборудовать в сауну одно из отделений раздевалки бассейна, оставив там же и душ, а второе отделение, закрыв в нем душ и поставив на его место холодильник, сделать комнатой отдыха.
Короче говоря, все мужики посольства в течение месяца были при деле. Пилили, строгали, колотили, мазали, красили. А в это время их жены и дети находились в эвакуации по причине обострения внутриполитической обстановки. И в силу ограничений на передвижение по городу – комендантский час с семи вечера до шести утра, патрули, проверки документов – мы старались без особой надобности за ворота не выходить. Поэтому сборка бани стала «народной стройкой», не позволявшей нам закиснуть, спиться, перессориться или просто одичать в отсутствие семей и от скуки.
Поддадим, брат, жару империалистам! 	Фото Reuters
Поддадим, брат, жару империалистам!     Фото Reuters
Как заметил один острослов, наш мужицкий коллектив был очень похож на героя фильма Челентано «Укрощение строптивого», когда он, чтобы заглушить основной инстинкт, колол дрова, с той только разницей, что мы для этого строили баню.
Когда стройка века завершилась, мы в буквальном смысле ночевали в ней первую неделю. Каждый день сразу после захода солнца мы собирались в бане и проводили там часов до трех-четырех утра. Прыгали в бассейн голяком, давили песняка под гитару, естественно, злоупотребляли алкогольные напитки. По-русски говоря, обмывали баню.
А рядом с нашим посольством, практически нависая над ним, стоит самое высокое здание в экваториальной Африке – башня «Тур Набемба», имеющая 56 этажей. Два верхних из них занимают какие-то подразделения местной полиции.
Представьте себе такую ситуацию. В стране почти гражданская война. Спецслужбы находятся в повышенной боевой готовности. Сотрудники полиции валятся с ног от усталости. Ночные дежурные с верхнего этажа обозревают окрестности, бдят, так сказать, не возник ли где в столице очаг напряженности. А прямо у них под носом неугомонные русские водку пьянствуют и безобразие нарушают.
Надо отметить, что по причине разрухи отключения электричества в городской сети происходили очень часто. Нас это совершенно не расстраивало. Нашей теплой компании, к тому же подогретой горячительным, и в темноте было нехолодно. Полицейским с башни во время одного из отключений сети, видимо, стало нас немного жалко, а, может, они не наблюдали тогда на горизонте более интересного зрелища, но они направили на наш стол, вынесенный для удобства размещения большого коллектива из предбанника на площадку возле бассейна, луч своего мощного прожектора, установленного на крыше. Мы были очень польщены такой любезностью с их стороны. Из-за нереальности совершения нами в их адрес подобного ответного жеста мы сделали даже более того, на что были способны, – выпили за их здоровье. Налили, повернулись к башне лицом, подняли в приветственном жесте стаканы и выпили. Они мигнули прожектором в знак того, что оценили наше дружеское расположение.
В одну из таких ночей и был придуман тост, вынесенный в заголовок этих заметок.
ПО МЕСТАМ СТОЯТЬ, С ЯКОРЯ
СНИМАТЬСЯ
Есть в Гвинейском заливе, практически на экваторе, малюсенькое государство Сан-Томе и Принсипи, состоящее из двух островков вулканического происхождения. Когда после Второй мировой войны началось разрушение системы колониализма, бывшая португальская колония Сан-Томе и Принсипи тоже приобрела независимость. К годовщине этого знаменательного события Советский Союз преподнес суверенной стране великолепный подарок для охраны своих морских границ – военный катер образца 1940 года в боевом состоянии с двумя крупнокалиберными пулеметами – на носу и на корме. В тот же день было объявлено о создании Береговой охраны Сан-Томе в составе вышеозначенного катера, пятнадцати матросов, трех офицеров и адмирала.
Верой и правдой служил катерок новым хозяевам. Правда, тяжело представить, от кого надо было защищаться двум каменистым островкам, затерянным в Атлантическом океане, на которых и бананы-то толком не могут расти. Но президента на рыбалку вывозили регулярно. Вплоть до того злополучного урагана, когда оборвало якорную цепь. В этом горе несчастным сан-томичам обратиться за помощью к кому-либо кроме Советского Союза было, надо полагать, неловко. И вот нашему посольству из местного МИДа передается нота, в которой нас убедительно просят оказать содействие «флагману республиканского флота – боевому кораблю президента в поставке нового якоря вместе с цепью взамен трагически утерянного по причине природного катаклизма». Что заставило тех ребят избрать подобную манеру изложения, до сих пор остается загадкой. Скорее всего они хотели польстить самолюбию дарителей. Но за прошедшие десятки лет в нашем МИДе уже давно забыли о том допотопном катере довоенного образца. После консультаций с военно-промышленным комплексом по существу данного вопроса на Сан-Томе летит ответная депеша следующего содержания: якорь для вашего флагмана будет стоить столько-то и столько-то. Жаль, что никто не видел, как у членов островного кабинета министров глаза на лоб повылезали от обозначенной цифры. Ведь она равнялась половине годового бюджета страны. Но, не имея на острове Принсипи металлургической промышленности в принципе, им ничего не оставалось, как согласиться на наши условия.
Спустя пять месяцев на рейд порта Сан-Томе встал большой ремонтный корабль Северного флота, имевший на борту драгоценный груз. До этого дня в местном правительстве не представляли степени взаимонепонимания в вопросе размеров злосчастного якоря. А масштабность российского подхода к флотостроительству способствовала тому, что в наших ведомствах не мыслили себе флагмана республиканского флота меньше, чем авианесущий крейсер, поэтому и якорь прислали соответствующего калибра. При выгрузке якоря на палубу бедолага-катер перевернулся от такой тяжести и благополучно пошел ко дну, чем оставил морские границы суверенного островного государства абсолютно без охраны.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
743
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
863
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1223
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
973

Другие новости