0
23617
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

27.09.2013 00:01:00

О подводной лодке, водке и молодке

Тэги: книги, обзор, флот


книги, обзор, флот

Теренов А.И. Хождение за три моря. Лебединая песня крейсерской подводной лодки К-43. AVATAR. – М.: ООО «Издательство «Спорт и культура – 2000», 2013. – 256 с.
Книга Александра Теренова «Хождение за три моря. AVATAR» – не ремейк записок купца Афанасия Никитина, ни тем более не сиквел фильма Джеймса Кэмерона, хотя в ней нет недостатка в красочных описаниях далеких морей и экзотических земель, а также обычаев обитателей Индии. Есть в книге и страницы, заставляющие вздрогнуть.
ОН НЕ БОЯЛСЯ БЫТЬ НЕЗАМЕТНЫМ
Но прежде чем вернуться к книге – несколько слов об авторе. Александр Теренов – профессиональный военный моряк, командир атомной подводной лодки К-43 проекта 670, которая была передана в 1988 году Советским Союзом в лизинг ВМС Индии, где она получила название «Чакра» – в честь сокрушительного оружия бога Кришны. Теренов получил тогда должность руководителя группы советских специалистов на «объекте S», как значилась в документах субмарина, то есть стал командиром-наставником. Так сложилось, что много лет спустя Александр Иванович оказался причастным и к переговорам о передаче в аренду ВМС Индии АПЛ К-152 проекта 971, которая под названием «Чакра» пополнила флот этой страны в 2012 году. Отсюда и Avatar, что на санскрите означает реинкарнацию – физическое перевоплощение бога на земле.
Несомненно, стиль изложения автора сформировался под влиянием творчества выдающегося писателя-мариниста Виктора Конецкого. Теренов и не скрывает этого влияния, предпослав своей книге эпиграф из «Вчерашних забот» Конецкого: «Уйти в море может и дурак, а вот вернуться…» Однако это влияние не носит характера слепого подражания, а скорее оно лишь основа, на которую опирался автор при написании «Хождения-Аватара».
В этой связи нельзя не привести слова бывших учеников Теренова – индийских моряков. Вот что пишет переводчик «Хождения» на английский язык вице-адмирал в отставке Р. Ганеш, возглавлявший до своего увольнения со службы Южое командование ВМС Индии: «Книга – замечательный калейдоскоп событий и характеров, перемешанных в пространстве и времени, а красочные описания могут нередко сменяться техническим текстом, а потом скабрезной шуткой». И еще добавляет о самом Теренове-наставнике: «Я завидовал его способности удерживаться и не вмешиваться в управление кораблем до того самого момента, когда это становилось совершенно необходимым, и, когда это все же происходило, он каким-то образом умудрялся обставить все так, чтобы никто из экипажа, кроме индийского командира, и не заметил». А по свидетельству вице-адмирала в отставке Амура Кумар Сингха, бывшего командующего Восточным командованием ВМС Индии, Теренов описал историю К-43 «Чакры» «с юмором, анекдотами о подводной лодке, водке и молодке». И тут же, впрочем, замечает, что, «когда Александр выполнял торпедную или ракетную атаку, очень не хотелось быть на месте его противника».
ЭКИПАЖ ПЕРВОЙ ЛИНИИ
Добрый юмор и очень серьезные сюжеты тесно переплетены в книге. Как можно определить ее жанр? Это, конечно, не мемуары, хотя воспоминания, безусловно, присутствуют. Веет романтизмом из дневниковых записей, когда еще курсантом Александр Теренов проходил практику на учебном корабле «Бородино» в Южной и Центральной Атлантике. Значительный объем занимает раздел «Индия и ее флот», где содержатся интересные наблюдения о военно-морских силах этой страны, анализируются сильные и слабые стороны подготовки офицеров и личного состава. Глава «Послесловие в спокойной обстановке у камина» содержит интервью с российскими и индийскими военно-морскими начальниками, правда, уже отставными, руководителями ФСВТС и предприятий отечественного судпрома. Не все ответы, данные на вопросы Александра Теренова, можно назвать развернутыми, но определенную информацию для размышлений о состоянии дел в отечественном кораблестроении, о политике в области военно-технического сотрудничества они содержат.
И все-таки главные герои книги Теренова – подводники, их тяжкий труд, который, впрочем, большинству из них приносит радость. И главной фигурой в этой истории остается командир, через мировосприятие которого, как через окуляр перископа, видятся все события. Да, в книге нет недостатка в байках, нередко соленых. Однако главное достоинство этого эссе, как мы все-таки определяем жанр «Хождений-Аватара», – в глубоком осмыслении службы подводников и роли в ней командира, «не снимающего водолазного свитера и канадки с сапогами по нескольку дней, а то недель», который спит в центральном посту «с одним открытым (дежурным) глазом, всегда в ожидании ЧП». Здесь не идет речь о самолюбовании. Скорее автор предпринял попытку самоанализа, часто с элементами самоиронии. И все для того, чтобы, опираясь на собственную практику, раскрыть суть профессии командира подводной лодки, дабы передать свой опыт следующим поколениям покорителей глубин. И эта попытка, как нам представляется, удалась.
Когда в 1983 году Теренова назначили командиром К-43, которая предполагалась к передаче ВМС Индии, и он познакомился с экипажем, который должен был обучать индийских моряков, то понял, что сначала нужно как следует учиться его собственной команде. По его инициативе в то время, когда лодка проходила ремонт, экипаж отправился на 45-суточную подготовку в обнинский учебный центр, потом прибыл на Камчатку, где на одной из субмарин проекта 670 отработал в море все курсовые задачи. После получения почетного звания экипажа 1-й линии будущие инструкторы снова прибыли в Обнинск для изучения особенностей К-43 после глубокой модернизации. На все это в общей сложности ушло восемь месяцев, но зато действительно сложилась классная команда.
ТОГДА ОБОШЛОСЬ БЕЗ ПОТЕРЬ
Командир, зная «склонность» подводных лодок к разного рода нештатным эксцессам, особое внимание уделял отработке задач борьбы за живучесть – и с советским экипажем, и с индийским. В эти утомительные, доведенные до автоматизма упражнения Теренов старался внести творческое начало. В итоге «экипажу понравилось чувствовать себя уверенным в своих силах, легко и осознанно, без суеты и истерии выполнять свои обязанности в любой аварийной ситуации, а главное – не бояться ее». И такая практика не подвела, когда в Бенгальском заливе на глубине 180 м на «Чакре» вырвало патрубок системы охлаждения вспомогательного оборудования, трюм заполнило водой и, что самое страшное – загорелся главный распределительный щит. Сработала аварийная защита реактора. Лодка осталась без хода, с заклиненными горизонтальными рулями, с пожаром на нижней палубе и заполненным водой трюмом центрального отсека. «Работали с индийским экипажем плечом к плечу, команды давались жестами и взглядом, так как все решали секунды и даже доли секунд, – отмечает Теренов. – Ситуация была очень тяжелая, но тот запас прочности, созданный постоянными тренировками по борьбе за живучесть, помог нам выжить и своим ходом вернуться на базу».
И тут же автор резко меняет ритм повествования, рассказывая о том, что индийский спирт не годится для «восстановления боеспособности» электрических машин, а вот привезенный с собой отечественный очень способствует этому процессу, и не только ему. Вообще подобные неожиданные переходы характерны для автора, поэтому, читая его книгу, не заснешь и соскучишься. Вот он, например, с 57-го этажа отеля в Сингапуре наблюдает за проливом, омывающим это красивейшее островное государство, и вспоминает, как, проходя тем же проливом на подводной лодке, «выбирал позицию стрельбы ракетами для нанесения максимального ущерба береговой инфраструктуре».
5 января 1991 года первая «Чакра», вернувшая себе прежний тактический номер К-43 и получившая неофициальное название «Индианка», возвратилась во Владивосток. За время лизинга лодка прошла 72 000 миль, реактор проработал 430 суток. Субмарина выполнила 5 ракетных и 42 торпедные стрельбы. Но, как подчеркивает Александр Теренов, «особая моя гордость – за все 8 лет обучения индийцев во Владивостоке и аренды в Индии никто из экипажа ни моего, ни индийского не погиб и даже не получил травмы». Как известно, еще на стадии испытаний АПЛ К-152 «Нерпа», позже ставшая на индийском флоте второй «Чакрой», во время аварии 8 ноября 2008 года потеряла 20 человек. Но об этом трагическом случае Теренов ничего не пишет, поскольку считает себя не вправе комментировать событие, свидетелем которого он не был.
Да, Александр Теренов не профессиональный литератор. Но книга его читается легко, что называется, на одном дыхании. И обращена она не только в прошлое, пусть и достаточно близкое, но и в будущее. «Новому поколению командиров и капитанов я желаю семь футов под килем, – обращается он к будущим мореходам. – Вы скоро на своем собственном опыте убедитесь, что ощущения от самостоятельного управления кораблем сравнимы лишь со сладостью обладания красивой, молодой, умной и любящей женщиной... Еще есть место для подвигов, ведь все открытия совершались не «офисным планктоном», а под грохот ревущих волн, ломающихся мачт, рвущихся парусов и перезвон аварийной тревоги». Точно сказано!   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
895
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
642
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
320
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
432

Другие новости