Коновалов И.П. Сомали: бесконечность войны. – Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. – 238 с.
Мы ничего не знаем о Сомали. Все наше знание – отрывочные сообщения о бесконечной войне всех против всех и пиратских нападениях на торговые суда. Известно лишь об исламистах группировки «Аль Шабаб». А еще почему-то в Сомали постоянно меняется правительство, которое не контролирует даже собственную столицу Могадишо. Книга Ивана Коновалова отвечает на все вопросы.
Это развернутый очерк истории страны, начиная с тех времен, когда авторитарный режим президента Сиада Барре считался большим другом СССР. Диктатор заявил о строительстве социализма и получил от Москвы огромные средства на это эфемерное строительство. В Сомали находились тысячи советских военных и гражданских специалистов.
Страна считалась стратегическим партнером СССР и базой регионального значения. Здесь даже построили запасную посадочную полосу для космического челнока «Буран». Дружба кончилась, когда Сиад Барре напал на революционную Эфиопию, чтобы «освободить» провинцию Огаден, населенную сомалийскими племенами. Революционный авторитарный режим в Аддис-Абебе также заявлял о строительстве социализма. И тоже получал помощь СССР, в том числе военную.
Москва была поставлена перед проблемой выбора. Поскольку Эфиопия занимала доминирующее положение на Африканском Роге, а сомалийский диктатор совсем отбился от рук, Советский Союз вступился за Эфиопию. Кубинская дивизия и эфиопские войска с ополчением, под руководством советских военспецов нанесли Сомали тяжелое поражение. Барре был смещен, и страна вступила в бесконечную внутреннюю войну.
Иван Коновалов 10 лет работал военным корреспондентом ряда российских телеканалов. За это время побывал практически во всех горячих точках мира, включая обе чеченские войны. Неоднократно бывал в Сомали, где не раз брал интервью у полевых командиров и местных политиков. Так что в своей работе он опирается в том числе на собственные впечатления и реальное знание обстановки.
Ключ ко всем событиям в Сомали содержится в первых главах, где идет речь о клановой структуре местного общества. Это своего рода племенная пирамида, в основании которой находятся пять крупных клановых союзов: дарод, исаак, хавийя, дир, раханвейн. Все они, составляющие народ сомали, делятся на кланы, те – на подкланы, а те – на семейства (роды). Влияние и значение каждой такой родоплеменной единицы зависят от ресурсов, какими она располагает. В первую очередь – от людских. Чем более многочисленное ополчение клан может выставить, тем он влиятельнее. Это, в свою очередь обусловлено имеющимися природными ресурсами – пастбищами, водой – самой большой ценностью в пустыне, скотом. Земледельческие кланы являются второсортными по отношению к скотоводам и занимают подчиненное положение.
Кланы постоянно сражаются за территориальные ресурсы, стремятся занять доминирующее положение. Сдержать их бесконечную борьбу, существующую не одну сотню лет, может только сильная центральная власть, опирающаяся на твердую силу. Естественно, это власть авторитарная, диктаторская. Если внимательно посмотреть на политическую карту мира, станет понятно, что во всех без исключения странах мира, где сильны родоплеменные отношения, только такая власть и существует. Если же ее нет, страна находится в состоянии бесконечной войны всех против всех.
Иван Коновалов фактически объясняет, почему не удалось установить демократическое правление в Афганистане, Ираке, Сомали, Ливии. В этих странах даже близко нет предпосылок к созданию гражданского общества и демократических институтов. И еще долго не будет. Даже, казалось бы, в давно идущем по европейскому пути развития Египте после падения диктатуры тут же возник новый авторитарный режим. Но если свергнутый президент опирался на армию, демократически избранный Мурси – на исламистов.
Единственным средством, кроме военной и полицейской силы, способным объединить представителей разных кланов в общую массу, оказывается религиозный фактор. Когда законы шариата воспринимаются выше традиций, обычаев и неписаных законов родоплеменного общества, они начинают сплачивать страну и устанавливать общий для всех порядок. Что и случилось в Сомали, когда там начала складываться параллельная власть – исламские (шариатские) суды. Они карали преступников, чего не могла сделать никакая иная власть. При судах возникли отряды милиции, которые боролись с преступностью.
В мае 2004 года возник Высший совет Союза исламских судов. Объединив милицейские отряды, судьи повели наступление на территории кланов. В первую очередь на самые привлекательные с финансовой точки зрения – морские порты. На освобожденных территориях создавались новые исламские суды с отрядами милиции. Помимо портовых сборов источником финансирования служили крупные бизнесмены, бизнесу которых мешали банды, полевые командиры и всеобщий хаос.
На короткое время почти во всем Сомали воцарился порядок, население вздохнуло свободней. Полевые командиры решили избавиться от параллельных властей, но проиграли. Объединенные группировки милицейских отрядов, используя резервы, могли сражаться круглосуточно. Это предопределило их победу.
Милицейские отряды комплектовались зачастую членами одного клана. Но впервые случилось, что они воевали против собственного клана. Дальнейшей концентрации власти в руках судей помешали их амбиции. Они покусились на эфиопскую провинцию Огаден. Это вызвало в декабре 2006 года интервенцию армии Эфиопии, она сломила сопротивление судейской милиции. В октябре 2011 года интервенцию совершила и Кения, преследуя отряды исламского движения «Аль Шабаб».
Можно еще вспомнить плачевную попытку США силой установить порядок в Сомали. ЦРУ пришло к наивному выводу, что отряды плохо вооруженных варваров сразу разбегутся и в стране воцарится демократия. В книге описано, что из этого вышло: сбитые из гранатометов вертолеты, убитые спецназовцы.
Сейчас в стране очередное правительство национального возрождения, которое мало что контролирует. Кроме того, автономные анклавы на клановой основе, готовые объединяться в федерацию, но со своими законами на своих территориях; исламистские группировки; эмиссары Эритреи, стремящиеся использовать местные кланы против Эфиопии; пиратские группировки на побережье и много другого, создающего причудливую политическую мозаику под названием страна Сомали.
Добротная книга Ивана Коновалова не просто объясняет, почему так получилось. Она гораздо шире заявленной темы, поскольку объясняет природу всех восточных и африканских деспотий, живучесть и даже необходимость авторитарных режимов в странах с клановыми традициями. Кстати, это относится и к некоторым кавказским территориям и азиатским постсоветским государствам.