0
11703
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

25.04.2014 00:01:00

Семь лысых, пять рыжих

Борис Миланов

Об авторе: Борис Федорович Миланов – ветеран Вооруженных сил, полковник в отставке.

Тэги: рассказ, воспоминания, ссср, кпсс


Раньше все-таки жить было веселее и интереснее. Я  не о цирке, театрах и кинотеатрах, билеты в которые были доступны каждому. Я  о партсобраниях. Не реже одного раза в месяц, хочешь не хочешь, мы являлись участниками этих замечательных и совершенно бесплатных представлений. Почитатели «Дома-2» мне скажут, что мы якобы не имели возможности наслаждаться реалити-шоу. Могу возразить: ой как ошибаетесь! Не придумано еще такого реалити-шоу, которое могло бы сравниться с партсобраниями, к примеру, в каком-нибудь НИИ. Даже оборонном или военном.

Обитатели «Дома-2» опять скажут: «Кастинга не было!». И опять будут неправы. Всегда существовал кастинг, и еще какой! В комсомоле побегай, потом в кандидатах годик покрутись. И то не сразу в кандидаты попадешь. Для нас, научных сотрудников, требовалось найти двух «могильщиков капитализма» и сагитировать их вступить в партию. Соотношение представителей рабочего класса и интеллигенции в партии строго соблюдалось.

И только после такого «кастинга» можно было попасть в кандидаты, а там открывались двери и на закрытые партсобрания. А они были зачастую очень интересными, особенно те, на которых заслушивались персональные дела с «любовным оттенком».

Мы в кругу бывших коллег до сих пор с улыбкой вспоминаем обсуждение на собрании нашего НИИ персонального дела одного довольно немолодого старшего научного сотрудника. Угораздило же его в поздравительной открытке с 8 Марта в адрес молоденькой сотрудницы вычислительного центра после стандартных пожеланий счастья, здоровья, успехов в работе и оставаться всегда такой же красивой, подписать комплимент: «Всегда мечтал лобызать твои пышные девичьи груди!». И что это ему, женатому человеку, отцу троих ребятишек, в голову стукнула? А она, тоже дуреха, – сразу в партком побежала...

В результате наш «Ромео» отделался выговором по партийной линии, правда, без занесения в учетную карточку – учли его немалые заслуги в научной работе, направленной на обеспечение обороноспособности страны. А красавица сделала себе неплохую рекламу. Уже на следующий день после собрания мы, молодые инженеры, любопытства ради помчались в вычислительный центр института, чтобы взглянуть на ставшую знаменитой обладательницу пышных форм. Так что и реклама в прежние времена была весьма действенной. Только слово «пиар» мы до перестройки в стране еще не знали.

Ну и отчетно-выборные партсобрания тоже были по-своему увлекательны. Они напоминали ритуальные танцы, а отчетные доклады секретарей, за редким исключением, без сомнения, могли представить живой материал для известного и всенародно любимого сатирика Михаила Задорного.

В памяти сохранились воспоминания о таком собрании, состоявшемся в нашем НИИ в начале эпохи перестройки и гласности. Слово предоставляю секретарю объединенного парткома Борису Никитовичу.

– Для ведения общего партийного собрания института необходимо избрать президиум. Какие будут предложения по количественному составу?

– Семь человек, – прокричали с места.

– Кто  за? Кто  против? Воздержавшихся нет? Хорошо. Единогласно. По персональному составу слово для предложения предоставляется Руслану Борисовичу.

– Предлагается в состав президиума нашего собрания избрать следующих товарищей: Сидорова, Петрова, Иванова, Козлова, Панова, Попова и Соколова.

– Как будем голосовать?

– Без обсуждения кандидатур, списком! Всех знаем! – потребовал зал.

– Голосуем. Единогласно. Названных товарищей прошу занять свои места в президиуме. Вести сегодняшнее отчетно-выборное собрание попросим Петрова. Пожалуйста, Анатолий Михайлович, начинайте, – передал свои полномочия секретарь.

– Слово для отчетного доклада предоставляется секретарю парткома Борису Никитовичу, – объявил ведущий собрания, взяв бразды правления в свои руки. Попрошу внимания. Нам необходимо оговорить регламент работы. Докладчик просит 25 минут. В прениях предлагается выступающим предоставить до 5 минут.

– До трех! – единодушно зашумели присутствующие в зале.

– Хорошо. Голосуем! Большинство – за. Принимается.

Секретарь приступает к изложению текста доклада. В зале – приподнятое настроение, шумок, хихиканье, никто не дремлет.

– Повнимательнее, соблюдайте тишину, – требует ведущий. – Продолжайте, Борис Никитович!

Зачитывание доклада продолжается. В зале не утихают смешки и шушуканье, мешающие работе собрания.

Секретарь просит зал набраться терпения и внимательно дослушать доклад:

– Если кому-то что-то непонятно, вопросы можно будет подать в президиум. Если кто-то и что-то желает сказать, то, пожалуйста, в прениях, – добавил секретарь, обернувшись в сторону президиума за поддержкой.

Зал дружно засмеялся. Секретарь, не понимая причины всеобщего веселья, обращал свой взор то в зал, то в сторону президиума. Наконец до него дошла причина непривычного настроения: за его спиной красовались семь лысых голов членов президиума.

– Все теперь, кажется, понятно, – продолжил секретарь. – Я прошу, однако, тишины. Трудно работать в такой обстановке. Вы сами отнимаете у себя драгоценное рабочее время.

Зал немного успокоился, а в перерыве этого ставшего уже таким увлекательным мероприятия секретарь поманил к себе пальцем Руслана.

– Ты что за цирк из собрания устроил, Руслан Борисович! – стараясь быть построже с молодым членом партии, начал секретарь.

– Какой цирк, Борис Никитович? Вы поручили выдвинуть в состав президиума достойных товарищей по одному из каждой первичной организации. Я четко выполнил все, как вы просили. Что, разве люди недостойные?

– Не прикидывайся, Руслан, и не говори глупостей, – начал сердиться секретарь. – Они все, безусловно, достойны, но у нас служат и много других достойных людей, иначе бы они к нам в институт не попали. Но они необязательно все лысые. Но не должны они собираться все разом в одно время и в одном месте. В обществе, как и в природе, и нам, ученым людям, это хорошо известно, господствуют симметрия и равновесие, – секретарь пытался направить беседу в воспитательное русло. – Достаточно взглянуть на историю нашего государства. Кто сначала стоял во главе? Ленин. Кудрявым его не назовешь. А следующий кто? Сталин. Полная противоположность. Его сменил лысый Никита Сергеевич. Потом во главе партии и государства 18 лет находился Леонид Ильич. И шевелюра у него и брови были знатные. Дальше посмотрим. Его сменил Юрий Владимирович, за ним последовал Константин Устинович – полные противоположности. А сейчас у нас кто? Михаил Сергеевич, который провозгласил эпоху перестройки, гласности и ускорения. Я ему здоровья, успехов и долголетия желаю, но никто не вечен. И кто придет на его место – не знаю. Но почему-то думаю – только не лысый. Такова ведь диалектика развития природы и общества. Этому нас учили классики. Дошло до тебя наконец, Русланчик?

Голос Бориса Никитовича стал помягче – он хорошо относился к этому способному, перспективному и немного своеобразному молодому офицеру.

– Дошло! – по-военному коротко подтвердил Руслан. – Больше ни одного лысого в президиуме не появится.

– Вот и прекрасненько, – партсекретарь явно остался доволен результатом воспитательной беседы. – Предоставляю тебе возможность реабилитироваться в глазах коллектива. Сейчас будем выдвигать счетно-редакционную комиссию в составе пяти человек. Предложишь собранию достойные кандидатуры. Ну только давай уже, пожалуйста, без лысых обойдемся. Вопросов нет? Все понятно?

– Так точно, – согласился Руслан.

После перерыва собрание перешло ко второй повестке дня – выборам членов нового состава парткома. Слово для предложения по кандидатурам в счетно-редакционную комиссию ведущим собрание было предоставлено все тому же Руслану Борисовичу.

– Предлагаются Белов, Чернов, Светлов, Краснов и Зеленов, – четко произнес он громким голосом.

Голосовали единогласно.

Названные товарищи поднимались из зала на сцену, чтобы занять места за столом счетно-редакционной комиссии. Секретарь с беспокойством разглядывал каждого: ни одного лысого среди них! Вот она, воспитательная роль партии, эффективное воздействие словом на молодежь,  с удовлетворением подумал он.

Работа собрания продолжилась. Из зала с мест назывались фамилии для внесения в список для тайного голосования. Велись обсуждения по каждой кандидатуре. Вместе с тем атмосфера в зале вновь складывалась какая-то необычная: все опять улыбались, переглядывались, шутили. Секретарь спинным мозгом опять почувствовал что-то неладное. И сразу все понял: за рабочим столом комиссии сидело пять рыжих ее членов.

– Ну где он только их раскопал? – посетовал секретарь на ухо ведущему собрания. – Даже я не знал, что их у нас так много. И что теперь предлагаешь делать с Русланом Борисовичем?

– А давайте-ка порекомендуем шутника на новое место службы, то есть в другую партийную организацию, – предложил его непосредственный начальник Анатолий Михайлович. В аппарате главка место освободилось. Принцип «пас в сторону с повышением» официально никто еще не отменял. А парень он толковый. Справится!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
454
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
521
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
456
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
506

Другие новости