0
5596
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

27.11.2015 00:01:00

Ежегодник СИПРИ – 2015

Тэги: сипри, ежегодник, рецензия, обзор, справочник, военные расходы


43-5-1.jpg

SIPRI Yearbook 2015: Armaments, Disarmament and International Security. Oxford University Press, 2015.

В «НВО» за 16 октября 2015 года была опубликована рецензия на «Ежегодник СИПРИ 2014: вооружения, разоружение и международная безопасность» – русскоязычный перевод с английского, подготовленный и выпущенный Институтом мировой экономики и международных отношений РАН. Однако это русскоязычное издание – перевод справочника СИПРИ, подготовленного специалистами стокгольмского института еще в 2014 году. То есть данный труд освещает ключевые события 2013 и начала 2014 годов в области международной безопасности, вооруженных конфликтов, торговли оружием, контроля над вооружениями.

В этой связи, как представляется, будет целесообразным представить читателям «НВО» возможность ознакомиться с содержанием более нового издания – аналогичного сборника, подготовленного специалистами СИПРИ в этом году. Тем более что пока в русскоязычном варианте он отсутствует.

ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ

Примечательно, что основной проблемой, а точнее даже угрозой в области международной безопасности, которую авторы ежегодника, в их понимании, выявили в результате анализа событий в общемировой военно-политической обстановке, в СИПРИ-2015 указана «способность государств решать все возрастающий объем зачастую связанных между собой проблем».

Проще говоря, на повестку дня со всей серьезностью встал вопрос о том, какой запас прочности имеют те или иные государства и общая система мироустройства в целом для того, чтобы противостоять целому спектру угроз различного характера и масштаба, которые вновь возросли или же возникли заново в последнее время. Особо отметим при этом, что, согласно подсчетам авторов ежегодника, в 2014 году по всему миру было зафиксировано наибольшее с 2000 года число вооруженных конфликтов и войн.

«После коллапса государственной структуры в Ираке, Ливии и Сирии внешние игроки уже не так охотно готовы принять на себя ответственность за обеспечение внутренней безопасности в других странах, а также стали менее уверены в том, какие формы внешнего вмешательства будут иметь наиболее конструктивное влияние на события, – указывается в рассматриваемом труде. – Поэтому перспективный анализ с целью выявления потенциально нестабильных государств мог бы стать важным элементом в процессе понимания того, где и какие угрозы ожидают нас в будущем. Это соответственно позволит подготовить наиболее приемлемые варианты внешнего вмешательства».

И события уже текущего года, особенно связанные с военными действиями против террористических квазигосударств на Ближнем и Среднем Востоке, расширение террористами, несмотря на серьезное противодействие со стороны различных игроков мирового масштаба, географии своих чудовищных преступлений и многочисленные теракты против стран Запада и России показывают – данная проблема определена была специалистами шведского института вполне правильно.

При этом, как указывают авторы-составители ежегодника, определение тех элементов, которые позволяют государству не терять свою состоятельность в условиях различных угроз, позволит в итоге существенно снизить возможность краха той или иной страны. Все верно. Однако от себя добавим – выявление таких элементов в то же время позволит тем игрокам, которые заинтересованы в разрушении того или иного государства, решить свою задачу более быстро и эффективно…

МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ НЕ РАБОТАЕТ

Еще один интересный вывод, который делают специалисты института СИПРИ, заключается в том, что сегодня существенно снизились роль и возможности международных институтов, включая ООН, по эффективному влиянию на те или иные конфликты и проблемы в области международной безопасности с целью их купирования или полного разрешения.

«В ряде случаев Совет Безопасности ООН был более активен в своих действиях, чем это было ранее, и, как представляется, стал приобретать черты более открытой системы, – указывают авторы ежегодника. – Однако в случаях, требовавших эффективного и быстрого ответа на возникающие угрозы международному миру и безопасности, ситуация была не такой однозначной. Его влияние на конфликты между Израилем и Палестиной, в Сирии и на Украине было минимальным, а вот реакция на эпидемию вируса Эбола в Западной Африке и борьбу с ректурированием добровольцев в террористические организации оказалась более позитивной».

Особый упор при этом в ежегоднике сделан на описании ужасных последствий украинского кризиса, который, по оценке авторов ежегодника СИПРИ, заставил руководство европейских государств пересмотреть свои подходы к вопросу обеспечения безопасности. «Европа десятилетиями предпринимала серьезные усилия для формирования стройной структуры правил, процедур и институтов для предотвращения возникновения конфликтов и разрешения кризисов, – указывается в разделе, посвященном конфликту на Украине. – Однако быстрое раскручивание в 2014 году на Украине спирали от политического кризиса к вооруженному конфликту доказало, что созданная система неадекватна вероятным угрозам». Как один из итогов этого – прогнозируемый рост военных расходов в странах Европы.

Одной из основополагающих причин слабого влияния Совета Безопасности ООН на такие конфликты, как война с терроризмом и сепаратизмом в Сирии и Ираке, как представляется, является то, что здесь буквально схлестнулись интересы целого ряда как государств, так и транснациональных организаций и корпораций. По крайней мере к такому выводу приходишь после ознакомления с аналитическими выкладками по подробно рассмотренным в ежегоднике конфликтам на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Европе.

В частности, авторы данного труда указывают, что даже операция коалиции под эгидой США против сил ИГ в Ираке и Сирии приносит самому Вашингтону определенного рода проблемы во взаимоотношениях с его традиционными политическими, военными и экономическими союзниками, интересы которых иногда противоречат той политике и тем действиям, которые предпринимают Соединенные Штаты в данном регионе.

Естественно, что в таких условиях найти компромисс бывает чрезвычайно трудно. Посмотрите, даже после кровавых терактов против и России, и стран Запада оттепель в российско-западных отношениях если и наступила, то отнюдь не та, на которую мы все вправе рассчитывать. А санкции ни ЕС, ни США снимать с Москвы и не собираются даже.

ПОЧТИ ДВА ТРИЛЛИОНА НА ВОЙНУ

И, наконец, о главе «Военные расходы».

Совокупные военные расходы стран мира за 2014 год, приведенные к одной валюте – американской, составили, согласно подсчетам авторов ежегодника, 1776 млрд долл., или 2,3% от совокупного общемирового ВВП. По большому счету, на каждого жителя Земли пришлось 245 долл. военных расходов.

Среди стран мира безусловным лидером по военным расходам, конечно, в очередной раз стали Соединенные Штаты – даже несмотря на то, что в абсолютном выражении их объем Вашингтон все же сократил (в основном за счет прекращения активных операций в Афганистане и влияния принятых программ секвестра госбюджета, которые также затронули и военную составляющую).

А вот если анализировать расходы по регионам, то можно без труда сделать вывод о том, что самыми ударными темпами вооружаются (перевооружаются) государства:

– Африки, особенно северной (рост расходов по сравнению с предыдущим годом по всей Африке составил 5,9%, а по североафриканским странам – и вовсе 7,6%);

– Центральной Америки и Карибского бассейна (рост расходов по сравнению с 2013 годом составил 9,1%);

– Восточной Азии (рост расходов год к году 6,2%);

– Океании (рост на 6,9%; здесь безусловный лидер в гонке вооружений – Австралия);

– Восточной Европы (рост военных расходов год к году достиг аж 8,4% – конечно, надо же «Москву сдерживать», а то ой как страшно);

– Ближнего и Среднего Востока (рост на 5,2% в годовом выражении).

Зато серьезное сокращение военных расходов в 2014 году по сравнению с предыдущим годом было зафиксировано специалистами стокгольмского института в Северной Америке – падение составило 6,4%. Также сократились военные расходы в Западной и Центральной Европе (на 1,9%), в Южной Америке (на 1,3%) и в Юго-Восточной Азии (на 0,4%).

В абсолютном выражении военные расходы по основным регионам мира выглядят следующим образом: Африка – 50 млрд долл., Северная Америка – 627 млрд долл. (здесь, как понятно, основной игрок – США), Южная Америка – 67,3 млрд долл., Центральная Америка и Карибский регион – 10,4 млрд долл., Восточная Азия – 309 млрд долл. (основной игрок здесь – Китай, который и обеспечил преимущественно рост военных расходов по данному региону и по всей Азии и Океании), Центральная и Южная Азия – 65,9 млрд долл., Юго-Восточная Азия – 35,9 млрд долл., Океания – 28 млрд долл., Западная и Центральная Европа – 292 млрд долл., Восточная Европа – 93,9 млрд долл., Ближний и Средний Восток – около 196 млрд долл.

Цифры  впечатляющие. И хотя совокупные военные расходы стран мира в 2014 году оказались на 0,4% меньше, чем годом ранее, данные все же весьма устрашающие и наводящие на не совсем радостные размышления. Если уж ружье «из первого акта» в последнем неизбежно стреляет, то такие огромные расходы просто обязаны приводить к тому, что тут и там будут возникать ситуации, когда их надо будет оправдывать. А способ тут один – война. Не хотелось бы, чтобы – очередная мировая.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
1124
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
1091
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
1173
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
1057