|
SIPRI Yearbook 2015: Armaments, Disarmament and International Security. Oxford University Press, 2015.
В «НВО» за 16 октября 2015 года была опубликована рецензия на «Ежегодник СИПРИ 2014: вооружения, разоружение и международная безопасность» – русскоязычный перевод с английского, подготовленный и выпущенный Институтом мировой экономики и международных отношений РАН. Однако это русскоязычное издание – перевод справочника СИПРИ, подготовленного специалистами стокгольмского института еще в 2014 году. То есть данный труд освещает ключевые события 2013 и начала 2014 годов в области международной безопасности, вооруженных конфликтов, торговли оружием, контроля над вооружениями.
В этой связи, как представляется, будет целесообразным представить читателям «НВО» возможность ознакомиться с содержанием более нового издания – аналогичного сборника, подготовленного специалистами СИПРИ в этом году. Тем более что пока в русскоязычном варианте он отсутствует.
ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ
Примечательно, что основной проблемой, а точнее даже угрозой в области международной безопасности, которую авторы ежегодника, в их понимании, выявили в результате анализа событий в общемировой военно-политической обстановке, в СИПРИ-2015 указана «способность государств решать все возрастающий объем зачастую связанных между собой проблем».
Проще говоря, на повестку дня со всей серьезностью встал вопрос о том, какой запас прочности имеют те или иные государства и общая система мироустройства в целом для того, чтобы противостоять целому спектру угроз различного характера и масштаба, которые вновь возросли или же возникли заново в последнее время. Особо отметим при этом, что, согласно подсчетам авторов ежегодника, в 2014 году по всему миру было зафиксировано наибольшее с 2000 года число вооруженных конфликтов и войн.
«После коллапса государственной структуры в Ираке, Ливии и Сирии внешние игроки уже не так охотно готовы принять на себя ответственность за обеспечение внутренней безопасности в других странах, а также стали менее уверены в том, какие формы внешнего вмешательства будут иметь наиболее конструктивное влияние на события, – указывается в рассматриваемом труде. – Поэтому перспективный анализ с целью выявления потенциально нестабильных государств мог бы стать важным элементом в процессе понимания того, где и какие угрозы ожидают нас в будущем. Это соответственно позволит подготовить наиболее приемлемые варианты внешнего вмешательства».
И события уже текущего года, особенно связанные с военными действиями против террористических квазигосударств на Ближнем и Среднем Востоке, расширение террористами, несмотря на серьезное противодействие со стороны различных игроков мирового масштаба, географии своих чудовищных преступлений и многочисленные теракты против стран Запада и России показывают – данная проблема определена была специалистами шведского института вполне правильно.
При этом, как указывают авторы-составители ежегодника, определение тех элементов, которые позволяют государству не терять свою состоятельность в условиях различных угроз, позволит в итоге существенно снизить возможность краха той или иной страны. Все верно. Однако от себя добавим – выявление таких элементов в то же время позволит тем игрокам, которые заинтересованы в разрушении того или иного государства, решить свою задачу более быстро и эффективно…
МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ НЕ РАБОТАЕТ
Еще один интересный вывод, который делают специалисты института СИПРИ, заключается в том, что сегодня существенно снизились роль и возможности международных институтов, включая ООН, по эффективному влиянию на те или иные конфликты и проблемы в области международной безопасности с целью их купирования или полного разрешения.
«В ряде случаев Совет Безопасности ООН был более активен в своих действиях, чем это было ранее, и, как представляется, стал приобретать черты более открытой системы, – указывают авторы ежегодника. – Однако в случаях, требовавших эффективного и быстрого ответа на возникающие угрозы международному миру и безопасности, ситуация была не такой однозначной. Его влияние на конфликты между Израилем и Палестиной, в Сирии и на Украине было минимальным, а вот реакция на эпидемию вируса Эбола в Западной Африке и борьбу с ректурированием добровольцев в террористические организации оказалась более позитивной».
Особый упор при этом в ежегоднике сделан на описании ужасных последствий украинского кризиса, который, по оценке авторов ежегодника СИПРИ, заставил руководство европейских государств пересмотреть свои подходы к вопросу обеспечения безопасности. «Европа десятилетиями предпринимала серьезные усилия для формирования стройной структуры правил, процедур и институтов для предотвращения возникновения конфликтов и разрешения кризисов, – указывается в разделе, посвященном конфликту на Украине. – Однако быстрое раскручивание в 2014 году на Украине спирали от политического кризиса к вооруженному конфликту доказало, что созданная система неадекватна вероятным угрозам». Как один из итогов этого – прогнозируемый рост военных расходов в странах Европы.
Одной из основополагающих причин слабого влияния Совета Безопасности ООН на такие конфликты, как война с терроризмом и сепаратизмом в Сирии и Ираке, как представляется, является то, что здесь буквально схлестнулись интересы целого ряда как государств, так и транснациональных организаций и корпораций. По крайней мере к такому выводу приходишь после ознакомления с аналитическими выкладками по подробно рассмотренным в ежегоднике конфликтам на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Европе.
В частности, авторы данного труда указывают, что даже операция коалиции под эгидой США против сил ИГ в Ираке и Сирии приносит самому Вашингтону определенного рода проблемы во взаимоотношениях с его традиционными политическими, военными и экономическими союзниками, интересы которых иногда противоречат той политике и тем действиям, которые предпринимают Соединенные Штаты в данном регионе.
Естественно, что в таких условиях найти компромисс бывает чрезвычайно трудно. Посмотрите, даже после кровавых терактов против и России, и стран Запада оттепель в российско-западных отношениях если и наступила, то отнюдь не та, на которую мы все вправе рассчитывать. А санкции ни ЕС, ни США снимать с Москвы и не собираются даже.
ПОЧТИ ДВА ТРИЛЛИОНА НА ВОЙНУ
И, наконец, о главе «Военные расходы».
Совокупные военные расходы стран мира за 2014 год, приведенные к одной валюте – американской, составили, согласно подсчетам авторов ежегодника, 1776 млрд долл., или 2,3% от совокупного общемирового ВВП. По большому счету, на каждого жителя Земли пришлось 245 долл. военных расходов.
Среди стран мира безусловным лидером по военным расходам, конечно, в очередной раз стали Соединенные Штаты – даже несмотря на то, что в абсолютном выражении их объем Вашингтон все же сократил (в основном за счет прекращения активных операций в Афганистане и влияния принятых программ секвестра госбюджета, которые также затронули и военную составляющую).
А вот если анализировать расходы по регионам, то можно без труда сделать вывод о том, что самыми ударными темпами вооружаются (перевооружаются) государства:
– Африки, особенно северной (рост расходов по сравнению с предыдущим годом по всей Африке составил 5,9%, а по североафриканским странам – и вовсе 7,6%);
– Центральной Америки и Карибского бассейна (рост расходов по сравнению с 2013 годом составил 9,1%);
– Восточной Азии (рост расходов год к году 6,2%);
– Океании (рост на 6,9%; здесь безусловный лидер в гонке вооружений – Австралия);
– Восточной Европы (рост военных расходов год к году достиг аж 8,4% – конечно, надо же «Москву сдерживать», а то ой как страшно);
– Ближнего и Среднего Востока (рост на 5,2% в годовом выражении).
Зато серьезное сокращение военных расходов в 2014 году по сравнению с предыдущим годом было зафиксировано специалистами стокгольмского института в Северной Америке – падение составило 6,4%. Также сократились военные расходы в Западной и Центральной Европе (на 1,9%), в Южной Америке (на 1,3%) и в Юго-Восточной Азии (на 0,4%).
В абсолютном выражении военные расходы по основным регионам мира выглядят следующим образом: Африка – 50 млрд долл., Северная Америка – 627 млрд долл. (здесь, как понятно, основной игрок – США), Южная Америка – 67,3 млрд долл., Центральная Америка и Карибский регион – 10,4 млрд долл., Восточная Азия – 309 млрд долл. (основной игрок здесь – Китай, который и обеспечил преимущественно рост военных расходов по данному региону и по всей Азии и Океании), Центральная и Южная Азия – 65,9 млрд долл., Юго-Восточная Азия – 35,9 млрд долл., Океания – 28 млрд долл., Западная и Центральная Европа – 292 млрд долл., Восточная Европа – 93,9 млрд долл., Ближний и Средний Восток – около 196 млрд долл.
Цифры впечатляющие. И хотя совокупные военные расходы стран мира в 2014 году оказались на 0,4% меньше, чем годом ранее, данные все же весьма устрашающие и наводящие на не совсем радостные размышления. Если уж ружье «из первого акта» в последнем неизбежно стреляет, то такие огромные расходы просто обязаны приводить к тому, что тут и там будут возникать ситуации, когда их надо будет оправдывать. А способ тут один – война. Не хотелось бы, чтобы – очередная мировая.