0
10263
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

08.04.2016 00:01:00

Не надо прикидываться бушлатиком

Андрей Рискин
Капитан 2 ранга запаса

Об авторе: Андрей Борисович Рискин – заместитель главного редактора «Независимой газеты», капитан 2 ранга запаса.

Тэги: калининград, вмф, флот, ссср, воспоминания, курсанты


калининград, вмф, флот, ссср, воспоминания, курсанты Фонтаны были одной из главных достопримечательностей училища. Фото с сайта www.newkaliningrad.ru

На флот мы приходим романтиками. Романтики у нас в этот момент, как говорится, полные штаны. После чего мы пару лет воюем с флотской придурью, плавно переходящей в полный идиотизм. Потом до тебя медленно, но верно доходит, что это бесполезно. Потому что если это борьба, то где же результат? Так что будущий офицер флота уже на третьем курсе военно-морского училища начинает относиться к происходящему с юмором. Если чувства юмора нет, можешь смело списываться на гражданку. Но это если получится.

ЗАПИСКИ ИЗ ПРОШЛОГО

Я в Калининградской высшей военно-морской бурсе все пять лет учебы вел дневник. Сейчас с удовольствием перечитываю. Это ведь сегодня в армии и на флоте аутсорсинг. А в наше время – все сами, своими умелыми ручками. Вот, к примеру, несколько записей из моего дневника:

«3 марта 1977 года, Калининград.

Сегодня обычный, ничем не знаменательный день. Уже темно, за окном падает на землю мокрый снег – точнее, гибрид снега с дождем. Это плохо – значит, сейчас лопату в руки и пахать, как папа Карло, который, впрочем, был безработным».

То есть это уже четвертый курс, через год – офицерские погоны. А ты лопатой снег гребешь или метлой лужи разгоняешь, причем не только во время приборки, но и вместо лекций. Потому что главное на флоте – чтобы на плацу снега не было и луж.

«15 мая 1977 года, Калининград.

Вчера после обеда на большой приборке собирали на Поле дураков (это большой газон – наш объект приборки) одуванчики. Начальству они не нравятся».

То есть несколько десятков гардемаринов (курсантов четвертого и пятого курсов), будущей элиты наших Вооруженных сил, остервенело уничтожают одуванчики на объекте приборки, чтобы газон был единообразного, как все на флоте, зеленого цвета! Потому что иначе обеспечить высокую боеготовность ВМФ СССР просто невозможно.

Ну, понятно, что курсантские руки – не для скуки. Строительные и прочие работы в нашей бурсе, по-моему, занимали гораздо больше времени, чем занятия.

«24 апреля 1978 года, Калининград.

Вчера ходил на танцы в училище. Они были в кафе «Океан». Это здание со знаменательной мемориальной доской, на которой выбито золотыми буквами:

Кафе «Океан»

Спроектировано и построено

ГСС вице-адмиралом Пилипенко В.С.

Капитанами 1 ранга (три фамилии)

Капитанами 2 ранга (две фамилии)

Мичманами (пять фамилий)

Курсантами (четыре фамилии)

Почему-то забыли выбить мою фамилию. Очень удивлен».

Вообще-то в кафе «Океан» выбор блюд был не богат. Кефир, молоко, печенье и пряники. Но уставшие от бигоса (вонючая квашеная капуста с чем-то отдаленно напоминающим мясо) и перловой каши (ее мы называли РБУ – по названию реактивной бомбометной установки) курсанты были и этому рады. Поэтому очереди стояли огромные.

С тех пор я ненавижу пряники. И каши, естественно, не говоря уже о бигосе. Да, ГСС – это Герой Советского Союза.

СТРАСТЬ К ГИГАНТОМАНИИ

«15 мая 1978 года, Калининград.

Скоро начнем строительство «Глыбы-78». Это картина 120 на 15 м. Гигантская, в стиле Сикейроса. Правда, тот работал с помощью подъемного крана и пульверизатора. Ну, а мы попроще – у нас кисть и мозолистые руки. Этого достаточно».

У начальника КВВМУ адмирала Владимира Пилипенко была страсть к гигантомании. Особенно он гордился тем, что плац в училище по квадратному метражу был больше Красной площади (для чего пришлось снести несколько строений). А еще вокруг плаца стояли картины на морскую тематику: «Бой авианосной ударной группы с подводной лодкой противника», «Высадка морского десанта при поддержке авиации», «Корабли в кильватерном строю» и т.д. Размер картин – сотни квадратных метров. Самая большая – 120 на 15 м (она не вынесла порывов ветра и вскоре рухнула).

Картины рисовали на плитах шифера, которые перед этим варили в масле, а потом покрывали грунтовкой. Руководил процессом как минимум капитан 2 ранга, который после завершения строительства получал очередную звездочку.

На главной башне, в здании, где находились дежурный по бурсе и знамя училища, были большие часы. Каждые полчаса они громко играли мелодию «Ты, моряк, красивый сам собою...» Жители окрестных кварталов были очень недовольны, но победить адмирала, да еще Героя Советского Союза, не смогли...

А еще Пилипенко (в училище его звали Герой, Барин, Хозяин) любил фонтаны. Один (квадратный) находился перед главным входом в училище и бил на три метра выше Петергофского «Самсона». Второй (круглый) – в училищном скверике. В центре фонтана была статуя Нептуна, который держался двумя руками за рога мины образца 1905 года. Помнится, когда я еще был кандидатом в курсанты, то есть только сдавал экзамены, мимо фонтана шли два абитуриента из Белоруссии. И один из них сказал другому:

– Во, глядзі, у міну ўпярдоліў.

Мы же называли фонтан просто: «Нептун, насилующий мину».

«17 июня 1978 года, Калининград.

Вчера дела развивались так.

13.30. Закончил писать докладную записку к диплому.

13.50. Заходит Чубаров (преподаватель), спрашивает, готов ли я защищаться. Отвечаю: «Всегда готов».

15.15–15.45. Защищаюсь. Даже меньше, чем за 25 минут. Оценка «отлично». Только зашел в класс, как Ваня, Юра, Леха и Сережа схватили меня и понесли на Лебединое озеро. Рядом бежал Валерьян с моим «Зорким». У самого начала мостков, ведущих к острову с маяком (высота 1,5–2 м), меня дружно раскачали и на счет «три» бросили в воду. Валерьян фотографировал... Оставшуюся часть дня сушил первый срок. Вечером вышел в город, купил два торта – в камеру и на стол».

Была такая традиция в бурсе. Выпускника, который первым защитил диплом, кидали в фонтан с Нептуном или же в Лебединое озеро (в училище было и такое) сразу же после сдачи и прямо в форме. В 1978 году таким выпускником в нашем классе как раз оказался я.

«КАРУСЕЛЬ» ВРЕМЕН СССР

«24 января 1978 года, Калининград.

В сессию в училище царит благодушное, безмятежное настроение. Даже дисциплина слегка разжимает свои железные тиски в эти деньки. Офицер может пройти мимо курящего в неположенном месте курсанта и не сделать ему замечание. Дежурный по училищу, обходя свои владения, обнаруживает ночью в Ленкомнате долбящего гранит науки курсанта (фанатики есть в любом деле) и не отправляет его спать, а лишь, уходя, плотно закрывает за собой дверь».

Если вы думаете, что «карусель» на выборах придумали политтехнологи 90-х, вы глубоко ошибаетесь. Эту схему мы в училище освоили еще на первом курсе. Курсант берет со стола втихаря не один билет, а два. Второй он передает через дежурного по классу очередному однокласснику, сдающему экзамен. Тот берет со стола билет, но отвечает на тот, который у него в кармане и к ответам на который он успел подготовиться. И так далее. Чтобы преподаватель был не слишком внимателен, в графин (обязательный атрибут на столе) вместо компота наливается пиво.

Есть еще один способ помочь курсанту в ответе на сложные вопросы. К примеру, когда мы сдавали ТУЖНК (теорию устройства и живучести надводного корабля), на внутренней стороне двери в кабинете, где проходил экзамен, повесили боевой листок, на котором крупным, видимым из любого конца помещения шрифтом, было начертано рукой Юры Нестерова следующее:

«Курсант!

Если ты любишь свою маму и хочешь встретиться с ней в отпуске, ты должен знать, что:

– адмиралтейский коэффициент выражает зависимость скорости, водоизмещения корабля и мощности;

– качка – это колебание судна относительно положения равновесия...»

Далее следовали все основные определения сложной и непонятной науки об устройстве и живучести корабля.

Ни один преподаватель даже не заметил, что это был не боевой листок, а банальная шпаргалка. Может, потому, что графин с пивом мы пополняли регулярно?

О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ И ИХ ДОЧКАХ

«6 апреля 1978 года, Калининград.

Сегодня ко мне подошел начальник кафедры военно-морской тактики капитан 1 ранга Смышников. Попросил пригласительный билет на танцы для своей дочки. Дал даже два билета. Думаю, теперь проблем с зачетом по тактике у меня не будет».

В училище на танцы девушки проходили только по пригласительным билетам. Билеты раздавал желающим (на артиллерийском факультете по крайней мере) я, так как был заместителем секретаря комитета комсомола. Преподаватели заходили часто, кто-то брал билеты для своих дочерей, кто-то для дочек родственников и знакомых. Так что зачеты и экзамены я в то сытное время сдавал на ура.

Кстати, о Виталии Васильевиче Смышникове. Высокий, худющий, странно выбрасывающий при походке ноги. Подпольная кличка Camel (Верблюд). Он действительно напоминал корабль пустыни. Причем не только походкой, но и профилем лица. На лекции:

– Товарищи курсанты, сегодня на танцы придет моя дочь, прошу оказать ей максимум внимания.

– Товарищ капитан 1 ранга, а она симпатичная?

– Естественно. Она же похожа на меня!

А еще у меня в дневнике записана особая курсантская терминология. Кто в училище служил, тот поймет, кто погон не носил – тому это и не нужно. Но, по-моему, любопытно. К примеру, «сидеть до зеленой травки» – это если тебе не дают увольнение с зимнего периода до 1 марта. «Сидеть до зеленой елочки» – то же самое, но с осени и до Нового года. «Карась» – первокурсник. «Караси» – носки, как правило, не стиранные, то есть весьма ароматные. «Шланговать, прикидываться бушлатиком или лопатой» – состояние, в котором курсант бывает очень часто. Объяснить это состояние невозможно. Отсюда и понятие «шланг» (на иностранные языки не переводится).

«Топор, фанера» – оскорбление, близкое к понятиям «кретин», «идиот». «Сосредоточиться» – уснуть на лекции. «Зэк» – заместитель командира взвода. «Комод» – командир отделения. «Политик» – курсант, которому задержали отправку в отпуск за нарушения воинской дисциплины. «Олимпиец» – курсант, которому задержали отправку в отпуск за двойку по физкультуре. «Академик» – курсант, которому задержали отправку в отпуск за двойку на экзаменах. «Пролетарий» – курсант, пролетающий мимо кассы, к примеру, выгнанный из строя увольняющихся за прическу, брюки-клеш и т.д. «КВН» – клуб вечно неувольняющихся. «Команда «Ух» – группа курсантов, пытающаяся грубым физическим трудом смыть с себя пятно нарушителей воинской дисциплины.

И, наконец, еще одна запись в дневнике, объясняющая, почему мы всегда помним о службе на флоте и считаем эти годы лучшими в жизни.

«10 июня 1977 года, Калининград.

Интересную речь сегодня сказал один капитан 2 ранга:

– На флоте вы окунетесь в великолепную атмосферу. Юмор, пусть даже немного грубоватый, поможет вам всегда.

Я помню, однажды возвращались мы с боевой службы. Шли через Ла-Манш. Точнее, не шли, а болтались на месте – шторм был адский. И вот в этот штормовой денек мне исполнилось 33 года, как Христу. Я стоял на вахте. Нес «собаку», кстати. И вот, зайдя после вахты в кают-компанию, я увидел огромный торт-пирог, свежеиспеченный, ароматный. Два лейтенанта держали его в руках, ибо со стола он мгновенно бы слетел – так качало наш эсминец.

Из торта торчала металлическая трубка, в прорезь на ней была вставлена великолепно нарисованная корабельным художником карта района, в котором мы находились.

Вы знаете, какое это счастье? Его надо испытать. Такое не забывается. Отлично помню, что все ели этот торт и говорили: «Как хорошо, Витя, что ты родился в такой день, когда так хочется кушать...» Вот так, друзья мои! Учитесь видеть во всем каплю юмора – и тогда вам легче будет служить».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
455
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
568
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
481
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
393

Другие новости