Широкорад А.Б. Российская авиация в боях за Сирию. Использование боевого опыта локальных войн ХХ века. – М.: Вече, 2016. – 384 с.
![]() |
|
Что реально происходит в Сирии? Смогут ли российские ВКС, а также ВВС США и их союзников в ближайшее время покончить с ИГ (запрещена в России) с учетом относительной слабости правительственной армии и поддерживаемых американцами и саудитами «демократических» оппозиционных отрядов? Какова роль Турции в сирийском конфликте? Насколько эффективны действия курдских ополченцев? Будут ли в обозримом будущем созданы курдские государства в Ираке и Сирии? Или дело ограничится созданием автономии? Об этом и многом другом говорится в недавно вышедшей из печати книге Александра Широкорада «Российская авиация в боях за Сирию. Использование боевого опыта локальных войн ХХ века».
В новой монографии одного из лучших авторов «НВО» рассказывается о действии авиации не только в Сирии. Общеизвестно, что каждая локальная война имеет свою специфику. В связи с этим тактика и стратегия в борьбе с партизанами и террористами, успешная в одной стране, будет неэффективна в другой. Поэтому автор показывает особенности войн в Корее, Вьетнаме и Сирии и одновременно вычленяет из хода боев общие принципы действия ВВС в этих конфликтах.
В странах Запада существует убежденность в том, что авиация может выиграть локальную войну против партизан или повстанцев как самостоятельно, так и во взаимодействии с многочисленными, но недостаточно хорошо обученными и морально неустойчивыми «туземными» войсками или экспедиционным корпусом великой державы. Как была реализована эта стратегия в ходе Корейской и Вьетнамской войн, а также в ходе действий против ИГ в Сирии и Ираке? Какие задачи может решить авиация в ходе налетов на позиции повстанцев и террористов, а какие – нет? Какие средства борьбы наиболее эффективны против повстанцев и террористов?
Каким образом наиболее эффективно ВВС союзных стран могут поддерживать правительственные войска непосредственно на поле боя и стоит ли в связи с этим создавать специальные «противопартизанские» самолеты – от небольших типа «Бронко» до мощных «ганшипов» типа АС-130?
На основе данных, собранных из различных источников о ходе операций в трех рассматриваемых войнах, автор проводит тщательный анализ результатов воздействия массированных ударов авиации по промышленным предприятиям, сельскохозяйственным и энергетическим объектам в районах, контролируемых повстанцами.
Он особо подчеркивает, в частности, что США были на грани применения ядерного оружия в Корее и Вьетнаме. Для этого были выбраны объекты и подготовлены специальные эскадрильи. Однако в последний момент атомные бомбардировки были отменены. Почему это произошло? Каковы могли быть результаты применения спецбоеприпасов? Насколько реальны планы ядерной бомбардировки ИГ, периодически вбрасываемые в СМИ отставными генералами и адмиралами НАТО?
В книге рассказано о тактике и результативности применения химического и бактериологического оружия в Корее и Вьетнаме.
Наиболее подробно А. Широкорад останавливается на действиях авиации по блокированию районов, занятых повстанцами в Корее, Вьетнаме и Сирии. Во всех трех странах так и не удалось перекрыть движение комбатантов, вооружения, топлива и т.п. Автор считает, что это было связано с тем, что командование ВВС делало основной упор на непосредственные удары штурмовой авиации по транспортной инфраструктуре противника. По его мнению, наибольший эффект по прерыванию коммуникаций приносит тотальное минирование сухопутных, речных и морских коммуникаций.
В книге также достаточно подробно рассматриваются методы и способы активного и пассивного противодействия повстанцев действиям авиации противника. Причем, по мнению автора, в странах, где повстанцы обладают сильной волей к победе и мало ценят свою жизнь, пассивные средства защиты в определенных случаях могут свести к нулю действия авиации. Речь идет об интенсивном восстановлении разрушенных объектов промышленности и транспортной инфраструктуры, а также эффективной маскировке войск и транспортных объектов.