0
3229
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

30.09.2016 00:01:00

Тень победителя Наполеона

Тэги: история, российская империя, александр первый, император, сибирь, елизавета, куропаткин


В один из последних воскресных дней августа я оказался на Земляном валу и, проходя мимо городского кинотеатра «Звезда», обратил внимание на афишу с броским названием «Будем жить!». Познакомился поближе с ее содержанием и узнал, что под таким девизом в Москве проходит фестиваль короткометражного неигрового кино об истории отечества. Время свободное у меня было, и я решил заглянуть в зал – благо вход бесплатный. Заканчивался показ документального фильма «В круге четвертом», после которого состоялась демонстрация документальной драмы «Александр I. Тень Федора Кузьмича».

Еще в годы учебы в Военном институте иностранных языков я слышал об этой невероятной легенде, окутывающей династию Романовых, которая гласит, что самодержец Александр Павлович якобы не умер в 1825 году от тифа в Таганроге (вместо государя был похоронен его двойник), а, переодевшись в жалкие обноски, превратился в старца-отшельника Федора Кузьмича и сбежал в Томск, где и умер в 1864 году. История эта не нашла подтверждения, но, с другой стороны, до сих пор ее никто и не опроверг. А теперь, как разъяснили выступившие перед показом фильма его продюсер Дмитрий Щербанов и режиссер Андрей Грачев из продюсерской компании «МЕДИА-ТРЕСТ», появилась прекрасная возможность по-настоящему вникнуть в нее.

Точно известно, что Федор Кузьмич действительно существовал и даже был канонизирован Русской православной церковью в составе Собора Сибирских Святых. Однако первые воспоминания о нем относятся к 1836 году, когда ему было около 60 лет. О его более раннем возрасте не известно ничего. Кто он и откуда, Федор Кузьмич никогда не говорил. Первые высказывания о сходстве или даже тождестве старца с Александром I относятся к нескольким офицерам, которые усмотрели во внешности Федора поразительное сходство с умершим императором. Также известно, что старец прекрасно разбирался в политике, искусстве, жизни высшего света, но самое главное – он прекрасно владел французским языком, что подтвердил иркутский епископ Афанасий и что было абсолютно не характерно для простых русских людей. Существует еще много других фактов, подтверждающих благородное происхождение Федора Кузьмича.

Но главный вопрос, мог ли Александр I инсценировать свою смерть и превратиться в странника, остается открытым. Император обладал сильным характером, был властолюбивым, упорным и достаточно хитроумным, поэтому предположить добровольное оставление им престола довольно сложно. Говорить о том, что Александр устал от мирской жизни тоже нельзя. Однако споры среди историков не утихают до сих пор и нет однозначного ответа на вопрос, действительно ли царь Александр I и Федор Кузьмич – один и тот же человек. Те, кто склоняется к версии, что это так, имеют свои неоспоримые доказательства. Во-первых, протокол вскрытия тела императора не позволяет однозначно идентифицировать тот факт, что оно является останками императора Александра. Во-вторых, по воспоминаниям современников, на похоронах он не был похож на себя при жизни. В-третьих, на траурной церемонии не присутствовала императрица Елизавета.

Историки, считающие, что такого быть не может, также имеют ряд своих неоспоримых доказательств: несходство посмертного и прижизненного облика – это результат плохого бальзамирования в Таганроге; сравнительный анализ почерка Александра и Федора Кузьмича исключает их тождество; в разговорной речи Федор Кузьмич употреблял слова, которые Александру были не свойственны.

Присмотревшись внимательно к доказательствам сторон, можно отметить, что те факты, которые подтверждают тождественность императора и странника, выглядят по крайней мере ярче и привлекательней. Им хочется верить, как хочется верить во все авантюрное и загадочное. К тому же в качестве еще одного доказательства этой теории служит факт посещения могилы Федора Кузьмича в 1873 году сыном Александра II, великим князем Алексеем Александровичем. Впрочем, могилу старца посещали многие члены царствующего рода Романовых и видные государственные деятели. Почтить его память приходили великий князь Владимир Александрович, специальный посланник великого князя Николая Михайловича, занимавшегося изучением жизни и эпохи императора Александра I, Н.А. Дашков, военный министр А.Н. Куропаткин, министр путей сообщения М.И. Хилков, статс-секретарь А.Н. Куломзин, главнокомандующий армией на Дальнем Востоке Н.П. Линевич и многие другие.

Как известно, старец был погребен на территории томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря, «в трех саженях от алтаря монастырской церкви» в честь Казанской иконы Божией Матери к северо-востоку. Могила была обнесена деревянной выкрашенной белой краской изгородью, по углам высились четыре сибирских кедра. О внешнем виде места упокоения старца в то время можно судить по дневниковым записям устроителя императорского Томского университета, попечителя Западно-Сибирского округа профессора В.М. Флоринского, который 14 июля 1880 года записал: «На кладбище при Алексеевском монастыре есть одна любопытная могила. Над нею стоит простой деревянный крест, обвешанный венками из живых цветов. Свежими цветами покрыт и могильный холмик. На кресте, выкрашенном масляною краскою, находится следующая надпись: «Здесь погребено тело великаго благословеннаго старца Феодора Кузьмича. Скончался 1864 г. 20 января». На нижней перекладине восьмиконечного креста написаны тою же краскою литеры: «Е.И.В.А. I», то есть «Его Императорское Величество Александр I». Крест и надпись поставлены томским купцом Хромовым, благоговеющим пред этою могилою. Им же и многими другими поклонниками приносятся на могилу свежие цветы».

По приказанию томского губернатора В.И. Мерцалова слова «великаго благословеннаго» и аббревиатура «Е.И.В.А. I» были закрашены. Однако через некоторое время их снова можно было прочесть из-за вылинявшей краски. По неподтвержденным официально сведениям, на обратном пути после своего восточного путешествия 1890–1891 годов здесь также побывал будущий император Николай II. Существуют и свидетельства о том, что именно он прибавил или восстановил в надмогильной надписи Федора Кузьмича слово «благословеннаго».

Есть также, хотя и недостоверные, данные о том, что гробница Александра I пуста. Для того чтобы это проверить, советские ученые ходатайствовали об ее вскрытии, однако это прошение до сих пор остается нереализованным.

Таким образом, создателям фильма удалось приподнять огромный пласт истории России и проследить великолепную, яркую жизнь либерального реформатора Александра I Благословенного, еще раз рассказать о великих людях нашего отечества, о ее внешней политике и дипломатии, тяжелой, но победоносной войне русского оружия против армий Наполеона.

А что касается легенды, для меня лично Федор Кузьмич и до появления этого фильма, и после его просмотра был и остается тенью Александра I. Легенды по большей части рождаются не на пустом месте, а вот  подтверждение или опровержение их – дело историков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1285
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
912
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
439
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
612

Другие новости