0
3359
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

30.09.2016 00:01:00

Тень победителя Наполеона

Тэги: история, российская империя, александр первый, император, сибирь, елизавета, куропаткин


В один из последних воскресных дней августа я оказался на Земляном валу и, проходя мимо городского кинотеатра «Звезда», обратил внимание на афишу с броским названием «Будем жить!». Познакомился поближе с ее содержанием и узнал, что под таким девизом в Москве проходит фестиваль короткометражного неигрового кино об истории отечества. Время свободное у меня было, и я решил заглянуть в зал – благо вход бесплатный. Заканчивался показ документального фильма «В круге четвертом», после которого состоялась демонстрация документальной драмы «Александр I. Тень Федора Кузьмича».

Еще в годы учебы в Военном институте иностранных языков я слышал об этой невероятной легенде, окутывающей династию Романовых, которая гласит, что самодержец Александр Павлович якобы не умер в 1825 году от тифа в Таганроге (вместо государя был похоронен его двойник), а, переодевшись в жалкие обноски, превратился в старца-отшельника Федора Кузьмича и сбежал в Томск, где и умер в 1864 году. История эта не нашла подтверждения, но, с другой стороны, до сих пор ее никто и не опроверг. А теперь, как разъяснили выступившие перед показом фильма его продюсер Дмитрий Щербанов и режиссер Андрей Грачев из продюсерской компании «МЕДИА-ТРЕСТ», появилась прекрасная возможность по-настоящему вникнуть в нее.

Точно известно, что Федор Кузьмич действительно существовал и даже был канонизирован Русской православной церковью в составе Собора Сибирских Святых. Однако первые воспоминания о нем относятся к 1836 году, когда ему было около 60 лет. О его более раннем возрасте не известно ничего. Кто он и откуда, Федор Кузьмич никогда не говорил. Первые высказывания о сходстве или даже тождестве старца с Александром I относятся к нескольким офицерам, которые усмотрели во внешности Федора поразительное сходство с умершим императором. Также известно, что старец прекрасно разбирался в политике, искусстве, жизни высшего света, но самое главное – он прекрасно владел французским языком, что подтвердил иркутский епископ Афанасий и что было абсолютно не характерно для простых русских людей. Существует еще много других фактов, подтверждающих благородное происхождение Федора Кузьмича.

Но главный вопрос, мог ли Александр I инсценировать свою смерть и превратиться в странника, остается открытым. Император обладал сильным характером, был властолюбивым, упорным и достаточно хитроумным, поэтому предположить добровольное оставление им престола довольно сложно. Говорить о том, что Александр устал от мирской жизни тоже нельзя. Однако споры среди историков не утихают до сих пор и нет однозначного ответа на вопрос, действительно ли царь Александр I и Федор Кузьмич – один и тот же человек. Те, кто склоняется к версии, что это так, имеют свои неоспоримые доказательства. Во-первых, протокол вскрытия тела императора не позволяет однозначно идентифицировать тот факт, что оно является останками императора Александра. Во-вторых, по воспоминаниям современников, на похоронах он не был похож на себя при жизни. В-третьих, на траурной церемонии не присутствовала императрица Елизавета.

Историки, считающие, что такого быть не может, также имеют ряд своих неоспоримых доказательств: несходство посмертного и прижизненного облика – это результат плохого бальзамирования в Таганроге; сравнительный анализ почерка Александра и Федора Кузьмича исключает их тождество; в разговорной речи Федор Кузьмич употреблял слова, которые Александру были не свойственны.

Присмотревшись внимательно к доказательствам сторон, можно отметить, что те факты, которые подтверждают тождественность императора и странника, выглядят по крайней мере ярче и привлекательней. Им хочется верить, как хочется верить во все авантюрное и загадочное. К тому же в качестве еще одного доказательства этой теории служит факт посещения могилы Федора Кузьмича в 1873 году сыном Александра II, великим князем Алексеем Александровичем. Впрочем, могилу старца посещали многие члены царствующего рода Романовых и видные государственные деятели. Почтить его память приходили великий князь Владимир Александрович, специальный посланник великого князя Николая Михайловича, занимавшегося изучением жизни и эпохи императора Александра I, Н.А. Дашков, военный министр А.Н. Куропаткин, министр путей сообщения М.И. Хилков, статс-секретарь А.Н. Куломзин, главнокомандующий армией на Дальнем Востоке Н.П. Линевич и многие другие.

Как известно, старец был погребен на территории томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря, «в трех саженях от алтаря монастырской церкви» в честь Казанской иконы Божией Матери к северо-востоку. Могила была обнесена деревянной выкрашенной белой краской изгородью, по углам высились четыре сибирских кедра. О внешнем виде места упокоения старца в то время можно судить по дневниковым записям устроителя императорского Томского университета, попечителя Западно-Сибирского округа профессора В.М. Флоринского, который 14 июля 1880 года записал: «На кладбище при Алексеевском монастыре есть одна любопытная могила. Над нею стоит простой деревянный крест, обвешанный венками из живых цветов. Свежими цветами покрыт и могильный холмик. На кресте, выкрашенном масляною краскою, находится следующая надпись: «Здесь погребено тело великаго благословеннаго старца Феодора Кузьмича. Скончался 1864 г. 20 января». На нижней перекладине восьмиконечного креста написаны тою же краскою литеры: «Е.И.В.А. I», то есть «Его Императорское Величество Александр I». Крест и надпись поставлены томским купцом Хромовым, благоговеющим пред этою могилою. Им же и многими другими поклонниками приносятся на могилу свежие цветы».

По приказанию томского губернатора В.И. Мерцалова слова «великаго благословеннаго» и аббревиатура «Е.И.В.А. I» были закрашены. Однако через некоторое время их снова можно было прочесть из-за вылинявшей краски. По неподтвержденным официально сведениям, на обратном пути после своего восточного путешествия 1890–1891 годов здесь также побывал будущий император Николай II. Существуют и свидетельства о том, что именно он прибавил или восстановил в надмогильной надписи Федора Кузьмича слово «благословеннаго».

Есть также, хотя и недостоверные, данные о том, что гробница Александра I пуста. Для того чтобы это проверить, советские ученые ходатайствовали об ее вскрытии, однако это прошение до сих пор остается нереализованным.

Таким образом, создателям фильма удалось приподнять огромный пласт истории России и проследить великолепную, яркую жизнь либерального реформатора Александра I Благословенного, еще раз рассказать о великих людях нашего отечества, о ее внешней политике и дипломатии, тяжелой, но победоносной войне русского оружия против армий Наполеона.

А что касается легенды, для меня лично Федор Кузьмич и до появления этого фильма, и после его просмотра был и остается тенью Александра I. Легенды по большей части рождаются не на пустом месте, а вот  подтверждение или опровержение их – дело историков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
550
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
616
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
628
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
701

Другие новости