0
7431
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

07.10.2016 00:01:00

Ходили мы походами

Олег Фалеев

Об авторе: Олег Михайлович Фалеев – вице-адмирал, начальник штаба Тихоокеанского флота (1992–1996).

Тэги: вмф, камчатка, луанда, вьетнам, йемен, мозамбик, нахимов, аден, северный флот


вмф, камчатка, луанда, вьетнам, йемен, мозамбик, нахимов, аден, северный флот Камчатка. Учебный выход в море. На мостике стратегического ракетоносца слева направо: замкомандира дивизии капитан 1 ранга Пухов, командующий 2-й флотилией ПЛ вице-адмирал Фалеев, флагманский штурман капитан 1 ранга Федоровский, начальник политотдела 2-й флотилии ПЛ контр-адмирал Родионов.

В 1981 году мне довелось быть старшим похода двух атомных подводных лодок в Индийский океан. Причем туда я шел на борту «К-488», а возвращался на «К-481». Для меня это было не только выполнение ответственной задачи, но и возможность получить опыт заграничного плавания, расширить свои познания мира.

ОТВЕТАМИ НА ВОПРОСЫ… БЫЛИ ОДНИ ВОПРОСЫ

Моя служба совпала с периодом активного освоения советским ВМФ просторов Индийского океана. Это особая и очень памятная страница для всех тех, кому пришлось участвовать в походах в этом регионе, ведь нагрузки, которым подвергались экипажи, нередко доходили до экстремальных. Но, прежде чем рассказать о дальнем походе, где мне довелось участвовать, стоит сделать некоторые обобщения, чтобы лучше понять, насколько сложная и в общем-то неизведанная задача стояла тогда перед ВМФ СССР.

Итак, в период 1970-х – начала 1980-х годов было совершено несколько походов советских атомных и дизельных подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов в Индийский океан с целью освоения этого океанского театра и демонстрации советского военно-морского флага в этом регионе мира. Надо сказать, с начала 1970-х годов здесь несли службу только корабли Тихоокеанского флота (ТОФ), так как в связи с обострением Ближневосточного кризиса в этом районе развернули активную деятельность ВМС США, направив туда авианосную группу. Готовясь посылать атомные подводные лодки для несения боевой службы в Индийском океане, командование ВМФ СССР учитывало, что этот район еще не осваивался атомными лодками, хотя к тому времени уже было совершено несколько межтеатровых переходов подводных атомоходов южным путем с Северного флота (СФ) на Дальний Восток для усиления группировки подводных лодок на Камчатке.

Прежде всего проблематичным было использование атомных подлодок в зонах тропических температур и влажности, так как тогда еще не было ясно, как поведет себя электронная и другая техника в этих условиях. Не говоря уже о тех нагрузках, которым будут подвергаться люди. Ответы на эти вопросы могла дать только практика. В первую очередь надо было решить проблему временного базирования с возможностью стоянки в этих пунктах с выведенными атомными энергетическими установками и последующим вводом их в действие. Для этого были нужны мощные электроэнергетические установки.

Непростой была и проблема поисково-спасательного, технического и тылового обеспечения, организации межпоходовых ремонтов, снабжения продовольствием и техническими средствами, что определяло автономность и длительность пребывания в этом удаленном регионе наших подводных лодок для выполнения задач боевой службы. Организация решения этих проблем непосредственно в зоне Индийского океана возлагалась на командование 8-й опэск ТОФ.

Наконец, надо было решить дипломатическим путем проблемы пребывания советских атомных кораблей в этом регионе, устройства передовых пунктов их базирования и тылового обеспечения на территории приморских африканских и азиатских стран. Сразу скажу, что такие пункты материально-технического обеспечения (ПМТО) ко времени прибытия наших атомных ПЛ в Индийский океан были созданы в Луанде (Ангола), на архипелаге Дахлак (Эфиопия), в Камрани (Вьетнам). В Адене (Йемен) был создан узел связи ВМФ и арендован аэродром. Создание на острове Сокотра такой базы окончилось неудачей в связи с резким обострением внутриполитической обстановки в стране.

Таким образом, к концу 1970-х годов были созданы условия для обеспечения деятельности советских атомоходов в Индийском океане.

ФИЗЗАРЯДКА НУЖНА И НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ

Поход атомной ПЛ «К-488» продолжался успешно. 4 мая наша лодка прошла экватор. Лодку «посетили» Нептун с русалкой и чертями и, пожелав нам счастливого плавания, пропустили дальше, выдав соответствующие свидетельства членам экипажа. Купание заменили испитием забортной воды, и весь ритуал завершили групповым фотографированием.

6 мая пришлось поволноваться. У мичмана Милькина, торпедиста, появились острые боли в районе желудка. Предварительный диагноз корабельного врача гласил – заворот кишок. Значит, необходима сложная операция. Что делать? О возвращении не было и речи – слишком далеко, шли уже 22-е сутки похода. До ближайшего дружественного порта Луанды – более 600 миль. К счастью, дополнительное обследование показало – мичман вел в основном лежачий образ жизни на корабле, и у него элементарный запор. В результате его «прочистили» народно-медицинским средством, а экипаж заставили регулярно делать физзарядку.

На 30-е сутки обогнули южную оконечность Африки и вошли в Индийский океан. Здесь мы получили по радио приказ совершить деловой заход в порт Накала (Мозамбик) с целью проведения планово-предупредительного осмотра и ремонта, а также отдыха экипажа.

НА ВСЕ НЕОЖИДАННОСТИ ЕСТЬ РУССКАЯ СМЕКАЛКА

Маршал авиации П.С. Кутахов на борту плавбазы «Колышкин» в порту Аден. Перед ним – командир эскадры контр-адмирал М.Н. Хронопуло и заместитель командира дивизии атомных ПЛ капитан 1 ранга О.М. Фалеев.	Фотографии из архива автора
Маршал авиации П.С. Кутахов на борту плавбазы «Колышкин» в порту Аден. Перед ним – командир эскадры контр-адмирал М.Н. Хронопуло и заместитель командира дивизии атомных ПЛ капитан 1 ранга О.М. Фалеев. Фотографии из архива автора

20 мая в 5.20 всплыли в Мозамбикском проливе в назначенной точке, где нас встретили шквальный тропический ливень и гидрографическое судно (ГИСУ) Черноморского флота «Челекен», которому было поручено сопровождать нас в порт Накала и обеспечить наше пребывание в нем.

Тут нас поджидал сюрприз, из-за которого чуть не оконфузились. Заход в порт Республики Мозамбик не планировался заранее, поэтому флаг этого государства не был получен. На «Челекене» его тоже не оказалось. Да и навигационной карты этого рейда у нас не было, а на ГИСУ имелась в единственном экземпляре. Вышли из положения просто: флаг страны предстоящего пребывания нарисовали фломастерами на материи, найдя его изображение в «Справочнике вахтенного офицера», а карту рейда Накала штурман гидрографа переснял для нас на кальку, и мы пошли в порт следом за «Челекеном».

Вход был сложным из-за сильного, около трех узлов, течения в проливе, ведущем на рейд. Да тут еще лодки местных жителей, обнаруживших «невиданное черное чудовище», то есть впервые увидевших подводную лодку, стали крутиться вблизи, намереваясь подойти поближе. К счастью, обошлось без эксцессов. Швартовка тоже оказалась сложной. На буксире был местный капитан, поэтому языковой барьер не позволял его использовать. Внезапно поднялся ветер. Но он оказался прижимным, и мы самостоятельно аккуратно подошли носом, а ветер поджал к пирсу корму.

Встретили нас наш военный советник капитан 1 ранга А. Пастухов и старший военный начальник порта майор Педро Нашаке. В тот же день первый секретарь района Андре Сумане дал официальный прием и обед для нашей делегации в доме визитов. Встреча прошла очень тепло, отношение к нам было исключительно уважительным. Оказалось, что майор П. Нашаке прошел обучение у нас в стране, в одном из военных училищ. Визит продолжался пять суток и по форме практически превратился в официальный.

Порой неожиданно для себя, как в этом случае, нам приходилось бывать и в роли дипломатов. Подводники, как правило, не имеют такого опыта, мне отчасти помогла некоторая теоретическая подготовка, полученная на Высших офицерских классах и в Военно-морской академии. Однако дипломатический опыт приходилось приобретать в процессе самих визитов, а содействовали этому наши военные представители (советники), находившиеся в портах нашего пребывания.

25 мая наша подводная лодка покинула гостеприимный порт. В дальнейшем наш путь лежал в Аден.

«ЗОВИ МЕНЯ ПРОСТО – ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ…»

Запомнился уже четвертый заход в Аден на плавбазе «Колышкин» с атомной ПЛ «К-481», возвратившейся из Персидского залива 30 августа. 1 сентября йеменская армия отмечала свое 10-летие, и на празднование прибыла военная делегация из СССР во главе с главным маршалом авиации П.С. Кутаховым. Он посетил плавбазу «Колышкин» и остался очень доволен приемом. Ему были оказаны почести почетным караулом, а плавбаза сияла чистотой. В кубриках было все устелено «по-белому», экипаж выглядел браво. Было приятно ощущать плоды своего терпения и настойчивости по наведению корабельного порядка.

Маршал, растроганный таким приемом, говорил мне: «Что ты мне все маршал да маршал? Зови меня просто – Павел Степаныч. Так, кажется, Нахимова звали, а?»

Скоро подошло к концу наше пребывание в Индийском океане. 4 сентября я перешел на борт «К-481», и атомоход под моим флагом вышел из Адена и начал переход на Северный флот. Подводная лодка «К-488» начала переход на СФ на четыре дня раньше и шла впереди нас.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1740
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1755
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1490
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
919

Другие новости