0
12651
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

15.12.2017 00:01:00

"Титаник" не верил в морские суеверия

Николай Каланов

Об авторе: Николай Александрович Каланов – писатель-маринист, историк, специалист по языкознанию, член Союза писателей России.

Тэги: история, титаник, флот, суеверие, бриттаник


история, титаник, флот, суеверие, бриттаник Пассажиры, торопясь занять свои места, еще не знали, что их ждет. Фото 1912 года

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана во время первого рейса самый большой на тот момент океанский лайнер «Титаник» с 2208 людьми на борту столкнулся с айсбергом и получил серьезные повреждения обшивки корпуса. Спустя 2 часа 40 минут он полностью ушел под воду. Катастрофа унесла жизнь, по разным данным, от 1495 до 1635 человек.

Гибель «Титаника» – это не только цепь непредсказуемых случайностей, но в большей мере халатного отношения к морской стихии, просчеты кораблестроителей и непрофессионализм экипажа несчастного судна. Однако и в этом перечне ошибок не обошлось без нарушения морских традиций и невнимательного отношения к морским суевериям.

Начнем с того, что само название  «Титаник»  было выбрано не случайно. По замыслу руководителей судоходной компании, назвать судно в честь героев древнегреческих мифов – титанов, которые вознамерились свергнуть богов-олимпийцев, было хорошей рекламной идеей. Возможно, что они плохо знали морские поверья, связанные с наименованием судов. Первое из них – «море не любит громких, вызывающих корабельных имен и наказывает за это». Тем более что по легенде эти «титаны» за свою гордыню были богами низвергнуты и отравлены в Тартар. А Тартар, по древнегреческой мифологии, глубочайшая бездна, находящаяся где-то на Севере. Как тут не поверить в мистику, когда «Титаник» затонул на севере Атлантики и лежит на глубине 3750 м.

Второе морское поверье, которое нарушили судовладельцы,  «нельзя называть новое судно именем уже погибшего корабля». Если бы они поинтересовались историей имени «Титаник», то с удивлением узнали бы, что в 1898 году, за 14 лет до спуска на воду погибшего лайнера, американским писателем-фантастом Морганом Робертсоном была опубликована повесть «Тщетность». В повести описывается лайнер «Титан», который считался «непотопляемым» и по главным параметрам удивительно точно походил на «Титаник». По сюжету в плавании, проходившем в апреле, «Титан», шедший на предельной скорости, около полуночи столкнулся с айсбергом, в результате чего получил сильные повреждения правого борта и затонул. Большинство людей, находившихся на борту, погибли, главная причина этого – нехватка шлюпок из-за уверенности судовладельцев в непотопляемости судна. В реальности все так с «Титаником» и случилось 12 апреля 1912 года. Гибель лайнера показала всю сверхъестественность сходства между вымышленным сюжетом книги и реальной версией крушения. Как можно было после появления такой книги давать похожее имя судну? Возможно, те 55 человек, которые отказались от рейса и сдали свои билеты, читали ее, верили в мистику корабельных имен и поэтому остались живы.

Следующий момент. Известно, что «Титаник» построили достаточно быстро – всего за 26 месяцев. Строительство его не обошлось без крови – погибли 8 рабочих, 246 человек получили травмы. Первой и, пожалуй, самой известной жертвой строительства «Титаника» стал Сэмюель Скотт, которому было всего 15 лет. Предполагается, что он умер от пролома черепа в результате падения с корабля. Доподлинно это неизвестно, ведь даже могильную плиту с его именем на кладбище Белфаста поставили лишь спустя 100 лет. После таких смертоубийственных происшествий еще до спуска его на воду за «Титаником» потянулась дурная молва. А по морским поверьям, на таких судах ходить по морям – все равно, что испытывать свою судьбу.

Грубейшим нарушением флотских традиций стало то, что на судне  не проводился обряд морского крещения при его спуске со стапеля,  его по-морскому не «крестили». А в начале XX века этот морской обряд был в моде: практически на всех судах при спуске разбивалась бутылка шампанского, и «крестная мать» давала имя судну. Вряд ли судовладельцы экономили на проведении этого мероприятия. Просто они не были моряками и не уважали морские традиции.

Следующим несоблюдением морских правил было то, что на «Титанике» перевозилась настоящая египетская мумия. В 1880-х годах во время раскопок близ Каира была обнаружена мумия прорицательницы Амен-Оту, жившей во времена правления фараона Аменхотепа IV. Мумия была приобретена каким-то коллекционером, затем перепродана другому, а тот третьему и далее... Причем у ее хозяев сразу начинались разные проблемы. Все предыдущие владельцы погибали при таинственных обстоятельствах, а те, кто был рядом с ней, заболевали. В 1912 году мумию выкупил из Британского музея американский коллекционер и решил отправить ее в Америку на «Титанике». Столь ценный груз не рискнули перевозить в трюме и разместили прямо за капитанским мостиком. Известно, что у изголовья останков прорицательницы Амен-Оту среди драгоценностей и амулетов лежала статуэтка бога Осириса, украшенная надписью: «Восстань из праха, и взор твой сокрушит всех, кто окажется на твоем пути». По непроверенной версии, капитан «Титаника» Эдвард Смит из любопытства приоткрыл саркофаг и взглянул в глазницы древней оракулы, чем вызвал ее недовольство, и древнее пророчество сбылось…

Капитан Эдвард Смит был опытным моряком. Он прослужил на флоте почти 40 лет и командовал такими крупными кораблями, как «Адриатик», «Маджестик», «Коптик» и «Олимпик». Конечно, он имел большой опыт судовождения, но он не был «везучим» капитаном. На многих судах, которыми он командовал, случались аварии, пожары, посадка на мель, так что моряки опасались несчастливой кармы такого начальника. Тем более что этот рейс был его последним перед выходом на пенсию.

9 апреля 1912 года, не успело судно отплыть в море, как уже на выходе из порта из-за ошибки капитана оно чуть не столкнулось с американским лайнером «Нью-Йорк». Избежать катастрофы удалось практически в последнюю минуту: суда разошлись на расстоянии полуметра! Такое происшествие при первом выходе в море для опытных моряков – верный знак, что с судном что-то случится в дальнейшем! И возможно, последним символическим предупреждением перед кораблекрушением стало то, что на судне умер пассажир – Эдвар Клаувер. Это тщательно скрывали от экипажа и пассажиров. А через несколько часов и самого судна не стало. Смерть пассажира – всегда признак неприятностей в будущем для судна.

Интересно, что хозяева судостроительной компании «Уайт стар лайн» сделали выводы из трагедии с «Титаником». У «Титаника» был младший брат – лайнер «Гигантик», в 1912 году он еще только строился. Чтобы с ним подобной трагедии не повторилось, в его конструкцию на ходу стали вносить изменения, но главное, ему сменили имя. Вспомнив, что судьба титанов и гигантов была весьма плачевна, название «Гигантик» сменили на более патриотичное – «Британник». Что характерно, это лайнеру не помогло, и в Первую мировую он был потоплен немецкой субмариной.

Слово «Титаник» стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, трусости, потрясений и приключений. Но чаще всего «Титаник» – это печальный символ человеческой непомерной гордыни.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
674
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
673
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
611
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
602

Другие новости