0
4134
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

29.03.2019 00:01:00

Пельмени как основа советско-германской дружбы

О донском казаке, по воле судьбы ставшем мореплавателем

Юрий Потапов

Об авторе: Юрий Алексеевич Потапов – кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции в отставке.

Тэги: ссср, гдр, монголия, военные, служба, дружба, пельмени, катер, капитан, шнапс


ссср, гдр, монголия, военные, служба, дружба, пельмени, катер, капитан, шнапс Фото pixabay.com

Мы сидим в каюте бывшего военного водолазного бота, некогда предназначавшегося для вспомогательных речных и морских работ. Александр – сухопутный майор. Ныне он – владелец и капитан судна. Как и положено, в кепке с якорем и тельняшке, он неспешно рассказывает о своем неожиданном перевоплощении. Уж не знаю, как для кого, а для него перестройка и постсоветские реформы обернулись, как выяснилось, не крушением надежд, а новыми горизонтами и морскими далями. Однако ностальгия берет свое…

ИГРАЙ, МОЙ БАЯН!

Александр спускается в нижнюю каюту и вскоре возвращается с баяном. Инструмент, сразу видно, легендарный. Родители купили его, когда отдали сына учиться в музыкальную школу. С ним он не расстается вот уже полвека. Вместе с хозяином баян побывал в далеких военных гарнизонах, морских бухтах, больших и малых городах и даже в зарубежных странах, проделав неблизкий путь от вольготно раскинувшейся донской казацкой станицы – малой родины отставника – до бескрайних степей Монголии и древнего города Галле, что в Восточной Германии – родины великого немецкого композитора Генделя.

Музыкальный инструмент исправно «нес службу» на восточных и западных рубежах: Александр часто играл на баяне на встречах с монгольскими и немецкими товарищами. Русские мелодии в исполнении баяниста звучали и на берегу малоизвестной монгольской речки Керулен, и на знаменитой Эльбе, как раз в том месте, где произошла историческая встреча воинов Красной армии с американскими союзниками. В репертуаре были горячо любимые слушателями «Катюша», «Огонек», «Очи черные»…

Лейтенант с легкостью разучил и немецкие музыкальные произведения. Среди них наиболее часто звучала «Песня единого фронта» на слова Бертольта Брехта. Баян позволял быстро устанавливать дружеские отношения. В Советском Союзе почти в каждом дворе играли на гармошке, баяне, балалайке или гитаре. А у немцев это было редкостью. Поэтому человек, который играл и пел, вызывал уважение окружающих.

…Капитан корабля, мастерски перебрав клавиши инструмента, заводит песню. Гости – бывшие сослуживцы с женами – подхватывают. Строгие мужские и мягкие женские голоса звучат в унисон учащенно бьющимся сердцам. Ведь людей, собравшихся на дружеский огонек, объединила общность судеб и нахлынувшая щемящая тоска по утраченной родине…

Одна из дам, заметив на баяне переводные картинки с изображением белокурых красавиц, интересуется их происхождением.

– Все очень просто, – отвечает Александр, – это своеобразная отметка о службе в Группе советских войск в Германии.

Когда-то такие наклейки были в моде. В Союзе они, словно валюта, были на вес золота. Офицер приобрел их в одной немецкой лавке ширпотреба, а вернувшись из заграничной командировки, дарил родственникам и знакомым. Сегодня незаменимый музыкальный инструмент вместе с хорошо сохранившимися улыбающимися красавицами – настоящий раритет!

Как выяснилось, на этом баяне в годы курсантской юности учился играть африканский студент, постигавший политические науки в советском военном училище и гостивший летом на малой родине у будущего офицера Вооруженных сил СССР. Радушный хозяин охотно давал африканцу уроки игры на баяне, а его собрат из Бенина обучал потомка донских казаков французскому языку. Многие станичники впервые в жизни увидели темнокожего человека, поэтому проявили к нему неподдельный интерес. Себастьяна (так звали гостя из далекой Африки) сразу же окрестили на русский манер Савелием. К слову сказать, старожилы и по сей день вспоминают, словно заморскую экзотику, необычного туриста.

Однако этот дружественный поступок чуть не стоил советскому курсанту военной карьеры. Нашлись «доброжелатели» и сообщили о музыкальном дуэте в бдительные органы. После возвращения из отпуска Александру пришлось писать объяснительные и беседовать со строгими офицерами особого отдела. В результате выпускника чуть не исключили из партийных рядов, а для острастки направили крепить дружбу «куда подальше» – в ЗабВО, а там и еще дальше – в знойную горно-пустынную Монголию.

Во время службы в Германии офицер приобщился и полюбил органную музыку. В Галле регулярно бывали на гастролях органисты из разных стран мира, в том числе из СССР. Однажды Александру удалось принять участие в концерте известного советского органиста Гарри Гродберга. После выступления состоялась неформальная встреча маэстро с любителями и почитателями его таланта. Они задавали вопросы, а музыкант охотно отвечал, рассказывал о своей любви к музыке. Увлеченный офицер также проявил неподдельный интерес к творчеству известного органиста, задав несколько вопросов, касающихся манеры исполнения произведений И.С. Баха. Внимательный и дотошный любитель органной музыки уточнил, почему все выступления маэстро сопровождаются обязательным антрактом, чего не делали другие выступающие в этом зале. Словом, беседа получилась доверительной и познавательной. Самому Гродбергу понравились вопросы, да и присутствующие зрители получили представление о творчестве советского музыканта.

Директор органного зала заприметил неравнодушного русского слушателя и стал приглашать его на новые встречи с органистами. Более того, ему позволили приводить с собой на концерт десять солдат из гарнизона. Все это бесплатно, в рамках добрых отношений. И так было несколько лет. Многие военнослужащие вдали от Родины впервые услышали, как звучит орган.

Новых открытий в самых различных сферах было немало. В Галле молодой офицер впервые попал в клуб воднолыжников. Сначала это была просто экскурсия. Администрация немецкого спортивного клуба дала инвентарь, предоставила тренера. И Александр встал на лыжи и так удачно исполнил «короткую» программу, что тренер усомнился, новичок ли на самом деле перед ним. Падать спортсмен начал в другой раз, когда пытался делать виражи. Возможно, здесь и зародилась его любовь к водным видам спорта, к лодкам, катерам, яхтам, походам на них.

Но все это было в прошлом. А сегодня на борту моторного судна «Гидрограф» вблизи моста Александра Невского баян звучал, как в молодости. Старые друзья душевно пели «Коробейников», «Калинку», другие полюбившиеся народные песни. И, конечно же, не обошлось без «Вечерней песни» с проникновенными словами: «Слушай, Ленинград, я тебе спою…»

В ГОСТЯХ

Судьба нелегкая, военная, как поется в одной строевой песне, видимо, отдавая долг, накопившийся за время службы сосланного офицера в пустыне Гоби, смилостивилась над ним и красивым жестом забросила в Европу. И там произошла еще одна история.

Однажды на вечере советско-германской дружбы (такие мероприятия проводились в то время с изрядной постоянностью) одна немецкая партийная дама положила глаз на шустрого советского офицера и пригласила его к себе в гости на... пельмени. Она так и спросила напрямую: «Пельмени лепить умеешь?»

Такой вопрос был очень неожиданным. Тем более из уст высокого партийного функционера, доктора философии, между прочим. Ответ тем не менее последовал незамедлительно: «Конечно!»

В семье Александра никогда не было деления на мужскую и женскую работу. Поэтому все трое детей учились всему у взрослых. В том числе и по гастрономической части. Семейным поваром и кулинарным наставником была бабушка. Она своим внукам часто говорила, что кухня – это одна из форм познания жизни. И надо уметь готовить различные блюда. И учила очень многому. В том числе и приготовлению пельменей.

Ингредиенты – муку, соль, говяжий фарш – хозяйка гарантировала. Александр хотел было еще что-то спросить, но партайгеноссе молниеносно ответила: «И шнапс будет!» Русскому молодцу полагался сущий пустяк – сотворить кулинарное чудо.

В гостях он осмотрелся, все-таки не каждый день у секретаря партийного комитета приходится бывать, тем более дружественного государства. Хозяйка познакомила с семьей: супруг, дочь со своим мужем и маленьким ребенком. Все как у людей.

Такой компанией и уселись лепить экзотические для немцев изделия. Конечно, пельмешки в силу неопытности получались не такие красивые, как у русских мастериц. Дабы соблюсти технологию, Александр иногда дипломатично подсказывал немецким друзьям, как и сколько фарша накладывать, как сворачивать тесто.

За разговорами не заметили, как рукотворными деликатесами заполнили приличную разделочную доску. Посыпая их мучицей, как когда-то делала мать, Александр, словно сибирский шаман, колдовал над продуктом. А когда в кастрюле закипела вода и туда отправилась первая партия изделий, неповторимый пельменно-русский дух разнесся по немецкой квартире! Завершающим аккордом ритуала приготовления стало искусно облитое сметаной блюдо, которое под шнапс пошло на ура. Вот так на досуге наши офицеры не на словах, а на деле крепили советско-германскую дружбу.

ЗАВИДНЫЙ ЖЕНИХ

На личном фронте у нашего героя тоже поначалу все складывалось удачно. Он был женат, имел ребенка. Затем (с кем не бывает) супруги развелись. Со временем офицер, по его собственному признанию, сошелся с интересной женщиной. Жили, как принято говорить, «гражданским браком». В лихие 90-е, когда мужчины-соотечественники не от хорошей жизни подались в криминал или от безделья лежали на диване, многие дамы, насмотревшись телесериалов, мечтали выйти замуж за иностранцев. Новая подруга Александра не была исключением. Когда он об этом узнал, «молодожены» разъехались.

Помотавшись по гарнизонам, вернулся офицер в российскую столицу. Однако вскоре началась череда сокращений некогда доблестных армии и флота. После увольнения «по оргштатным» Александр рискнул открыть свое дело. Сферы деятельности в силу различных обстоятельств приходилось менять часто. Новоявленный предприниматель преуспел вначале в издательском деле, затем развернулся в строительной индустрии. С годами крепко встал на ноги. Тогда и кораблик прикупил. А вот о семье успешному бизнесмену все некогда было подумать: постоянные дела, компаньоны, поездки, встречи…

Конечно, в годы лейтенантской, а для некоторых и капитанской юности способы знакомства с юными очаровательными созданиями были чаще всего романтичными, хотя иногда и настолько прямолинейными, что сторонам становилось ясно без лишних слов – кому-то замуж невтерпеж.

А вот где мужчине в расцвете сил найти свою избранницу? Военному пенсионеру, привыкшему к четкому распорядку и дисциплине, это сделать еще сложнее. Однако Александр не терял надежду.

С некоторых пор на смену брачным объявлениям в газете и дискотекам 80-х пришли телевизионные свахи. Сегодня звезды кино и эстрады, астрологи и психологи с легкостью решают судьбы людей, ищущих свою половину. Вот кто-то из знакомых и надоумил: «Ты у нас завидный жених. А почему бы тебе не поучаствовать в одном известном телепроекте? Сейчас как раз очередной кастинг проводится».

Александр, всегда все делающий с легкостью, даже с изяществом, без раздумий согласился выступить в необычном амплуа. Опыт, надо сказать, он приобрел бесценный. В Останкинской телебашне прошел, образно говоря, огонь, воду и медные трубы в виде череды смотрин, собеседований, инструктажей и ценных указаний (прямо как в армии!). Картинки менялись, как в калейдоскопе – незнакомые лица, тесные гримерки, яркие софиты...

Три жениха (Александр – один из них) и невеста по правилам телевизионной игры не должны были встречаться до начала съемки. Извините за подробности, но строгая охрана телецентра сопровождала участников передачи даже в туалет.

И вот настал торжественный момент. Как и положено, перед большим столом, во главе которого восседали неподражаемые ведущие, в полутьме на сцене встречаются претенденты. Невеста – самодостаточная дама, бизнесвумен с яркой внешностью и формами. Жаль, не видел ее великий нидерландский художник Рубенс. Уж он бы точно пригласил героиню с телеэкрана в натурщицы.

Далее все шло по сценарию. Колючие вопросы и бескомпромиссные оценки ведущих, необычные подарки, песни и танцы… Апогеем должен был стать выбор невесты и ее величественный поход в одну из комнат, где ждали своей участи мужчины. Претенденты на сердце красавицы, преисполненные чувств, замерли в ожидании чуда. И оно свершилось! В комнату Александра вошла невеста. Но, увы, начинающий капитан не стал искушать судьбу – предложению руки и сердца он предпочел морскую стихию. Поэтому снова в свободном плавании. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В смирненькие уже не гожусь

В смирненькие уже не гожусь

Вячеслав Огрызко

Исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

0
1173
Американские вооружения для ВСУ уже в Польше

Американские вооружения для ВСУ уже в Польше

Владимир Мухин

В приоритете союзников Украины – укрепление восточного фланга НАТО

0
2643
Материаловедение Павла Флоренского

Материаловедение Павла Флоренского

Владислав Дмитриев

Как рождалась одна из важнейших отраслей современной науки

0
1334
Авианосцы США могут нанести удар по Китаю

Авианосцы США могут нанести удар по Китаю

Владимир Скосырев

Желая избежать конфликта, Пекин пригласил на встречу заокеанского адмирала

0
5255

Другие новости