- Николай Максимович, недавно в Москве побывала исполнительный директор Национальной лиги семей американских военнопленных и пропавших без вести Энн Миллз Гриффитс. По сообщениям информационных агентств, она прилетала в Россию в поисках американских военнослужащих, пропавших во время войны во Вьетнаме. Так ли это?
- Энн Миллз Гриффитс действительно прилетала в Москву для решения ряда вопросов по поиску американских военнослужащих, пропавших без вести во вьетнамской войне. Кстати, у самой Энн там, во Вьетнаме, 21 сентября 1966 года пропал брат - лейтенант ВВС Джеймс Миллз.
Вообще поиском американских военнослужащих, пропавших без вести во Вьетнаме, сегодня занимается специальная рабочая группа по вьетнамской войне, созданная в 1993 году в рамках Совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и лиц, пропавших без вести.
Если говорить в целом о комиссии, то итоги ее десятилетней деятельности весьма впечатляющи. Удалось установить судьбу 450 тысяч советских граждан, ранее считавшихся пропавшими без вести на фронтах Второй мировой войны, разыскать информацию о 29 советских летчиках и подводниках, погибших в период холодной войны, с 350 до 287 уменьшить список советских граждан, считающихся без вести пропавшими в Афганистане и установить могилы 57 советских воинов, похороненных в Корее.
В США, в свою очередь, узнали о судьбе 29 тысяч американцев, пропавших без вести в 1941-1945 годах; 20 американских гражданах, пропавших в годы холодной войны, и десятках военнослужащих, погибших в Корее.
Немало сделано рабочей группой и по вьетнамской войне. По состоянию на конец 2002 года просмотрено более 700 архивных дел из фондов Главного штаба войск ПВО страны, управления Главнокомандующего ВВС, бывшего 10-го Главного управления Генштаба (ныне - Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны России) и других военных структур, а также справки-доклады о военной помощи Демократической Республике Вьетнам, отчеты о ведении боевых действий силами и средствами ПВО и ВВС Вьетнамской народной армии.
Главный итог проделанной работы: два списка (на 142 и 124 случая) с выявленными в архивных документах сведениями о сбитых американских самолетах и фактах пленения американских летчиков. Последних, по данным российских архивов, всего семь.
По представленным спискам американская сторона смогла предположительно определить судьбу еще 19 своих военнослужащих.
26 из 1973 пропавших без вести. Много или мало? Если исходить из математических расчетов, катастрофически мало - всего 1,5%. Но уместна ли математика там, где речь идет о судьбах людей?
- И все же это действительно мало┘
- Работа затрудняется тем, что большая часть архивных документов Минобороны до сих пор находится на закрытом хранении. Например, если рабочая группа по корейской войне за период 1993-2000 годов получила 670 документов общим объемом более 26 тысяч страниц, то группа по вьетнамской войне за тот же период - всего 85 документов объемом 330 страниц. Исключение - последние два года, когда нам удалось, повторюсь, составить списки "142" и "124". По нашему обращению первым заместителем начальника Генштаба дано указание создать из сотрудников Центрального архива Минобороны, допущенных к работе с секретными документами, рабочую группу для выявления в закрытых документах периода войны во Вьетнаме данных о судьбах американских военнопленных.
Надеемся, что после 27 января 2003 года, когда истечет международно-принятый 30-летний срок засекречивания военных документов, ситуация изменится.
На изменение ситуации весьма надеются и американцы. Надеются, потому что убеждены: из Вьетнама в СССР вывозили не только образцы американского оружия, но и военнопленных. В очередной раз поднять данный вопрос и было целью недавнего визита в Россию исполнительного директора Национальной лиги семей американских военнопленных и пропавших без вести.
- Насколько обоснованна позиция американцев?
- Сегодня достоверно установлено, что во Вьетнаме в годы войны действительно действовала спецгруппа ГРУ Минобороны, специализировавшаяся на изучении американской военной техники и ее доставке в СССР для детального анализа. Спецгруппа действовала в Северном Вьетнаме на протяжении всей войны и получила сотни образцов американской техники: от легкого стрелкового вооружения до целых самолетов и их основных узлов. Например, в начале 90-х годов сотрудники совместной российско-американской комиссии в Московском авиационном институте обнаружили кабину истребителя-бомбардировщика F-111, сбитого над Северным Вьетнамом в 1972 году. Состояние практически неповрежденной кабины свидетельствовало о том, что экипаж самолета скорее всего выжил.
Если в СССР доставляли военную технику, то вполне могли привозить и людей, считают американские эксперты. До 1998 года это была лишь версия. Но почти пять лет назад американцы, по их твердому убеждению, получили ее подтверждение. И не откуда-нибудь, а из России.
В августе 1998 года агентство печати "Новости" (АПН) издает книгу известного историка и философа генерал-полковника Дмитрия Волкогонова "Этюды о времени". Составная часть "Этюдов┘" - автобиографический очерк Волкогонова "Еще немного о себе" - включает отрывок и о работе генерала в Совместной комиссии. Описывая свою деятельность в ней, историк сообщает, что в "особой папке" он обнаружил "сенсационную" бумагу. Документом, датированным концом 60-х годов, КГБ ставилась задача "доставлять информированных американцев в СССР для разведывательных целей".
Надо ли говорить, что это известие произвело в США эффект разорвавшейся бомбы и буквально сразу же стало темой переговоров на весьма высоком уровне?
- Какой ответ они получили?
- Российские политики однозначно заявили, что никакого плана КГБ по доставке американских военнопленных в СССР в разведывательных целях не существовало.
- И этот ответ американскую сторону не устроил┘
- Безусловно. "Волкогонов-историк имел широчайший доступ к самым различным архивам. Никто так хорошо не знаком с наиболее засекреченными документами из российских архивов, как Волкогонов, и один этот факт придает его словам исключительный вес и вызывает к ним доверие", - так заявили представители США на одном из заседаний Совместной комиссии.
- А как воспринимаете эту ситуацию вы, другие члены Совместной комиссии от России?
- В начале 90-х годов Дмитрий Волкогонов как председатель Парламентской комиссии по передаче архивов КПСС и КГБ для общего пользования действительно имел доступ к самым секретным документам страны. Но почему, кроме него, никто не видел этого плана, никто не видел никаких документов, подтверждающих доставку в СССР плененных американцев?
Я знаю позицию по этому вопросу сопредседателя нашей комиссии генерал-майора Владимира Золотарева, который не один год проработал рядом с Дмитрием Волкогоновым. По его рассказам, у Волкогонова была привычка записывать мысли на отдельных листах. Книга, где приводится эта версия, была подготовлена к печати уже после смерти Дмитрия Антоновича, по его черновикам, отдельным записям. И сегодня никто не сможет утверждать, что это не просто предположение, версия, а действительность.
Возможность существования отдельного плана КГБ "по доставке в СССР информированных американцев" отверг и бывший в годы вьетнамской войны руководитель советской госбезопасности Владимир Семичастный. Он лишь допустил возможность указания задачи внешней разведки КГБ на заинтересованность в получении доступа к американским военнослужащим в Юго-Восточной Азии. (Заметим, материалы Совместной комиссии подтверждают, что это указание было выполнено. Установлено не менее пяти случаев участия советских представителей в допросах американских военнопленных.)
- Таким образом, российская сторона однозначно утверждает, что американские военнопленные не перевозились в Советский Союз?
- На сегодняшний день - да. Но на основании собранных сведений нельзя полностью исключить возможности такой перевозки.