После развала СССР и выстроенного под его командованием Варшавского договора стали происходить изменения в стратегии размещения военных баз на территории иностранных государств. Соответственно существенные преобразования претерпевает система базовых противовесов США, Франции, Великобритании, Италии, Голландии и Португалии.
Военные базы СССР
В годы холодной войны военные базы были весомым аргументом в спорах противоборствующих сторон. СССР нацеливал свои удары на США, Западную Европу и Китай.
В конце 80-х годов мощь СССР обеспечивали военные контингенты, расположенные на территории ГДР, Польши, Чехословакии и Венгрии. Советские танковые части дислоцировались на Кубе, в сотне миль от США. Военные корабли базировались в портах Гаваны и Сьенфуэгоса. Присутствие ВМФ в разных частях Мирового океана обеспечивалось сетью пунктов материально-технического обеспечения. В различные периоды такие пункты были развернуты в Александрии и Мерса-Матрухе (Египет), Латакии и Тартусе (Сирия), Дахлаке (Эфиопия), Сокотре и Адене (Йемен), Луанде (Ангола), Конакри (Гвинея), Триполи и Тобруке (Ливия), Бизерте и Сфаксе (Тунис), Сплите и Тивате (Югославия), а также в Камрани (Вьетнам). Хотя эти базы не в полной мере обеспечивали потребности флота, они позволяли нести боевое дежурство с приемлемой степенью эффективности. Сейчас все это в далеком прошлом, и у российского флота осталась возможность заходить только в Тартус, куда, впрочем, он не торопится.
Основные военные базы США, России и бывшего СССР.
Наблюдение за всевозможными объектами вероятного противника и прослушивание каналов связи осуществлялось с территории Польши (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнама (Камрань), Сирии (Тартус), Йемена (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египта и Ливии (см. карту-схему).
С развалом Союза большая часть баз была ликвидирована. Россия вывела свои войска из Европы, а затем планомерно прекратила военное присутствие в Африке, на Кубе и во Вьетнаме. В 1994 году у РФ оставалось 28 баз и военных объектов в Молдове, Крыму, Грузии, Армении, Казахстане и Таджикистане. Сегодня их количество сократилось до 25, включая военные склады, загоризонтные радиолокационные станции систем контроля космического пространства и предупреждения о ракетном нападении, и некоторые другие остатки былой мощи СССР. Все это хозяйство сегодня находится большей частью либо в бездействующем, либо в полуразрушенном состоянии.
Военные базы России
В настоящее время Генеральный штаб ВС РФ из общего количества зарубежных баз и военных объектов выделяет только наиболее значимые. Это прежде всего авиабаза в Канте (Киргизия). Она была открыта президентом России Владимиром Путиным в октябре прошлого года. Расположенный в 30 км от столицы Киргизии Бишкека, аэродром Кант был выбран в качестве авиационной базы, поскольку до развала СССР здесь был центр переподготовки летчиков стран – членов Организации Варшавского договора и в работоспособном состоянии сохранилась не только аэродромная инфраструктура, но и технический персонал. На базе дислоцируется около 500 российских военнослужащих, 10 истребителей Су-27 и 10 штурмовиков Су-25, эскадрилья вертолетов Ми-8, несколько военно-транспортных самолетов Ан-26 и Ил-76, а также учебные самолеты ВВС Киргизии. По официальным заявлениям, эта база предназначена как для обеспечения национальной безопасности Киргизии, так и для выполнения задач, обусловленных обязательствами России в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, в которую входят Россия, Киргизия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан. Военная база в Канте стала компонентом группировки Коллективных сил быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе, предусмотренной соответствующим договором.
Военно-морская база в Севастополе является основной точкой базирования Черноморского флота России. Здесь дислоцируется практически вся черноморская эскадра, обеспечивающая безопасность южных морских границ России, включая корабли охраны водного района, противолодочные и разведывательные корабли, подводные лодки, суда обеспечения и ряд других средств, а также морскую пехоту. Юридический статус базы определен соглашением России и Украины, и в соответствии с достигнутыми договоренностями ВМФ РФ будет использовать эту базу до 2017 года.
На военной базе РФ в Молдавии (Тирасполь), хотя она до сих пор формально не имеет такого статуса, дислоцируется оперативная группировка в составе штаба, отдельной мотострелковой бригады, зенитно-ракетного полка, отдельного полка связи и авиагруппы. Здесь уже много лет находится большой арсенал вооружений, по поводу которого ведутся бесконечные дебаты на самых высоких политических уровнях. Но тем не менее военное присутствие вооруженных формирований России в данном регионе позволяет сохранять определенную политическую стабильность.
В 1995 году в Армении в районе г. Гюмри была развернута 102-я российская военная база, которая несет боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. Численность подразделений российских войск, дислоцирующихся в Армении, составляет около 2,5 тыс. человек. 102-я военная база оснащена зенитно-ракетным комплексом С-300 и истребителями МиГ-29.
В Грузии действуют две военные базы: 12-я (бывшая 145-я мотострелковая дивизия), дислоцирующаяся в Батуми, и 62-я (бывшая 147-я мотострелковая дивизия), размещающаяся в Ахалкалаки.
4-я база МО РФ, номер которой в настоящее время еще официально не закреплен, но фигурирует в соответствующих документах Генерального штаба, находится в пригороде Душанбе, на таджикско-афганской границе. Она сформирована на базе 201-й мсд, однако переговоры России и Таджикистана по поводу статуса этой базы пока не завершены. Дивизия обеспечивает охрану самого опасного участка таджикско-афганской границы. Не так давно таджикские власти заставили штаб дивизии и несколько ее частей покинуть центр Душанбе и перебазироваться. Таджикское правительство хочет добиться от России оплаты пребывания на своей территории российских ВС. Поднимался вопрос даже о «переподчинении в чрезвычайных ситуациях» ее контингента руководству Таджикистана.
Кроме этих баз, на зарубежных теперь уже территориях находятся мощные радиолокационные станции систем слежения за космическим пространством и предупреждения о ракетном нападении. Сегодня их функционирование определяется межправительственными соглашениями, что не дает полной гарантии срабатывания этих систем при возникновении военной угрозы. На территории Латвии строившаяся РЛС "Дарьял-УМ" взорвана, РЛС "Днепр" разобрана. "Дарьял-УМ" в Мукачево (Украина) недостроена и, видимо, уже не будет достраиваться. Таким образом, у нас остались две РЛС типа "Дарьял-У" на Балхаше (Казахстан) и в Азербайджане, РЛС "Волга" в Белоруссии. Кроме того, на Украине, в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане и Таджикистане размещается несколько крупных узлов связи (см. карту-схему).
На содержание всех этих баз и военных объектов ежегодно расходуется около 300 млн. долларов.
Особое место в системе военных баз России занимает космодром Байконур в Казахстане. В его состав входит 9 стартовых комплексов с 14 пусковыми установками, 34 технических комплекса, 3 заправочные станции для космических аппаратов и 2 аэродрома. На территории космодрома находится крупнейший в мире кислородно-азотный завод. С этой базы, обслуживаемой подразделениями космических войск, запускаются практически все военные космические объекты РФ. Космодром находится в долгосрочной аренде, за которую ежегодно платится более 100 млн. долл.
Глобальная передислокация Америки
На протяжении всего периода после Второй мировой войны США располагали значительно более разветвленной и эффективной сетью военных баз, чем СССР. Хотя за последние 20 лет численность американских войск на зарубежных военных базах, по данным из разных источников, сократилась в 5 раз, эффективность их использования сохраняется на относительно высоком уровне. Военные объекты Америки (всего более 700) находятся практически во всех регионах мира (см. карту-схему).
За рубежом сосредоточены значительные контингенты хорошо обученных и оснащенных американских войск. В настоящее время в Европе, главным образом в Германии, находится немногим более 100 тыс. солдат и офицеров ВС США. На ее территории дислоцируются в основном пехотные и танковые подразделения общей численностью более 70 тыс. человек. В Германии размещено 15 военных баз СВ, 4 базы армейской авиации и одна база материально-технического обеспечения, что составляет почти четверть всех зарубежных баз Пентагона.
В Великобритании расквартировано около 11 тыс. специалистов ВВС, которые служат на четырех авиационных базах. Кроме того, в Лондоне находятся военно-морская база и штаб командования ВМС США в Атлантике, а также центр связи и слежения за подводными лодками.
В Италии, которая является основным местом базирования кораблей США в Средиземном море, находится четыре военных базы – три военно-морских (Неаполь, Ла Маддалена, Гаэта) и одна авиационная (Виченца). Там постоянно размещено около 23 тыс. военнослужащих США.
Две американские авиационные базы находятся в Турции (Адана и Измир) и три размещаются в Испании (Рота – центр связи и наблюдения 6-го флота), в Греции и Нидерландах.
В настоящее время США вплотную подошли к решению вопроса о передислокации части своих воинских контингентов из Германии в Польшу, Румынию и Болгарию. Аэродромная сеть этих стран активно использовалась американцами во время войны в Ираке, и сейчас Вашингтон обсуждает с правительствами этих стран детали дальнейшего пребывания американских войск на их территориях. Переговоры с правительством Румынии практически завершены, и, по сообщениям зарубежных агентств, в ближайшее время в районе Констанцы будет создано две военные базы, куда будут переброшены из Ирака части 1-й бронекавалерийской дивизии и авиационные подразделения.
Однако Пентагон не ограничивается Европой и предпринимает активные шаги по внедрению своих военных объектов на территорию бывших советских республик. В декабре 2001 года с целью обеспечения действий американских войск в Афганистане в Киргизии была открыта авиационная база США. Она расположена в районе международного аэропорта Манас, который способен принимать военно-транспортные самолеты и стратегические бомбардировщики. В настоящее время на базе находятся более 1500 военнослужащих и около 30 самолетов, включая многоцелевые истребители F-16, военно-транспортные самолеты C-130 "Геркулес" и самолеты-заправщики KC-135. Первоначальный срок аренды на 1 год был недавно продлен еще на 3 года, при этом оговорена возможность продления аренды. Площадь базы увеличена с первоначальных 12 до 300 га. В конце прошлого года США выделили еще 37 млн. долл. на продолжение ее строительства и эксплуатации.
В Узбекистане, на авиационной базе в Ханабаде, в 500 км от Ташкента, дислоцируется контингент американских военнослужащих численностью в 1,5 тысячи человек. Еще одна американская база находится в Коканде. Расширяется военно-техническое сотрудничество между США и Казахстаном. В соответствии с договором о двухстороннем сотрудничестве американцы должны поставить Астане вертолеты, военно-транспортные самолеты, военные суда и ряд другой техники. Аналогичную активность Пентагон проявляет в Грузии, Таджикистане и Туркмении, где всячески пытается вытеснить Россию. Не меньшие усилия предпринимают США и в районе Каспийского бассейна.
Несколько десятков военных баз США в течение многих лет действует в районе Ближнего Востока. Основная часть из них является собственностью американцев и функционирует на постоянной основе. Некоторую часть баз Америка арендует у национальных правительств. Во время последней войны в Ираке многие арабские страны предоставили США свои военные базы, что в значительной мере облегчило американцам проведение операции. В настоящее время практически уже созданы военные базы в Кандагаре и Мазари-Шарифе в Афганистане, и нет никаких сомнений, что базы будут созданы и в Ираке.
Будущее военных баз Америки
Военное руководство США активно реагирует на изменившуюся ситуацию в мире и предлагает новые подходы к развертыванию ВС за рубежом. Американские военные специалисты полагают, что крупные военные формирования времен холодной войны, требующие огромных затрат и неспособные вести эффективную борьбу с террористическими организациями, уходят в прошлое. Поэтому США планируют создание небольших ВБ, на которых будут дислоцироваться мобильные, хорошо вооруженные и оснащенные самыми современными электронными средствами контингенты войск, обученные, кроме того, и методам борьбы с партизанами. Места заморской дислокации американских войск будут в максимальной степени приближены к районам вооруженных конфликтов и местам дислокации террористических групп. Их целью будет нанесение быстрых и мощных ударов по противнику в такие сроки, которые не позволят организовать сопротивление. Эти базы также предполагается использовать для миротворческих и спасательных операций. Кроме того, с них должно быть обеспечено слежение за реальными и потенциальными обладателями оружия массового уничтожения.
Пентагон намерен отказаться и от крупных военно-морских баз. На смену им должны прийти специальные транспортные платформы, так называемые «плавучие острова», которые могут стать не только альтернативой морской базы, но и заменить авианосцы и транспортные корабли. Основным аргументом в пользу развития таких средств является отказ многих государств в конфликтных ситуациях предоставлять кораблям ВМС США возможность базирования в их портах. Кроме того, по оценкам военных специалистов это направление экономически является более рентабельным, чем аренда портов и аэродромов союзников. Эксперты предполагают, что стоимость такой платформы, имеющей легко собираемую, транспортабельную модульную конструкцию, может составить не более 1,9 млрд. долл. Правда защищать ее в открытом море придется так же, как и авианосцы. А это задача непростая и не очень дешевая.
В настоящее время Пентагон рассматривает вопрос о переформировании крупных соединений, предназначавшихся для борьбы с СССР и другими странами Варшавского договора, и создания на их базе более мобильных частей и подразделений. По сообщениям зарубежных информационных агентств, армия США уже приступила к формированию групп быстрого реагирования «Страйкер». В состав каждой группы будет входить до 3,5 тыс. военнослужащих и 300 единиц бронетехники. Эти группы предназначены для ведения боевых действий в местах конфликтов, куда они будут доставляться военно-транспортной авиацией, использующей на территориях различных государств аэродромы подскока авиационные базы США.
Военные базы европейских стран
Наряду с США военные базы за рубежом есть и у их союзников по НАТО. Военное присутствие за рубежом обеспечивают не только две сверхдержавы. Некоторые европейские страны также сохранили и продолжают сохранять большие и малые контингенты своих войск на территориях бывших колоний. Лидирующее положение в этой области занимает Франция, которая содержит крупные воинские контингенты, примерно по 3,5 тыс. человек, в Африке (Джибути, Антильские острова). Небольшие подразделения дислоцируются в Новой Каледонии, Полинезии, Чаде, Габоне и Сенегале.
Великобритания сохраняет свои базы на Кипре (3200 чел.), на Фолклендских островах (1650 чел.), а также в Гибралтаре, Непале и в ряде стран Британского содружества. Небольшие военные базы за рубежом есть у Голландии и Португалии.
Поползновения Америки в сторону приближения своих контингентов к границам России в Центральной Европе и ее усиленные попытки вытеснить бывшего старшего брата народов Союза с постсоветского пространства на Кавказе и в Средней Азии являются другой стороной все той же медали. Для Вашингтона совершенно ясно, что военное, экономическое и политическое влияние России в этих регионах все еще достаточно велико. Неоспорим и тот факт, что Россия по-прежнему остается мощной державой с большим ядерным потенциалом. Кроме того, существует вполне реальная возможность ее блокирования при определенных обстоятельствах с такими громадами, как Китай и Индия. Именно по этим причинам, несмотря на все уверения Белого дома в сближении интересов и в полном отказе от восприятия России в качестве врага, она продолжает оставаться для Америки главным оппонентом и демпфером реализации геополитических амбиций Вашингтона в этих регионах.
На фоне происходящего возникает естественный вопрос: почему Россия так легко сдала свои зарубежные позиции и как она планирует свою безопасность в будущем?