Горные стрелки отрабатывают боевую задачу.
Фото автора
На Северном Кавказе в течение пяти лет действует 34-я отдельная мотострелковая бригада (горная). Именно так – в скобках – обозначается ныне фактическая специализация войскового соединения, к формированию которого приступили в соответствии с указом тогдашнего президента Владимира Путина от 30 июня 2006 года.
Офицеры бригады в беседах с заезжими журналистами обязательно находят повод сказать, что поначалу ее называли еще и «президентской». Они объясняют, что в отличие от других новых формирований, обычно возникавших на базе уже имевшихся старых, это соединение создавалось с нуля по личному настоянию главы государства и под его неусыпным контролем. Да и сумму на строительство в чистом поле военного городка и необходимой инфраструктуры выделили приличную – 15 млрд. рублей. В относительно короткий срок выделенные деньги в основном благополучно освоили. Уже 1 декабря 2007 года практически полностью укомплектованной и с небывалым комфортом размещенной бригаде было вручено Боевое знамя, и она приступила к плановой боевой подготовке. По сей день все, кто приезжает сюда, в гарнизон Сторожевая-2 Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики, испытывают неподдельный восторг от увиденного. Ничего подобного не было ранее нигде, даже в самых «показательных» гарнизонах.
Начав по распоряжению президента в октябре 2004 года строительство городка для будущей 34-й бригады, военное ведомство смогло к концу 2007 года продемонстрировать более 150 действующих объектов, возведенных по самым современным технологиям. Причем военные подчеркивают, что все это стало возможным благодаря постоянному вниманию к проекту в тот период главы государства. Однако сегодня в соединении стараются больше не величать свою бригаду «президентской». Во всяком случае, пока┘
Воздерживаются, потому что к настоящему моменту не все здесь сложилось именно так, как задумывалось. И в первую очередь это относится к комплектованию соединения.
Ведь поначалу была поставлена задача заполнить штат бригады солдатами и сержантами контрактной службы. Предполагалось, что все без исключения горные стрелки должны быть истинными профессионалами. И в принципе этой цели достигли. Почти 5 тыс. военнослужащих, прибывших на комплектование бригады, как минимум прошли первичную горную подготовку в специально организованных учебных подразделениях. А многих военкоматы в разных концах страны набрали среди людей, занимавшихся спортивным или промышленным альпинизмом и уже прошедших службу по призыву. Исходя из этого, Минобороны создало им в Сторожевой-2 такие условия для жизни, службы и боевой учебы, чтобы они действительно чувствовали себя здесь как дома, достигали высочайшего профессионализма и полностью отвечали своему предназначению. Миссия на 34-ю бригаду, как, впрочем, и на вторую такую же, сформированную в селе Ботлих в Дагестане, возлагалась особая.
Замысел по созданию специальной горной бригады и размещению ее в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики был, что называется, выстрадан. Трагические события, происходившие на Северном Кавказе в течение двух последних десятилетий, показали, что хорошо подготовленных для действий в горах подразделений Вооруженные силы РФ не имеют. И коли уж решили их создавать, то станица Зеленчукская подходила для этого как нельзя лучше. Относительно недалеко – наиболее неспокойные районы, и дороги к ним отсюда есть. Горы – вот они рядом, вокруг, само выбранное место дислокации находится на высоте 1010 м над уровнем моря. Да и российско-грузинская граница всего в нескольких десятках километров к югу. Она проходит по Главному Кавказскому хребту, где 20 перевалов, по которым можно попасть в Абхазию и Грузию. Главные из них – Клухорский и Марухский – до сих используются как маршруты горного туризма, хотя многое там, по понятным причинам, сейчас запущено и заброшено. Скажем, по Клухорскому перевалу вьется полузасыпанная Военно-Сухумская дорога. А ведь было время, когда высшие советские руководители любили проехать по ней аж до самого Сухума. Впрочем, перевалы вполне еще пригодны для перехода крупных военных формирований. Но смогут ли таковые сегодня пройти?
«Знаете, наше соединение, как и ботлихское, – это большая фига всем тем, кто еще надеется повторить на Кавказе что-то вроде чеченской войны, – уверял корреспондента «НГ» один из руководителей 34-й бригады. – Извне они попытаются прийти, внутри попробуют сгруппироваться, у них нет ни единого шанса развернуть сколько-нибудь значительные боевые действия. Тут же будут блокированы и уничтожены силами нашей бригады. Ну а с мелкими группами бандитов и без нас справляются спецподразделения других силовых структур».
Офицер, конечно, посетовал, что после решения нынешнего Верховного главнокомандующего о существенном сокращении числа контрактников в армии пришлось и в горной бригаде отказаться от комплектования только ими. Сейчас в соединении служит по контракту менее половины личного состава, большая часть – по призыву. За установленный для призванных солдат год службы очень непросто подготовить хороших горных стрелков. И все же┘ «Мы люди военные. Нам поставлена задача – выполним ее непременно», – регулярно повторяет подчиненным офицерам командир 34-й бригады генерал-майор Артур Шемайтис. Его формула принята здесь как безусловное руководство к действию, как приказ. Благо выручила отменная учебно-тренировочная база, созданная все же для основательной подготовки контрактников.
Несколько дней назад мне довелось наблюдать упражнения воинов 34-й бригады на скалодроме в спортзале, занятие подразделения на полосе препятствий, затем действие разведгруппы в условиях реальной горной местности. Не скажу, что все солдаты выглядели как классные горные стрелки. Но поскольку знаю, что большинство из участников мероприятий прослужили чуть больше полугода, готов признать: обучены они очень неплохо. Уже сумеют поставить заслон любому противнику.