0
7666
Газета Интернет-версия

29.11.2013 00:01:00

Безопасность СНГ – это безопасность России

Тэги: снг, шойгу, пво


На минувшей неделе в Москве под председательством главы военного ведомства России генерала армии Сергея Шойгу прошло очередное, 65-е заседание Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств (СМО СНГ). В нем приняли участие делегации девяти стран – Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, России, Узбекистана, Украины, а также Исполнительного комитета СНГ, Координационной службы Совета командующих пограничными войсками, Антитеррористического центра государств – участников СНГ, других межгосударственных органов Содружества.
Рассматривалось более 20 вопросов по различным направлениям военного взаимодействия. Среди них подведение итогов работы за минувший год, утверждение планов на будущий, создание и развитие Объединенной системы ПВО, а также системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, функционирование совместных систем военного назначения – гидрометеорологии, единой системы государственного радиолокационного опознавания, подготовка военных кадров и даже проведение Всеармейской олимпиады курсантов высших учебных заведений и чемпионатов по различным видам спорта. Другие весьма серьезные проблемы укрепления безопасности на просторах Содружества публично не прозвучали. Хотя говорить министрам обороны и начальникам генеральных штабов, которые замещали в отдельных случаях своих министров, на этой встрече было о чем.
Не секрет, что отношения между отдельными странами, входящими в СНГ, и, естественно, между их министрами обороны, очень непростые. Если не использовать более жестких слов. Рядом на заседании сидят министры обороны Азербайджана и Армении – генерал-полковник Закир Гасанов и Сейран Оганян, но они даже не здороваются. Понятно почему. Баку регулярно обвиняет Ереван в нежелании искать приемлемый, в первую очередь для Азербайджана, выход из карабахской проблемы, даже грозит применить военную силу. А Ереван – член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и двустороннего договора о взаимопомощи с Россией, уверенный в готовности союзников прийти ему в случае чего на помощь, – на эти угрозы никак не реагирует. Поэтому и перспектив добиться согласия между двумя сторонами в рамках Совета министров обороны СНГ можно только по второстепенным вопросам. Примерно как между руководителями силовых ведомств Киргизии и Узбекистана, которых представляли соответственно министр обороны генерал-майор Омуралиев и первый заместитель министра обороны – начальник Генерального штаба генерал-майор Шавкат Норматов. Известно, что у центральноазиатских стран тоже есть друг к другу серьезные претензии. Особняком в этой ситуации стоит и украинская военная делегация, которую возглавлял министр Павел Лебедев. Киев, это его официальная позиция, обладает внеблоковым статусом, не входит в ОДКБ, как многие из государств, представленных в СНГ, у него накопились определенные противоречия с Москвой. Особенно по проблеме функционирования российской военной базы в Севастополе. Несколько раундов переговоров, поочередно прошедших в столицах братских государств, не привели к решению этих проблем.
Но значит ли это, что министры обороны стран СНГ не должны собираться и не говорить между собой, не искать консенсуса по интересующим их проблемам? Безусловно, нет. У России есть очень серьезные противоречия и с НАТО, но главы и военного ведомства, и внешнеполитического, и даже глава государства регулярно встречаются с руководителями Североатлантического альянса в рамках Совета Россия–НАТО, договариваются по тем проблемам, где у нас есть общие интересы. А они есть. Тем более они есть в рамках Содружества. Потому слова Сергея Шойгу, сказанные на открытии заседания СМО СНГ, «деятельность Совета министров обороны формирует прочный фундамент глубоких партнерских связей в военной сфере», не представляются нам преувеличением.
Практически все страны СНГ оснащены советским/российским вооружением и боевой техникой, доставшейся кому-то по наследству после развала Союза, полученной кем-то от Москвы по заводским ценам производителя, но уже требующей ремонта и модернизации. Как их проводить, если нет крепких связей между странами, армиями и их предприятиями. Ни один вертолет на просторах Содружества не может подняться в воздух без двигателей, изготовленных на украинском заводе «Мотор-Сич», ни один танк не сдвинется с места, если он не будет обеспечен всем необходимым с Харьковского завода имени Малышева или «Уралвагонзавода» из Нижнего Тагила, ни один самолет не поднимется в воздух, если за ним не будет пригляда специалистов «МиГа» или «Сухого»… И этот перечень можно продолжать бесконечно. То же самое и с подготовкой офицеров. Да, сегодня есть замечательные военные вузы в Украине и Белоруссии, в Казахстане и Узбекистане, но лучше других специалистов по системам ПВО готовит только Тверская академия, командиров тактического и оперативно-тактического звена – Общевойсковая академия. Можно учиться в Турции или в других странах НАТО, как это практикуют некоторые наши партнеры и союзники, и в этом нет ничего зазорного: чем больше военных знаний и опыта, тем крепче безопасность, – но в любом случае защищать интересы Содружества от внешней агрессии, если она вдруг случится, нам придется вместе и говорить, командовать и понимать друг друга на одном языке – на русском.
У членов любой семьи могут быть самые разные интересы. Так и в семье Содружества Независимых Государств. Но есть то, что их объединяет – общий язык, общая история, общий интерес об укреплении своей безопасности. Не только военной, но и всеобъемлющей. И тот факт, что на 65-м заседании СМО СНГ кроме чисто военных вопросов, как видно из состава делегаций, шла речь и об укреплении общих границ, о безопасности воздушного пространства над Содружеством, о борьбе с наркотической угрозой, – свидетельствует о том, что, несмотря на противоречия, есть комплексные проблемы, которые мы можем решить только вместе.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
981
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
666
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
771
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
939

Другие новости