Первая оперативная дежурная смена Национального центра управления обороной перед заступлением на службу 1 декабря 2014 года. Фото Вадима Савицкого
Официальное открытие Национального центра управления обороной Российской Федерации (НЦУО), которое планировалось на 1 декабря 2014 года, состоялось в минувший понедельник. В этот день на боевое дежурство заступила оперативная смена в Москве. Также в составе центра на всех уровнях управления развернуты и приступили к работе штатные оперативные дежурные смены от Калининграда до Владивостока.
Решение о создании НЦУО было принято президентом России 8 мая 2013 года, как объявлялось, для совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооруженной защите страны. С 1 апреля по 1 декабря текущего года он находился на опытно-боевом дежурстве. За относительно короткий срок было серьезно перестроено и переоборудовано здание бывшего Главкомата Сухопутных войск на Фрунзенской набережной столицы (см. «Национальный центр управления обороной готов к действию в «НВО» № 40 от17.11.14). Теперь разместившийся в нем НЦУО оснащен самыми современными телекоммуникационными и вычислительными средствами, что позволяет оперативно и беспрепятственно осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в оборонной сфере, а также в режиме реального времени непрерывно отслеживать изменения военно-политической обстановки в мире. Здесь могут получать полные и достоверные сведения о состоянии всех войск и воинских формирований в стране, наличии имеющихся материальных ресурсов, на основе всестороннего анализа моделировать различные сценарии развития ситуации в стране и мире, обеспечив проведение планирования и принятие решений руководством государства в мирное и военное время.
В день открытия центра министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на селекторном совещании сказал: «Эффективное управление обороной государства во многом зависит от применения современных информационных технологий. Анализ текущего состояния системы управления Вооруженных сил показывает, что ее возможности используются не в полной мере. Создание Национального центра управления обороной Российской Федерации – важный шаг в формировании единого информационного пространства для решения задач в интересах обороны государства. В результате существенно повысится эффективность управления, сократится время на принятие и реализацию решений».
СИНХРОНИЗАЦИЯ ВСЕХ ПРОЦЕССОВ
НЦУО уже наладил управление всеми сферами деятельности вооруженных сил в круглосуточном режиме. Он обеспечивает готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финансовое и материально-техническое снабжение, комплектование войск и подготовку кадров, медицинское и жилищное обеспечение, международное сотрудничество и другие виды деятельности.
О том, как организована работа новой структуры, рассказал первый начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации генерал-лейтенант Михаил Мизинцев.
«Необходимость и, главное, целесообразность создания НЦУО на основе Центрального командного пункта Генштаба имеет куда более глубокие причины, чем простое повышение статуса, – говорил генерал. – Дело в том, что созданный еще в советские времена ЦКП ГШ по своим функциям обеспечивал надежное управление прежде всего Вооруженными силами, включая применение стратегических ядерных сил и других сил и средств, стоящих на боевом дежурстве. С этой задачей он справлялся достаточно эффективно. Однако организация обороны страны намного более сложное понятие».
Мизинцев пояснил, что этот процесс не ограничивается только управлением Вооруженными силами. В случае возникновения реальной угрозы безопасности нашей стране уже в угрожаемый период в процесс организации обороны включаются все федеральные ведомства, региональные и местные органы власти. Более того, для целей обороны задействуются ресурсы и негосударственных структур всех форм собственности: предприятий, топливно-энергетических компаний, транспорта... И здесь, с учетом колоссальных объемов разнородных ресурсов, а также с учетом географической протяженности нашей страны, приобретает особую значимость необходимость их оптимального распределения и сосредоточения в заданном районе,и синхронизизация всех перемещений с планами действий ВС.
Глубокий анализ существующих сегодня угроз безопасности и возможностей военной организации страны по их нейтрализации показал, что в современных условиях для гарантированного выполнения задач, стоящих перед армией и другими силовыми структурами, необходим единый орган управления, действующий на совершенно новых принципах и оснащенный самыми современными телекоммуникационными средствами. Такой орган управления обороной должен в режиме реального времени непрерывно отслеживать изменения военно-политической обстановки в мире, получать полные и достоверные сведения о состоянии всех войск и воинских формирований в стране, наличии имеющихся материальных ресурсов. При постановке конкретной задачи необходимо на основе всестороннего анализа смоделировать развитие ситуации и предложить руководству страны один или несколько вариантов гарантированного выполнения поставленной задачи.
С созданием НЦУО данная потребность в таком управленческом механизме полностью реализована.
Таков теперь законченный вид здания, где расположился Национальный центр управления обороной РФ. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ |
НА ОСНОВЕ СУПЕРКОМПЬЮТЕРОВ
Основу НЦУО, если говорить обобщенно, составляют три центра управления:
– центр управления стратегическими ядерными силами, предназначенный для применения ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства Российской Федерации;
– центр боевого управления, осуществляющий мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогнозирование развития угроз для Российской Федерации или ее союзников; этот же центр обеспечивает управление применением Вооруженных сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны;
– центр управления повседневной деятельностью, ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных сил; также этот центр координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей других войск и воинских формирований.
Как выразился Мизинцев, «сердцем» национального центра является специальный программно-аппаратный комплекс, представляющий один из самых высокопроизводительных в мире суперкомпьютеров. В рамках этого программно-аппаратного комплекса объединяются имеющиеся информационные ресурсы всех министерств и ведомств, благодаря чему НЦУО будет работать с постоянно актуализируемыми данными оборонного значения.
К примеру, осуществлять непрерывный мониторинг состояния объектов транспортной инфраструктуры на маршрутах движения войск, проходимости и загруженности дорог, состояния морских, речных путей, оценивать степень воздействия неблагоприятных метеоусловий, последствий чрезвычайных ситуаций и еще огромное множество факторов и условий. Количество параметров, которые должны учитываться и постоянно поддерживаться в актуальном состоянии, измеряется многими сотнями.
Разумеется, для такой работы, службы нужны высококвалифицированные кадры. Но действующая система военного образования ориентирована прежде всего на подготовку специалистов командного, инженерного и других профилей для войск. А необходимые прикладные знания и навыки офицеры получают уже по мере прохождения службы в войсках. Однако появился абсолютно новый орган управления, аналогов которому в истории Вооруженных сил не было и нет. Для его комплектования подбираются самые продвинутые и опытные офицеры, имеющие богатый практический опыт командования или управления сложными системами вооружений в войсках, а также опыт штабной работы. И все же для прохождения службы в НЦУО даже этого уровня подготовки им недостаточно.
«Поэтому в интересах Национального центра организованы тщательный отбор и обучение офицеров в восьми военных академиях по программам переподготовки, – сообщил Мизинцев, – и дополнительного профессионального образования с упором на овладение самыми современным информационно-телекоммуникационными технологиями».
А для выполнения задач комплексного исследования проблем управления обороной, подготовки качественных аналитиков, включая и должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти и предприятий ОПК, в составе Военной академии Генерального штаба создан и успешно функционирует Институт управления национальной обороной. По утверждению Мизинцева, используемые там методики обучения соответствуют самым высоким мировым стандартам. Поэтому с кадрами Национального центра управления обороной страны никаких проблем уже нет.
ОБЕСПЕЧЕН ВЫСОЧАЙШИЙ УРОВЕНЬ ЗАЩИТЫ
Национальный центр управления обороной – это система, говоря научным языком, со сложной морфологией. Все хранение и обработка данных осуществляются в особо защищенных, территориально распределенных и многократно дублируемых центрах обработки, связывающих все уровни управления военной организации страны сверху донизу и использующих специальные алгоритмы сохранения целостности данных. Обеспечение защищенности, безопасности и гарантированной работы Национального центра управления обороной в абсолютно любой обстановке было одним из ключевых условий, сформулированных в ходе подготовки проектной документации и реализованных при его создании.
Между тем заметим, что еще на этапе строительства центра на Фрунзенской набережной появились спекуляции на предмет бессмысленности создания в таком месте и такого по значимости объекта в эпоху высокоточного оружия. Начальник НЦУО по этому поводу сказал так: «Защищенность Национального центра управления обороной гарантированно обеспечивается не только по периметру здания на Фрунзенской набережной, но и за сотни, если не сказать за тысячи километров от Москвы. Национальный центр помимо своей основной функции – управления обороной представляет собой еще и сложный логистический узел. Причем далеко не вся его транспортная инфраструктура находится в прямом и переносном смысле на поверхности. Некоторые из транспортных возможностей НЦУО обеспечивают быстрое перемещение людей, и не только их, из условной точки А в точку Б. Но в современных условиях этого уже недостаточно. Поэтому транспортная инфраструктура Национального центра управления обороной позволяет при необходимости обеспечить оперативную переброску людей и специальных грузов в любом направлении и на любые расстояния не только автотранспортом, но и по воздуху и даже по воде. Для этого созданы специальные вертолетные площадки и причальный комплекс, обеспечивающий швартовку речных судов и катеров».
Ну а в целом рассказ генерала Мизинцева о центре подводит к однозначному выводу: запущенный в эксплуатацию НЦУО придал системе управления обороной страны завершенный вид, давая возможность в случае необходимости немедленно перевести ее на военный режим. Никто не может сказать, придется ли новой структуре работать в таком режиме, но само ее наличие позволяет надеяться, что желание проверить работоспособность этой системы вряд ли у кого возникнет.