0
11609
Газета Интернет-версия

05.12.2014 00:01:15

Центр круговой обороны страны

Тэги: шойгу, национальный центр, генштаб, михаил мизинцев, опк, главкомат, оружие, гособоронзаказ, суперкомпьютер, оборона


шойгу, национальный центр, генштаб, михаил мизинцев, опк, главкомат, оружие, гособоронзаказ, суперкомпьютер, оборона Первая оперативная дежурная смена Национального центра управления обороной перед заступлением на службу 1 декабря 2014 года. Фото Вадима Савицкого

Официальное открытие Национального центра управления обороной Российской Федерации (НЦУО), которое планировалось на 1 декабря 2014 года, состоялось в минувший понедельник. В этот день на боевое дежурство заступила оперативная смена в Москве. Также в составе центра на всех уровнях управления развернуты и приступили к работе штатные оперативные дежурные смены от Калининграда до Владивостока.

Решение о создании НЦУО было принято президентом России 8 мая 2013 года, как объявлялось, для совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооруженной защите страны. С 1 апреля по 1 декабря текущего года он находился на опытно-боевом дежурстве. За относительно короткий срок было серьезно перестроено и переоборудовано здание бывшего Главкомата Сухопутных войск на Фрунзенской набережной столицы (см. «Национальный центр управления обороной готов к действию в «НВО» № 40 от17.11.14). Теперь разместившийся в нем НЦУО оснащен самыми современными телекоммуникационными и вычислительными средствами, что позволяет оперативно и беспрепятственно осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в оборонной сфере, а также в режиме реального времени непрерывно отслеживать изменения военно-политической обстановки в мире. Здесь могут получать полные и достоверные сведения о состоянии всех войск и воинских формирований в стране, наличии имеющихся материальных ресурсов, на основе всестороннего анализа моделировать различные сценарии развития ситуации в стране и мире, обеспечив проведение планирования и принятие решений руководством государства в мирное и военное время.

В день открытия центра министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на селекторном совещании сказал: «Эффективное управление обороной государства во многом зависит от применения современных информационных технологий. Анализ текущего состояния системы управления Вооруженных сил показывает, что ее возможности используются не в полной мере. Создание Национального центра управления обороной Российской Федерации – важный шаг в формировании единого информационного пространства для решения задач в интересах обороны государства. В результате существенно повысится эффективность управления, сократится время на принятие и реализацию решений».

СИНХРОНИЗАЦИЯ ВСЕХ ПРОЦЕССОВ

НЦУО уже наладил управление всеми сферами деятельности вооруженных сил в круглосуточном режиме. Он обеспечивает готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финансовое и материально-техническое снабжение, комплектование войск и подготовку кадров, медицинское и жилищное обеспечение, международное сотрудничество и другие виды деятельности.

О том, как организована работа новой структуры, рассказал первый начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации генерал-лейтенант Михаил Мизинцев.

«Необходимость и, главное, целесообразность создания НЦУО на основе Центрального командного пункта Генштаба имеет куда более глубокие причины, чем простое повышение статуса, – говорил генерал. – Дело в том, что созданный еще в советские времена ЦКП ГШ по своим функциям обеспечивал надежное управление прежде всего Вооруженными силами, включая применение стратегических ядерных сил и других сил и средств, стоящих на боевом дежурстве. С этой задачей он справлялся достаточно эффективно. Однако организация обороны страны намного более сложное понятие».

Мизинцев пояснил, что этот процесс не ограничивается только управлением Вооруженными силами. В случае возникновения реальной угрозы безопасности нашей стране уже в угрожаемый период в процесс организации обороны включаются все федеральные ведомства, региональные и местные органы власти. Более того, для целей обороны задействуются ресурсы и негосударственных структур всех форм собственности: предприятий, топливно-энергетических компаний, транспорта... И здесь, с учетом колоссальных объемов разнородных ресурсов, а также с учетом географической протяженности нашей страны, приобретает особую значимость необходимость их оптимального распределения и сосредоточения в заданном районе,и синхронизизация всех перемещений с планами действий ВС.

Глубокий анализ существующих сегодня угроз безопасности и возможностей военной организации страны по их нейтрализации показал, что в современных условиях для гарантированного выполнения задач, стоящих перед армией и другими силовыми структурами, необходим единый орган управления, действующий на совершенно новых принципах и оснащенный самыми современными телекоммуникационными средствами. Такой орган управления обороной должен в режиме реального времени непрерывно отслеживать изменения военно-политической обстановки в мире, получать полные и достоверные сведения о состоянии всех войск и воинских формирований в стране, наличии имеющихся материальных ресурсов. При постановке конкретной задачи необходимо на основе всестороннего анализа смоделировать развитие ситуации и предложить руководству страны один или несколько вариантов гарантированного выполнения поставленной задачи.

С созданием НЦУО данная потребность в таком управленческом механизме полностью реализована.

Таков теперь законченный вид здания, где расположился Национальный центр  управления обороной РФ. 	Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Таков теперь законченный вид здания, где расположился Национальный центр  управления обороной РФ. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

НА ОСНОВЕ СУПЕРКОМПЬЮТЕРОВ

Основу НЦУО, если говорить обобщенно, составляют три центра управления:

– центр управления стратегическими ядерными силами, предназначенный для применения ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства Российской Федерации;

– центр боевого управления, осуществляющий мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогнозирование развития угроз для Российской Федерации или ее союзников; этот же центр обеспечивает управление применением Вооруженных сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны;

– центр управления повседневной деятельностью, ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных сил; также этот центр координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей других войск и воинских формирований.

Как выразился Мизинцев, «сердцем» национального центра является специальный программно-аппаратный комплекс, представляющий один из самых высокопроизводительных в мире суперкомпьютеров. В рамках этого программно-аппаратного комплекса объединяются имеющиеся информационные ресурсы всех министерств и ведомств, благодаря чему НЦУО будет работать с постоянно актуализируемыми данными оборонного значения.

К примеру, осуществлять непрерывный мониторинг состояния объектов транспортной инфраструктуры на маршрутах движения войск, проходимости и загруженности дорог, состояния морских, речных путей, оценивать степень воздействия неблагоприятных метеоусловий, последствий чрезвычайных ситуаций и еще огромное множество факторов и условий. Количество параметров, которые должны учитываться и постоянно поддерживаться в актуальном состоянии, измеряется многими сотнями.

Разумеется, для такой работы, службы нужны высококвалифицированные кадры. Но действующая система военного образования ориентирована прежде всего на подготовку специалистов командного, инженерного и других профилей для войск. А необходимые прикладные знания и навыки офицеры получают уже по мере прохождения службы в войсках. Однако появился абсолютно новый орган управления, аналогов которому в истории Вооруженных сил не было и нет. Для его комплектования подбираются самые продвинутые и опытные офицеры, имеющие богатый практический опыт командования или управления сложными системами вооружений в войсках, а также опыт штабной работы. И все же для прохождения службы в НЦУО даже этого уровня подготовки им недостаточно.

«Поэтому в интересах Национального центра организованы тщательный отбор и обучение офицеров в восьми военных академиях по программам переподготовки, – сообщил Мизинцев, – и дополнительного профессионального образования с упором на овладение самыми современным информационно-телекоммуникационными технологиями».

А для выполнения задач комплексного исследования проблем управления обороной, подготовки качественных аналитиков, включая и должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти и предприятий ОПК, в составе Военной академии Генерального штаба создан и успешно функционирует Институт управления национальной обороной. По утверждению Мизинцева, используемые там методики обучения соответствуют самым высоким мировым стандартам. Поэтому с кадрами Национального центра управления обороной страны никаких проблем уже нет.

ОБЕСПЕЧЕН ВЫСОЧАЙШИЙ УРОВЕНЬ ЗАЩИТЫ

Национальный центр управления обороной – это система, говоря научным языком, со сложной морфологией. Все хранение и обработка данных осуществляются в особо защищенных, территориально распределенных и многократно дублируемых центрах обработки, связывающих все уровни управления военной организации страны сверху донизу и использующих специальные алгоритмы сохранения целостности данных. Обеспечение защищенности, безопасности и гарантированной работы Национального центра управления обороной в абсолютно любой обстановке было одним из ключевых условий, сформулированных в ходе подготовки проектной документации и реализованных при его создании.

Между тем заметим, что еще на этапе строительства центра на Фрунзенской набережной появились спекуляции на предмет бессмысленности создания в таком месте и такого по значимости объекта в эпоху высокоточного оружия. Начальник НЦУО по этому поводу сказал так: «Защищенность Национального центра управления обороной гарантированно обеспечивается не только по периметру здания на Фрунзенской набережной, но и за сотни, если не сказать за тысячи километров от Москвы. Национальный центр помимо своей основной функции – управления обороной представляет собой еще и сложный логистический узел. Причем далеко не вся его транспортная инфраструктура находится в прямом и переносном смысле на поверхности. Некоторые из транспортных возможностей НЦУО обеспечивают быстрое перемещение людей, и не только их, из условной точки А в точку Б. Но в современных условиях этого уже недостаточно. Поэтому транспортная инфраструктура Национального центра управления обороной позволяет при необходимости обеспечить оперативную переброску людей и специальных грузов в любом направлении и на любые расстояния не только автотранспортом, но и по воздуху и даже по воде. Для этого созданы специальные вертолетные площадки и причальный комплекс, обеспечивающий швартовку речных судов и катеров».

Ну а в целом рассказ генерала Мизинцева о центре подводит к однозначному выводу: запущенный в эксплуатацию НЦУО придал системе управления обороной страны завершенный вид, давая возможность в случае необходимости немедленно перевести ее на военный режим. Никто не может сказать, придется ли новой структуре работать в таком режиме, но само ее наличие позволяет надеяться, что желание проверить работоспособность этой системы вряд ли у кого возникнет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
364
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
407
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
394
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
326

Другие новости