Церемония открытия совместного учения «Морское взаимодействие – 2015» прошла 11 мая на Новороссийской военно-морской базе. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Завтра, 16 мая, в Средиземном море начинается активная фаза российско-китайского военно-морского учения «Морское взаимодействие – 2015» («МВ-2015»), в котором примут участие до 10 кораблей двух стран. Такого масштаба совместные маневры в этой акватории Россия и Китай организуют впервые. Как сообщило Минобороны РФ, сформировано объединенное руководство учением, штаб объединенного руководства, штаб группировки в море, командные пункты тактических групп кораблей – участников учения. Объединенное руководство и штаб объединенного руководства находятся в координационном центре «Дивноморское» (Новороссийская военно-морская база). Штаб группировки и командные пункты тактических групп размещаются на кораблях. Все структуры оснащены необходимым оборудованием для организации управления группами кораблей в дальней морской зоне.
Отмечается, что объединенное руководство учением включает в себя офицеров от ВМФ России и ВМС Китая. Руководитель учения от российской стороны – заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом вице-адмирал Александр Федотенков. Руководитель учения от китайской стороны – заместитель командующего Военно-морскими силами вице-адмирал Ду Цзинчэнь.
Как сообщил вице-адмирал Александр Федотенков, маневры продлятся до 21 мая. Кроме двух китайских сторожевых кораблей «Линь И» и «Вэй Фан» там будут задействованы флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Ладный», большие десантные корабли «Александр Отраковский» и «Александр Шабалин», ракетный корабль на воздушной подушке «Самум», а также спасательный буксир.
Участники учений «МВ-2015» в составе китайской группировки и корабля на воздушной подушке «Самум» ЧФ России, покинув 12 мая Новороссийскую военно-морскую базу, начали совместный переход по утвержденному маршруту, который имеет конечной целью восточную часть Средиземного моря. Там состоится встреча с остальными кораблями – участниками учения.
МАНЕВРЫ НЕ НАПРАВЛЕНЫ ПРОТИВ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
Замминистра обороны РФ Анатолий Антонов заявил, что задача учений – «отработка совместных действий по охране безопасности судоходства в Мировом океане». Маневры не направлены против какой-либо третьей стороны и не связаны с политической обстановкой в данном регионе. Однако открытие «МВ-2015» вызвало широкий резонанс в мировых СМИ и активно комментируется экспертами.
Ведущие западные издания уже озаботились формированием военно-морского альянса Москвы и Пекина, которых «объединяет общий противник» – Соединенные Штаты, считающиеся в Средиземном море «неоспоримой мощью» (так написал немецкий Spiegel). Американские и европейские СМИ увидели в предстоящих российско-китайских учениях в Средиземном море некий знак для США и их союзников.
В том, что формируется некий российско-китайский военно-морской альянс, видимо, сомнений нет. Маневры «Морское взаимодействие» Москва и Пекин проводят уже в четвертый раз. До сего дня все маневры под флагом «МВ» проходили в акватории Тихого океана вблизи китайских и российских границ как бы в противовес военно-морской мощи США и Японии. Сейчас же их сценарий перенесен «в дальнюю морскую зону», то есть в Средиземноморье. Это один из неспокойных регионов мира. Там на постоянной основе присутствуют корабли США и других стран НАТО. РФ и КНР также совместно обозначат здесь свои интересы.
Сценарий учения «МВ-2015» предусматривает отработку общих для двух стран военно-стратегических и геополитических задач. В Минобороны РФ не скрывают, что инициатива проведения совместных учений в Средиземноморье идет от Китая. А сами китайские СМИ, характеризуя «МВ-2015», пишут о том, что тем самым Пекин демонстрирует поддержку России в противовес укрепляющемуся сотрудничеству Японии и США (издание South China Morning Post).
ОСОБЫЙ ТАЙВАНЬСКИЙ ВЗГЛЯД
Китайский сторожевик у причала в Новороссийске. Фото с сайта www.mod.gov.cn |
Есть и другие мнения на причины проведения маневров кораблями России и Китая в Средиземноморье. Так, тайваньское издание Want China Times считает, что, во-первых, «официальная Москва взяла курс на углубление сотрудничества с Китаем». Мол, РФ и КНР не могут рассчитывать на свое место в других международных союзах, а значит, должны демонстрировать равноправное партнерство, с чем и связано проведение военных маневров в Средиземноморье. Во-вторых, Want China Times считает, что российское руководство не только намерено улучшать отношения с китайскими партнерами, но и собирается при их поддержке восстановить свое присутствие в Средиземном море. В-третьих, «МВ-2015» важны и самому Китаю.
«С помощью учений Пекин намеревается показать свое влияние в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также продемонстрировать свои способности по защите морских перевозок. В настоящее время китайская промышленность получает большую часть потребляемой нефти из североафриканских и ближневосточных государств. Одновременно с этим растут объемы экспорта продукции в Европу. Большая часть подобных перевозок идет по морю. Средиземное море лежит на стыке трех регионов, имеющих стратегическое значение для Китая. Присутствие в Средиземноморье позволяет Пекину решить целый набор разных проблем, связанных с политическими и экономическими интересами», – пишет издание Want China Times.
И в-четвертых, военно-морская активность КНР вблизи Европы при поддержке РФ важна для реализации своих транспортных проектов. Тайваньское издание пишет, что Пекин выступает с инициативой создания двух крупнейших торговых путей. В соответствии с этим предложением в Евразии должен появиться сухопутный Шелковый путь. Кроме того, планируется создать морской торговый путь, призванный связать Китай и Европу.
КИТАЙ РОССИИ НЕ СОЮЗНИК, НО ХОРОШИЙ ПОМОЩНИК
Таким образом, мы видим, что власти КНР, участвуя в «МВ-2015», решают и собственные задачи. Как известно, китайские военные корабли уже давно демонстрируют свое присутствие в данном регионе. Если вспомнить, Пекин уже предпринимал определенные шаги, посылая корабли в 2011 году в Ливию для эвакуации своих граждан. Отличились они и в Йемене в прошлом месяце, когда китайский спецназ вывозил соотечественников из Адена. На прошлой неделе президент Джибути Исмаил Омар Гелле сообщил о ведущихся с Пекином переговорах насчет развертывания китайской военной базы в этой стране, которая занимает стратегическое положение на Сомалийском полуострове.
Китайский телеканал CCTV приводит мнение военного аналитика Чжан Цзюньшэна, который отмечает, что данное учение «по масштабам превосходит наши операции в Аденском заливе и в акватории Сомали, потому что мы выйдем в Средиземное море. Китайский транспорт часто проходит сквозь этот район, поэтому операции на этом море помогут китайскому флоту улучшить свою подготовку к дальним плаваниям». CCTV, ссылаясь на мнения других военных специалистов, делает вывод о том, что «главное в учениях этого года (имеется в виду «МВ-2015». – «НВО») – совместные действия по обеспечению защитных мероприятий на море, включая противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону, и подобную программу можно выполнить только при условии высокого уровня стратегического доверия между странами».
Этот вывод более чем справедлив. Во время празднования Дня Победы на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином президент РФ Владимир Путин заявил, что «отношения России и Китая достигли беспрецедентного уровня». Как известно, китайские военные подразделения 9 Мая прошли парадным строем по Красной площади. И в этот же день в Новороссийске китайские сторожевые корабли «Линь И» и «Вэй Фан», которые сейчас задействованы в «МВ-2015», приняли участие в морском параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Заметим, что российские и китайские корабли уже взаимодействовали в Средиземном море, когда под флагом ООН международными силами осуществлялась транспортировка химического оружия из Сирии. При этом корабли двух стран отрабатывали и собственные совместные задачи. В январе-феврале 2014 года под флагами атомного ракетного крейсера Северного флота «Петр Великий» и китайского сторожевика «Яньчэн» было проведено совместное военно-морское учение. Как сообщило тогда Минобороны РФ, маневры проводились с целью «повышения уровня оперативной совместимости между российским и китайским боевыми кораблями».
А ЗАЧЕМ КИТАЙ НУЖЕН РОССИИ?
Министр обороны Сергей Шойгу, характеризуя российско-китайские военные контакты, заявил, что «в условиях нестабильной международной обстановки укрепление добрососедских отношений между нашими странами приобретает особое значение. Это вклад в обеспечение мира и стабильности на всем Евразийском континенте и за его пределами». Шойгу сказал это во время переговоров с заместителем председателя Центрального военного совета Китая генерал-полковником Фань Чанлуном 10 мая. Китайский военачальник прибыл в РФ в составе делегации под руководством председателя КНР Си Цзиньпина, участвовавшей в торжествах по случаю 70-летия Победы. Шойгу отметил: «Регулярные доверительные встречи наших лидеров – вчера мы присутствовали на ряде таких встреч – придают мощный импульс развитию двустороннего всеобъемлющего партнерства».
Как сообщил Сергей Шойгу, он принял от китайской стороны приглашение на парад в Пекине, посвященный 70-летию Победы во Второй мировой войне. Этот парад пройдет 3 сентября 1915 года. «С радостью приняли приглашение министра обороны Китайской Народной Республики принять участие в торжествах в Пекине по случаю 70-летия Победы во Второй мировой войне и договорились направить на военный парад подразделение Вооруженных сил РФ», – отметил он. Шойгу поблагодарил китайскую сторону за участие воинского подразделения КНР в параде в Москве в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. «Народы наших стран понесли в той войне тяжелейшие потери, – сказал министр. – Солидарность России и Китая имеет принципиальное значение на фоне попыток фальсифицировать историю и героизировать фашизм».
А замминистра Антонов исключил в учениях «МВ-2015» политическую подоплеку. Одновременно, рассказывая о замысле предстоящих совместных военно-морских учений в Средиземноморье, он обратил внимание, что «китайские коллеги подчеркнули совпадение общих позиций по проблеме вызовов и угроз». По словам Антонова, в Пекине отметили «необходимость перестройки нынешнего миропорядка, отхода от двойных стандартов и упрочения равноправных и взаимовыгодных отношений в мире». Таким образом, вряд ли можно предполагать, что военно-морские маневры «МВ-2015» носят нейтрально абстрактный характер.