0
20496
Газета Интернет-версия

17.07.2015 00:01:05

Рубль оборонного значения

Тэги: шевцова, гособоронзаказ, минобороны, опк, бюджет, вооружения, счетная палата, голикова


шевцова, гособоронзаказ, минобороны, опк, бюджет, вооружения, счетная палата, голикова Замминистра обороны Татьяна Шевцова полагает, что штрафные санкции не самоцель, главное – выполнение гособоронзаказа. Фото PhotoXPress.ru

С 1 июля вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и в ряд других законодательных актов, которые устанавливают принципиально новую систему взаимоотношений между заказчиками и исполнителями гособоронзаказа (ГОЗ). Но вначале было слово президента, который в Послании Федеральному собранию предложил рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ как удар по национальной безопасности и призвал бороться с этим явлением так же бескомпромиссно и жестко, как с финансированием терроризма.

САКРАЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ НЕ НУЖНЫ

Как показывает опыт, вывести из себя главу государства, тем более на публике, не просто. Но тут случай особенный. Буквально накануне, в ходе традиционной встречи с руководством Минобороны, командующими родами и видами войск и с ведущими конструкторами оборонных предприятий, президенту доложили: оказывается, по некоторым позициям цены на заказанные оборонно-промышленному комплексу (ОПК) вооружения и военную технику (ВВТ) с момента начала работ выросли аж в 11 раз! Понятное дело, что такие рекорды в ценообразовании несопоставимы не только с инфляцией, но и вообще со здравым смыслом.

Но, похоже, у некоторых исполнителей ГОЗ, свято уверенных, что ради обороноспособности страна за ценой не постоит, были совсем другие представления о финансовой реальности. Ну а отсутствие действенной системы контроля позволяло не только весьма фривольно обращаться с механизмом ценообразования, но и использовать бюджетные средства, целевым порядком выделенные для разработки и производства ВВТ, мягко говоря, не по назначению. Например – на погашение коммерческих кредитов, на приобретение ценных бумаг, на валютные операции и даже на закупку драгметаллов в слитках (то есть явно не для производственных нужд). Были и такие случаи, когда армия и флот ждали заказы, а ассигнования на их производство мертвым грузом лежали на депозите. Впрочем, не для всех этот «груз» был таким уж мертвым, поскольку проценты с депозита капали регулярно.

Насколько депозит позволял предприятиям оборонки минимизировать потери от инфляции и только ли в этом дело, другой вопрос. Хозяйственная деятельность вообще сфера очень тонкая, противоречивая и по определению  полна загадок, в которых с ходу не разберешься. Например. Даже при том, что госзаказчик в лице военного ведомства обязан финансировать контракты в размере от 80 до 100% – замминистра обороны Татьяна Шевцова утверждает, что это требование соблюдается неукоснительно – оборотных средств предприятиям ОПК почему-то традиционно никогда не хватает. В чем здесь фокус?

Развернутый ответ на этот вопрос дала руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова во время недавней встречи с президентом. По ее данным, ежегодный рост дебиторской задолженности перед бюджетом составляет 28,7%, и в текущем году ее объем достиг 3,8 трлн руб. 

Это означает, что государство, сполна отдав авансы, не получило в полном объеме заказанные продукцию и услуги ровно на такую же сумму. Ну а если учесть, что доля ГОЗ в текущем бюджете составляет одну пятую (3,3 трлн руб., или 4,2% ВВП), нетрудно составить представление об эффективности использования средств, предназначенных для укрепления оборонной мощи государства – на производство и закупку новой техники и вооружений. И тут возможны два варианта. Либо оборонка не всегда в состоянии освоить объемы средств, на которые позарилась, тогда это проблема выбора исполнителя ГОЗ. Либо деньги элементарно используются не по назначению, то есть работают «на дядю», тогда это проблема органов следствия и дознания.

Впрочем, уже высказывалось мнение, будто новый закон о ГОЗ – это карающий меч военного ведомства, занесенный над головами капитанов ОПК, которым приходится выживать всеми правдами и неправдами. Но как заверила обозревателя «НВО» Татьяна Шевцова, Минобороны крови оборонщиков особенно не жаждет и не собирается бить их рублем и законом до полного истребления. Задачи принципиально другие: довести финансовые потоки в структуре ГОЗ до кристальной прозрачности, снизить себестоимость продукции военного назначения до адекватной и добиться, чтобы заказанные военным ведомством танки, корабли, самолеты, ракеты и прочее имущество военного назначения поступало в войска в установленные сроки. В общем, штрафные санкции – не самоцель, ими обороноспособность не укрепить. Минобороны нужны не сакральные жертвы в борьбе за чистоту и прозрачность финансовых потоков, а конкретный продукт. Напомним, что к 2020 году отечественный парк ВВТ должен обновиться на 70%. Именно ради этой цели и был написан закон, а также создана межведомственная комиссия, основными участниками которой определили Минобороны, ФАС, Росфинмониторинг и Банк России.

К 2020 году отечественный парк вооружений и военной техники должен обновиться на 70%.   	Фото Reuters
К 2020 году отечественный парк вооружений и военной техники должен обновиться на 70%.   Фото Reuters

МЕХАНИЗМ ОБЪЕМНОГО ДЕЙСТВИЯ

Контроль за использованием средств, предназначенных для финансирования ГОЗ, существовал и прежде. Однако, как утверждает Татьяна Шевцова, он не был системным и скорее напоминал тривиальную бухгалтерскую проверку. Большого эффекта эта «ловля блох» не приносила. Ну, допустим, взяли за руку одного нарушителя финансовой дисциплины, а дальше что, если нецелевое использование государственных денег стало нормой жизни и приобрело чуть ли не системный характер? Условия этому способствовали. К тому же в общем котле не было возможности определить, где бюджетные средства, а где коммерческий кредит, взятый предприятием. Поэтому и было принято решение  отмаркировать каждый государственный рубль – чтобы, как говорил известный персонаж из «Кавказской пленницы», не путать своих баранов с государственными.

Для этих целей разработали набор специальных инструментов. Во-первых, был учрежден институт уполномоченных банков, в состав которого вошли Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и ВТБ24. Основное требование к «фигурантам»: участие государства в объеме не менее 50%, уставный капитал – 100 млрд руб. и широкое представительство на территории России. Вот почему круг уполномоченных банков оказался чрезвычайно узок. Во-вторых, была создана система спецсчетов. Сейчас она работает, можно так сказать, в тестовом режиме, но уже с 1 сентября под каждый государственный контракт будет открываться специальный счет, с которого невозможно будет направлять деньги на операции, не предусмотренные контрактом. В-третьих, каждому контракту присваивается свой уникальный идентификационный номер. Именно этот номер и сыграет роль своеобразного красителя или маркера, который позволит проконтролировать финансовый поток по всей производственной цепочке.

Работать система будет таким образом. Министерство обороны заключает контракт с главным исполнителем, главный исполнитель открывает счет в уполномоченном банке и указывает уникальный номер контракта, который присвоит ему военное ведомство. Данные о «маршруте» контракта будут проходить через уполномоченный банк и аккумулироваться в Национальном центре управления обороной. В результате Министерство обороны как координатор системы получит возможность отслеживать финансовые потоки с точностью до рубля. Такими же возможностями будут располагать и контрольные органы.

Иначе говоря, Минобороны создало в своем роде универсальный продукт. Так, например, Счетная палата, используя доступ к базе военного ведомства, сможет практически в режиме online мониторить риски нецелевого использования бюджета. Минпромторгу система позволит оперативно оценивать проблемы в промышленности и видеть риски, в том числе и по части импортозамещения. Для ФАС – это возможность контролировать ценообразование. Для Росфинмониторинга –  следить за сомнительными операциями и информировать головного заказчика о возможных срывах исполнения ГОЗ, а также  подсказать, какая из фирм, претендующая на место в производственной цепочке, доверия не вызывает.

Примечательно, что система мониторинга ГОЗ, разработанная Минобороны, уже привлекла внимание. МВД, в частности, высказало пожелание подключиться к ней уже сейчас, однако принято решение для начала провести апробацию только на базе военного ведомства, поскольку на его долю приходится 90% гособоронзаказа. Остальные министерства и ведомства подключатся к системе с 1 января 2017 года, когда будут устранены все шероховатости, когда пройдет апробацию сам закон и сопутствующие нормативные акты.

ТОНКАЯ НАСТРОЙКА

Надо ли говорить, что идеи Минобороны по части контроля над исполнением ГОЗ пришлись по вкусу далеко не всем исполнителям бюджета. В результате военное ведомство согласилось, что втиснуть реальность в прокрустово ложе закона, пусть даже самого совершенного, невозможно в принципе. После чего было принято несколько знаковых решений, которые до известной степени развязывают руки исполнителям военных контрактов. Во-первых, чтобы совсем уж не зарегламентировать предприятия, законом определены финансовые операции, которые не обязательно проводить через спецсчета: зарплата с учетом налогов во все фонды и расходы на коммунальные платежи. Кроме того, предприятиям предоставлено право по каждому контракту списывать на текущие расходы до 3 млн руб. Это могут быть средства на командировку, на закупку канцтоваров и прочих мелочей, а также на расчеты с малым и средним бизнесом. Но если Росфинмониторинг заметит, что заказ уж слишком энергично дробится, и заподозрит, что делается это с целью вывести госсредства из-под контроля, то могут возникнуть очень неприятные вопросы к главному исполнителю контракта.

Вместе с тем исполнителям второго уровня, а также следующим в производственной цепочке по согласованию с головным исполнителем разрешено брать коммерческие кредиты. Сохранится ли эта норма в дальнейшем, жизнь покажет. Но в любом случае Минобороны точно не намерено выступать в роли примитивного меркантилиста: например, если ГОЗ будет выполнен полностью, качественно и в установленные сроки, а на спецсчете еще останутся средства, предприятие получит право распоряжаться ими по своему усмотрению как законной маржей. И уже не надо будет искусственно растягивать контракт, что случалось достаточно часто в прежние времена. А в результате военное ведомство получало заказанную продукцию с опозданием и, как говорится, уже не первой свежести.

В общем, правила игры меняются – они стали понятнее, контроль жестче, а после маркировки каждого рубля оборонного значения, как уже отмечалось, резко уменьшаются возможности вольного обращения с бюджетными средствами, что автоматически приводило к неоправданному удорожанию продукции военного назначения и, естественно, к перерасходу. Но так называемые тучные годы уже позади и лишних денег в казне нет. Тем не менее госпрограмму вооружений выполнять надо в полном объеме, поскольку времена для России грядут очень даже непростые…

Другой вопрос, как отнесется промышленность к новой редакции закона о ГОЗ, разработанного по инициативе и по заказу Минобороны, и как быстро «кадры» на местах найдут контрмеры против строгости его положений. Даже сомневаться не приходится, что такие попытки обязательно состоятся. Поэтому закон, конечно же, будет совершенствоваться: государственные деньги должны работать только на государство. Без вариантов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
363
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
465
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
377
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
320

Другие новости