Служба в армии оcталась чуть ли не единственным действующим социальным лифтом. Фото Reuters
Общественный долг – то немногое, кроме языка и территории, что дает нам основания все еще называться нацией. Для 18-летних – это служба по призыву, хотя вот уже четверть века не прекращаются разговоры о том, чтобы сделать армию контрактной и навсегда закрыть призывные пункты.
И вот что примечательно: тема профессиональной армии обычно возникает в определенной политической ситуации. На этот раз возбудилась собравшаяся на выборы в Госдуму «Партия роста» (ПР), которая прежде именовалась «Правым делом». Обещано: как только ПР закрепится на Охотном Ряду, правые выступят с инициативой отмены призыва. И на портале Российской общественной инициативы уже запущен сбор подписей за внесение изменений в закон «О воинской службе», в который предлагается вписать, что прохождение военной службы «осуществляется в добровольном порядке», а из Уголовного кодекса «Партия роста» намерена убрать статью 328 – «Уклонение от прохождения воинской службы». По словам лидера ПР бизнес-омбудсмена Бориса Титова, существующий принцип комплектования армейских подразделений слишком обременителен для бюджета, тогда как профессиональных военных обучать не надо, и при переводе армии на контракт не нужно будет тратиться на военную подготовку вчерашних школьников. «Призывники не нужны офицерам, они нужны генералам», – заявил Титов.
Генералам лишние призывники, в общем-то, тоже не очень нужны: например, в весенний призыв под ружье поставили всего 145 тыс. человек, хотя желающих было 175 тыс. Дело в том, что в нынешнем составе Российская армия – это армия мирного времени, а на случай войны, которая маячит у порога, подготовленных специалистов потребуется намного больше – потому что широка страна родная. Для этого и нужен – в разумном количестве, конечно, – подготовленный мобрезерв. И не факт, что профессионалов готовить не надо или их готовить дешевле. Скорее наоборот, и если бы контрактная армия была по карману уже сегодня, никто бы у Бориса Титова и спрашивать не стал.
Впрочем, и так понятно, что для ПР инициатива с отменой призыва – предвыборный трюк, не очень оригинальный и к тому же не слишком эффективный. Прошли те времена, когда служба по призыву считалась чуть ли не барщиной. Во-первых, сама армия изменилась до неузнаваемости, а срок службы сегодня всего год – оглянуться не успеешь. Во-вторых, в нынешней ситуации армия осталась едва не единственным в стране действующим социальным лифтом: отслужившие получают право на льготное поступление в государственные вузы и возможность бесплатного обучения на подготовительных отделениях. Кроме того, служба в Вооруженных силах – нередко обязательное условие, если делать карьеру на государственной службе. Так что рассчитывать на голоса всех призывников ПР вряд ли стоит.
Отсюда вывод. В среде молодых людей призывного возраста электорат у соратников Бориса Титова невелик: так называемая золотая молодежь на «гелендвагенах» и все остальные, кому в той или иной степени материальное положение родителей позволяет не задумываться о будущем, – это представители едва ли 4% населения, преимущественно – новая русская буржуазия. А поскольку в силу различных причин (например, залоговые аукционы) к «поколению успешных» отношение в обществе и так не слишком хорошее, вряд ли оно улучшится, если с легкой руки «Партии роста» отпрыски из состоятельных семей получат еще и право на полное отделение личности от обязанностей перед государством. Поэтому есть большие сомнения в том, что, именно так начиная выборную кампанию, правые снова не проиграют.