0
5560
Газета Интернет-версия

27.03.2018 00:01:00

Голубые береты останутся в Кашмире надолго

Одна из старейших миссий ООН действует сразу в двух странах

Анатолий Исаенко

Об авторе: Анатолий Иванович Исаенко – подполковник в отставке, ветеран-миротворец с 1973 года, военный эксперт по миротворческим операциям

Тэги: пакистан, индия, кашмир, оон, гвноонип, неру, миротворцы


пакистан, индия, кашмир, оон, гвноонип, неру, миротворцы Военные наблюдатели осуществляют рекогносцировку местности. Фото с сайта www.un.org

Скоро будет отмечаться 70-летие второй самой продолжительной миротворческой операции в истории ООН – миссии ГВНООНИП в Кашмире. Это, наверно, одно из самых длинных сокращений миротворческой миссии – Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане.

Миссия в Кашмире одна из старейших и необычных, романтическая и далекая, самая дешевая – этим и привлекает к себе внимание. Служить в миссии почетно. Представителей Советского Союза и России в этой миссии никогда не было. Однако нашим миротворцам часто приходилось работать с коллегами из других стран, которые находились на вахте мира в том районе.

При этом отметим одну особенность. Почти 70 лет на территории Индии и Пакистана проводится миротворческая операция, но в то же время индийские и пакистанские миротворцы участвуют в операциях по поддержанию мира во многих других странах. Некоторые индийские и пакистанские генералы были советниками генерального секретаря ООН по миротворческим вопросам, а также руководили миротворческими операциями. Обе страны к тому же входят в пятерку стран – поставщиков контингентов для последних.

НАЧАЛО МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

За 70 лет между Индией и Пакистаном было три войны.

В августе 1947 года Индия и Пакистан обрели независимость. Кашмир имел право присоединиться либо к Индии, либо к Пакистану. Его присоединение к Индии стало предметом спора и войны между двумя странами.

В 1948 году Совет Безопасности ООН принял резолюции 39 и 47. Учреждалась Комиссия ООН для Индии и Пакистана (КООНИП). При голосовании представитель СССР воздержался.

Резолюция 47 от 21 апреля 1948 года занимает три страницы текста. В пункте 17 говорится о введении института военных наблюдателей: «Комиссия должна назначить в штате Джамму и Кашмир необходимых ей наблюдателей для контроля за всеми действиями, предпринимаемыми в порядке выполнения изложенных в предыдущих пунктах мероприятий».

В резолюции целый раздел посвящен плебисциту. Интересная деталь – администратором по проведению плебисцита генеральный секретарь ООН назначил американского адмирала Честера Уильяма Нимица. Но адмирал не смог приступить к работе. Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру предложил заменить назначенца. Однако решение о проведении плебисцита в Кашмире не выполнено до сих пор.

Военный советник ООН прибыл в район миссии 2 января 1949 года. Первая группа невооруженных военных наблюдателей ООН в составе 7 человек прибыла 24 января 1949 года, а в начале февраля группа была увеличена до 20 человек. Эти военные наблюдатели ООН во главе с военным советником образовали ядро ГВНООНИП. Основные принципы деятельности группы наблюдателей были такие же, как и у наблюдателей ОНВУП.

В марте 1951 года КООНИП была ликвидирована. Пришедшей ей на смену ГВНООНИП поручалось продолжать наблюдение за линией прекращения огня (позже стала называться линией контроля). Должность руководителя миссии при этом стала называться «главный военный наблюдатель».

ЛИНИЯ КОНТРОЛЯ

Линия контроля простирается почти на 740 км и упирается на северо-востоке в горную гряду и ледник, которые также являются предметом спора между конфликтующими сторонами.

В августе 1965 года между Индией и Пакистаном началась война. В связи с этим была создана Индо-пакистанская миссия ООН по наблюдению с задачей осуществлять контроль за прекращением огня вдоль границы, проходящей вне штата Джамму и Кашмир. Миссия действовала полгода – с сентября 1965 по март 1966 года.

Когда началась война 1965 года, трое моих коллег работали в Индии военными переводчиками, а спустя семь лет все трое стали миротворцами ООН. Это были мои однокурсники по Военному институту иностранных языков (ВИИЯ): Николай Аккуратнов, Александр Корнеев и Николай Котляр. В середине 70-х годов мы вместе проходили службу в миссии ООН на Ближнем Востоке в составе ОНВУП.

Следующая война между Индией и Пакистаном, начавшаяся в 1971 году, внесла некоторые коррективы в конфигурацию линии контроля. После боевых действий Индия заявила, что мандат ГВНООНИП истек. Пакистан не согласился с такой позицией. Исходя из того, что миссия ООН может прекратить свою деятельность лишь на основе решения Совета Безопасности ООН, Пакистан продолжает направлять жалобы о нарушении соглашения в штаб миссии. Индия не подает жалоб о нарушении соглашения о прекращении огня с января 1972 года, но не препятствует работе военных наблюдателей ООН.

Сложившуюся ситуацию разъясняет известный дипломат Владимир Заемский в книге «ООН и миротворчество»: «Однако традиционное поддержание мира, которое занимается симптомами, а не источниками конфликтов, не имеет «стратегии ухода», и связанное с ним установление мира нередко требовало времени для достижения прогресса. В результате традиционные миротворцы оставались на местах в течение 10, 20, 30 и даже 50 лет… Если руководствоваться стандартами более комплексных операций, они являются относительно недорогостоящими, а в политическом отношении их легче сохранять, чем свертывать. Однако их также трудно оправдать, если только они не сопровождаются серьезными и устойчивыми усилиями по установлению мира, направленными на превращение соглашения о прекращении огня в надежное и прочное мирное урегулирование».

В подтверждение этого высказывания обратим внимание на один исторический прецедент. Австралийский генерал Роберт Гарольд Ниммо занимал должность главного военного наблюдателя в течение 15 лет, с 28 октября 1950 года по 3 января 1966 года (до самой кончины). Его считали «образцовым военным наблюдателем, примером твердости, такта и спокойствия». Причем это не единственный случай в миротворческой практике: финский генерал Энсио Сииласвуо руководил непрерывно миротворческими миссиями на Ближнем Востоке в течение 12 лет – с 1967 по 1979 год.

ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

В июне 2016 года генеральный секретарь ООН назначил главным военным наблюдателем (ГВН) и главой миссии в ГВНООНИП генерал-майора Пера Густава Лодина (Швеция). В письме генерального секретаря от 3 июня 2016 года на имя председателя Совета Безопасности отмечается: «По проведении соответствующих консультаций извещаю Вас о том, что я намерен назначить генерал-майора Пера Густава Лодина (Швеция) главным военным наблюдателем и главой миссии ГВНООНИП».

Господин Лодин родился в 1956 году, в армии с 1978 года. Занимал штабные должности в Министерстве обороны Швеции по материально-технической части. В 2006 году командовал миротворческой миссией НАТО в Косово. Является членом шведской Королевской академии военных наук. Окончил Институт международных исследований в Женеве, в 2015 году обучался на курсах старших руководителей миссий ООН.

Он дважды посетил все десять полевых пунктов на линии контроля.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МИРОТВОРЦЕВ

В настоящее время ГВОООНИП действует на линии прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир. Военные наблюдатели не имеют оружия. Штаб миссии располагается попеременно в Равалпинди (ноябрь–апрель) и Сринагаре (май–октябрь). Отметим, что в Сринагаре (переводится как «Богатый город») насчитывается более миллиона жителей.

Численность миссии по состоянию на 31 декабря 2017 года: военные наблюдатели – 44 человека (в том числе три женщины); международный гражданский персонал – 23 человека; местный гражданский персонал – 46 человек.

Десять стран предоставляют военный персонал: Хорватия – 9, Республика Корея – 7, Филиппины – 7, Швеция – 6, Таиланд – 4, Швейцария – 3, Италия – 2, Румыния – 2, Уругвай – 2, Чили – 2 человека.

В миссии ежегодно издается журнал «Наблюдатель: за мир в Кашмире».

Голубые береты действуют вдоль линии контроля и временной демаркационной линии (иначе: условная демаркационная линия или рабочая граница – 198 км).

Линия контроля – это демаркационная линия между Индией и Пакистаном, проведенная по бывшему княжеству Джамму и Кашмир – не признанная юридически, но de facto граница. Первоначально называлась «Линия прекращения огня», но была переименована в «Линию контроля» после соглашения в Симле 3 июля 1972 года. Индийская сторона возвела ограждения длиной 550 км вдоль 740-километровой линии с Пакистаном. Заграждения состоят из концентрических рядов колючей проволоки от земли до высоты 2,4–3,7 м. Пакистан считает строительство забора нарушением соглашений о линии контроля.

Миссия имеет шесть полевых пунктов на пакистанской стороне и четыре – на индийской стороне. Еще один пункт находится в Сиалкот на рабочей границе с пакистанской стороны. Кроме того, в Дели находится офис связи взаимодействия. Полевые пункты оборудованы всем необходимым, включая связь и Интернет.

На пакистанской стороне размещены полевые пункты: Скарду, Гилгит, Домел, Ревалакот, Котли, Бхимбер. На индийсой стороне – Пунч, Райоури, Джамму, Барамула.

Наблюдатели обслуживают наблюдательные посты, проводят полевое патрулирование и рекогносцировку местности, расследуют нарушение прекращения огня. Патрулирование может проводиться днем и ночью, занимая иногда два-три часа пешком. А в 50-е годы прошлого века военные наблюдатели проводили патрулирование и на лошадях. В районе расположены четыре вершины, превышающие 8 тыс. м, а также имеется много безлюдных районов. Случаются землетрясения.

Миссия имеет некоторые особенности относительно транспорта: 70 водителей выделяет Пакистан, и 67 – Индия. Это облегчает работу военным наблюдателям в горных условиях. Кроме того, 25 военных охранников выделяет Пакистан, Индия выделяет 23 охранника и 11 полицейских.

Группа оказывает необходимую поддержку миссии ООН в Афганистане.

В последних числах 2017 года Генеральная Ассамблея ООН выделила миссии на два последующих года около 19,7 млн долл., сократив расходы на 11,3% под давлением США.

Еще одна особеность ГВНООНИП заключается в следующем. Обычно миротворческие миссии ООН продляются Советом Безопасности ООН через полгода или через год. Только две миссии: в Палестине и в Кашмире не попадают в эту процедуру. Они сохраняют статус-кво.

Два раза в год глава миссии проводит в штабе двухдневную «военную конференцию», на которой подводятся итоги, проводятся брифинги, читаются лекции и вручаются миротворческие медали «На службе мира». Торжественная церемония вручения наград – это способ признания и оценки вклада миротворцев в выполнение мандата миссии.

Приведем романтическое описание ленты медали: «По центру ленты проходит широкая полоса, переливающаяся различными оттенками зеленого цвета и символизирующая Гималайские горы и Кашмирскую долину. По краям ленты расположены узкие белые полоски, символизирующие заснеженные вершины гор. Ленту обрамляют две равные по ширине полоски голубого цвета, символизирующие ООН».

К медали представляются лица, прослужившие в составе миссии не менее шести месяцев.

СПОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В прошлом году было зафиксировано 820 случаев нарушения прекращения огня. В январе и феврале 2018 года обстановка в Кашмире еще больше обострилась. Генсек ООН выражает озабоченность, призывает к сдержанности и оказанию помощи. В этой связи газета Pakistan Observer сообщила, что в ООН Пакистан выступает за расширение ГВНООНИП, чтобы «ответить на существующие угрозы и реальности»…

В 1947 году, когда Индия получила независимость, мне исполнилось семь лет. Помню, как в кинотеатре перед показом какого-то художественного фильма демонстрировали кинохронику. Запомнились кадры – последние английские солдаты покидают Индию, маршируют перед какими-то высокими воротами. Спустя много лет по телевидению я снова увидел те же кадры с уходящими солдатами. Столько лет прошло, а проблема урегулирования в этом многострадальном регионе по-прежнему остается актуальной!   



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вашингтон нацелился на Индо-Тихоокеанский регион

Вашингтон нацелился на Индо-Тихоокеанский регион

Юрий Паниев

Развитие QUAD зависит от динамики американо-китайского противостояния

0
397
Индия стремится к самообеспечению энергоресурсами

Индия стремится к самообеспечению энергоресурсами

Михаил Стрелец

Нарендра Моди планирует постепенный отказ страны от импорта к 2047 году

0
321
Куда катится мировой автопром

Куда катится мировой автопром

Михаил Аким

Производство электромобилей дешевеет вслед за распространением необходимых технологий

0
226
Азия наращивает потребление газа

Азия наращивает потребление газа

Сергей Правосудов

К 2050 году спрос на СПГ в восточных и юго-восточных регионах приблизится к 350 млн т

0
458

Другие новости