Фото с сайта Министерства обороны Российской Федерации / mil.ru
«Мы уведомили израильских коллег, в частности, я уведомил министра обороны Израиля о том, что мы не оставим без ответа подобные действия, подобные шаги», – заявил Шойгу на коллегии военного ведомства после озвучивания информации о гибели российского самолета-разведчика у берегов Сирии, который был сбит сирийским зенитным ракетным комплексом С-200 в результате ответных действий на атаку израильской авиации сирийских систем ПВО. По словам министра, данный борт «выполнял развед-задание как раз по идлибской зоне деэскалации для определения мест хранения и сбора беспилотных летательных аппаратов, которые из этой зоны вылетают и наносят удары по разным районам Сирии».
Из уст Сергея Шойгу прозвучало: «Израильская авиация без предупреждения, если говорить точнее, то за минуту, ровно за одну минуту до нанесения удара предупредили, уведомили нас о том, что они такой удар наносят по объектам на территории Сирии. И далее удар был нанесен». Он также отметил, что «всем специалистам понятно, что под прикрытием нашего самолета Ил-20, предполагая, что в этом направлении сирийские системы ПВО действовать не будут, был нанесен удар».
Вернемся к хронологии развития событий той злополучной ночи. СМИ, ссылаясь на информацию российского военного ведомства, сообщали, что около 22:00 17 сентября четыре израильских истребителя F-16 нанесли бомбовый удар по Латакии. Из Минобороны РФ поступило и другое сообщение: «17 сентября около 23.00 мск пропала связь с возвращавшимся на авиабазу Хмеймим российским самолетом Ил-20, который находился в 35 километрах от побережья Средиземного моря». Причину такого расхождения во времени пока никто объяснить даже не попытался. Возможно, здесь закралась ошибка, а если нет, то получается, что российский самолет был сбит спустя час после авианалета, когда израильских истребителей и след простыл. Выходит так, что, оправившись после удара израильтян, сирийские ПВО-шники могли засечь внезапно возникшую огромную цель и решили уничтожить ее, не разбираясь в принадлежности. А самолет действительно был хорошо виден радарам, он шел на низкой скорости и достаточно высоко, не ниже 5 км.
Вторая важная деталь скорее всего не имеет отношения к гибели Ил-20, но также требует разъяснения. Почему самолет, выполнявший задание восточнее базы Хмеймим (в другой стороне от моря), заходил на посадку со стороны моря с очень большим радиусом разворота – более 35 км? Кстати, уже поступила информация о том, что его обломки обнаружены на морском дне в 27 км к западу от берега; если ориентироваться от населенного пункта Банияс, это чуть более 36 км на юго-запад от авиабазы Хмеймим. Известно, что ВПП этого аэродрома располагается вдоль берега, и нет нужды для захода на посадку со стороны моря самолету, приближающемуся к нему с востока.
Ил-20 - самолет радиотехнической разведки и РЭБ, вторая задача не является основной. Учитывая это, ряд СМИ выдвинули предположение, что данный борт вел наблюдение за кораблями НАТО, и, в частности, за фрегатом Auvergne («Овернь») французских ВМС, проводящим учебно-боевые ракетные стрельбы в восточной части Средиземноморья, о чем заявить открыто российские военные по какой-то причине не пожелали.
Израильское военное ведомство отрицает свою вину и заявляет, что все его самолеты к моменту крушения Ил-20 уже были далеко от места действия. В Тель-Авиве отмечают сумбурность в работе сирийских ПВО и считают, что российский самолет был сбит в результате ошибки сирийских зенитчиков. И вот еще что: к середине дня 19 сентября Израиль, Ливан, другие страны уже выразили свое соболезнование в связи с гибелью пятнадцати российских военнослужащих и самолета-разведчика, но со стороны Дамаска никаких заявлений на этот счет сделано не было. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Владимир Путин и Башар Асад не обсуждали крушение Ил-20, и эта затянувшаяся пауза выглядит несколько странно.
Конечно же, оставить без последствий гибель пятнадцати человек и военного самолета Кремль не может. Но прежде чем отвечать на извечный для России вопрос «что делать?», необходимо определить с точностью до мелочей, а что же реально случилось, и выявить всю цепочку событий, приведшую к катастрофе. И потом уже станет ясно, в отношении кого принимать меры.
комментарии(0)