Глубоководные аппараты – одно из ноу-хау российского судостроения. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
В центральной части Атлантического океана успешно завершились испытания автономного глубоководного аппарата «Русь», сообщили Интерфаксу в управлении пресс-службы и информации Министерства обороны РФ.
«Корпус выполнен из высокопрочного титанового сплава», – отметил начальник Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ Герой России вице-адмирал Алексей Буриличев, слова которого приводятся в сообщении.
Экипажем аппарата «Русь» в составе председателя Государственной комиссии старшего гидронавта-исследователя Юрия Курганова, старших гидронавтов-испытателей капитанов 1 ранга Дмитрия Боева и Михаила Кузьмичева было произведено погружение на глубину 6180 м.
По словам вице-адмирала Буриличева, «автономный глубоководный аппарат проекта 16810 («Русь») построен по заказу Министерства обороны Российской Федерации и предназначен для проведения подводно-технических, аварийно-спасательных и научно-исследовательских работ на глубинах до 6000 м с использованием манипуляторного устройства, а также для фото- и видеосъемки, подводных геолого-разведочных работ в Мировом океане, подводной археологии».
Вице-адмирал Буриличев напомнил, что 14 мая 2011 года в центральной части Атлантического океана проведены государственные испытания глубоководного аппарата «Консул» с погружением на глубину 6270 м. Качественному выполнению технологических задач на предельной глубине способствовали слаженность действий, профессионализм и мужество специалистов Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ.
Скорость хода автономного глубоководного аппарата «Русь» – 3 узла, численность экипажа – два-три человека, масса – 25 т.
Стоит напомнить, что 3 октября 1986 года на траверзе Нью-Йорка в результате аварии в шестой ракетной шахте затонул советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 проекта 667АУ «Налим» с 16-ю баллистическими ракетами в ядерном снаряжении суммарной мощностью приблизительно 16 Мт и торпедами также в ядерном снаряжении. Крейсер лег на грунт на глубине около 5500 м. Чтобы снять ядерные блоки с ракет, в которых хранилась особо важная информация, было решено создать глубоководный аппарат. Работа началась сразу над двумя проектами, которые сейчас известны под именами «Русь» и «Консул». В будущем году исполнится 30 лет со дня трагедии, а блоки и ныне там. Неизвестно, в каком состоянии находятся боевые блоки и два атомных реактора крейсера. Вполне возможно, что в результате коррозии и разрушения оболочки тонны цезия-137, стронция-90 и плутония-239 уже вымыты из оружия и реакторов и вместе с морепродуктами доставлены на стол потребителям.