0
3737
Газета События НВО Интернет-версия

28.12.2018 00:01:00

Россия и НАТО готовятся к войне

Военные учения 2018 года стали крупнейшими в истории ведущих стран мира

Тэги: Россия, США, НАТО, Китай, учения, восток2018, trident juncture, rimpac, морское взаимодействие


Россия, США, НАТО, Китай, учения, восток2018, trident juncture, rimpac, морское взаимодействие Президент РФ Владимир Путин и министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу наблюдают за одним из эпизодов маневров «Восток-2018». Фото с сайта www.kremlin.ru

Возвращение ситуации стратегического противостояния по линии Восток–Запад неизбежно привело не только к изменению соответствующих военно-доктринальных документов втянутых в новую холодную войну держав, но и самым непосредственным образом отразилось на мероприятиях учебно-боевой подготовки вооруженных сил отдельных стран мира и тех военных блоков, которые вновь встали по обе стороны баррикад.

В случае России самым масштабным мероприятием такого рода за весь постсоветский период нашей страны стали маневры «Восток-2018», явившиеся в уходящем году одним из ключевых событий для ВС РФ.

«По численности войск, количеству вооружения и военной техники данное мероприятие сопоставимо с маневрами «Запад-81», а по территориальному размаху и масштабности перегруппировок такие мероприятия не проводились даже в советское время», – подчеркнул на расширенной коллегии МО РФ глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу. Необходимость таких учений диктует текущая международная военно-политическая обстановка.

По данным Минобороны РФ, в международных учениях «Восток-2018» приняло участие около 300 тыс. военнослужащих, более 1000 самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА), до 80 кораблей и судов обеспечения, до 36 тыс. танков, бронетранспортеров и других машин.

Причем «Восток-2018» – это не просто учение, а целый ряд связанных единым замыслом специальных учебных заданий, разделенных на два этапа. В ходе первого этапа было осуществлено развертывание группировки войск на Дальнем Востоке, наращивание группировок сил ВМФ России в Северной, Дальневосточной морских зонах. Отрабатывались вопросы организации взаимодействия и всестороннего обеспечения военных действий в интересах выполнения поставленных задач.

На втором этапе командирами и штабами были проработаны вопросы управления межвидовыми группировками войск с практикой применения оборонительных и наступательных действий. В ходе тактических эпизодов широко использовалась робототехника, БЛА, высадка воздушных десантов парашютным способом, действия десантной мобильной бригады и др.

Активная фаза «Востока-2018» проходила в пяти областях Центральной и Восточной России, а также в акватории трех морей: Японском, Охотском и Беринговом. По завершении практических действий был проведен полевой смотр участвовавших в учениях «Восток-2018» войск: органов военного управления, сил Восточного и Центрального военных округов, сил Северного флота, соединений Воздушно-десантных войск, дальней и военно-транспортной авиации Воздушно-космических сил России.

В российскую учебно-тренировочную программу международного формата были привлечены воинские формирования Народно-освободительной армии Китая и Вооруженных сил Монголии. Подразделения из Китая и Монголии действовали по общему плану в единых боевых порядках с нашими частями.

Участие китайских военнослужащих во внутренних российских военных учениях свидетельствует о расширении взаимодействия двух государств. Газета Washington Post указывала: «Китай и Россия регулярно сотрудничают в рамках двусторонних учений. Но это первый случай, когда Москва интегрировала китайские силы в свои ежегодные стратегические учения». В свою очередь, китайская пресса отметила, что Россия в условиях усиливающихся санкций Запада может положиться на Пекин.

Примечательно, что, как считают эксперты, если бы Россия провела учения такого масштаба, не пригласив Китай, мероприятия могли быть оценены как потенциально опасная российская активность, направленная против Поднебесной. Сейчас же Минобороны Китая заявляет, что «Восток-2018» способствует развитию российско-китайского стратегического партнерства и дальнейшему укреплению в области совместного реагирования на различные угрозы безопасности. Такой союз не предполагает проявления угроз, направленных против третьих стран. Хотя исполняющий обязанности официального представителя НАТО Дилан Уайт и заявил, что учения «Восток-2018» являются подготовкой к широкомасштабному конфликту.

Основными целями маневров, как указывается, стали проверка уровня подготовленности органов военного управления при планировании и проведении перегруппировки войск на большие расстояния, организация взаимодействия между сухопутными группировками и силами ВМФ, совершенствование управления силами в ходе подготовки и ведения боевых действий. Комплексная оценка боевой подготовки ВС РФ направлена на определение степени готовности армии и государства к отражению полномасштабной агрессии со стороны вероятного противника. При этом способность ВС перебрасывать огромное количество техники и десятки тысяч военнослужащих на дальние расстояния демонстрирует крупномасштабные военные возможности России как в западной части страны, так и на востоке.

Следует отметить, что учения с участием двух крупнейших держав – России и Китая – расцениваются Пентагоном в том числе и как ответ на международные военно-морские учения RIMPAC 2018 (Rim of the Pacific Exercise), в которых были задействованы 26 союзных США государств Азиатско-Тихоокеанского региона, а РФ и КНР, играющие важнейшую роль в сфере обеспечения безопасности региона, приглашены не были.

Еще одной попыткой вернуть веру в несокрушимость НАТО и мощь США стали учения Trident Juncture («Единый трезубец») – самые крупные учения альянса, проводившиеся со времен окончания холодной войны. Они проходили в Норвегии с 25 октября по 7 ноября с.г., в них приняли участие более 30 стран, которые направили на учения 50 тыс. военнослужащих, 250 самолетов и вертолетов, 65 кораблей, 10 тыс. единиц боевой техники и др. Trident Juncture должны были продемонстрировать, что Североатлантический альянс может развернуть ударную группировку в нужном месте в кратчайшие сроки.

50-2-1_t.jpg
Армии НАТО активно осваивают арктический театр
военных действий. Фото с сайта www.nato.int

В учениях в той или иной степени приняли участие все страны НАТО плюс Швеция и Финляндия. Заранее было объявлено, что мини-война будет вестись «не против России». Но что-то пошло не так, и уже на уровне подготовки были выявлены серьезные проблемы логистического характера, а личный состав при оперативной переброске на место проведения учений оказался без теплой одежды при температуре воздуха минус 20 градусов. Транспорт в реальной обстановке был мало приспособлен к условиям севера, на переходе морем несколько кораблей получили серьезные повреждения. Немецкое издание Stern, анализируя ход учений, сообщило: «Непобедимость НАТО – это иллюзия».

Международные учения важны с практической точки зрения не только для НАТО, но и для Москвы, которая проводит совместные маневры с союзниками и стратегическими партнерами, подтверждая высокую степень военно-политического доверия между странами. При этом в приоритете здесь – государства, поддерживающие многополярный мир. Так, традиционно наша армия участвует в совместных маневрах с коллегами из Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана. В последние годы также проводятся учения с Сербией, Китаем, Индией, Пакистаном, Египтом, Монголией, Алжиром и Вьетнамом.

По мнению экспертов, международные учения делятся на два типа. Первый сводится к отработке боевого слаживания как элемента тактической подготовки и к согласованным действиям, такой вид маневров проводится между союзниками (например, учения в рамках Организации Договора о коллективной безопасности – ОДКБ). Второй тип учений характерен для партнеров и не предполагает тесного взаимодействия. Это – российско-пакистанская «Дружба», российско-индийская «Индра», российско-монгольская «Селенга», российско-египетское учение «Защитники дружбы» и др. При этом в первом случае отработка задач подразделениями проводится под общим командованием и в рамках единого плана, а на учениях второго типа действия подразделений более автономны. Но все типы учений приносят очевидную взаимную пользу и способствуют повышению боеготовности российских, союзнических и партнерских ВС. То же самое по большому счету можно сказать и об учениях, проводимых странами – членами НАТО, а также другими государствами.

Следует также отметить состоявшиеся в этом году совместные учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие – 2018» и учения государств под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Мирная миссия – 2018». Также нельзя не отметить и достаточно уникальное учение «Океанский щит», которое проходило в сентябре с.г. в Средиземном море. Корабли Северного и Балтийского флотов выполнили переход на расстояние более 4,5 тыс. миль, а корабли Каспийской флотилии прошли Волго-Донским каналом и черноморскими проливами. В ходе морских маневров была создана крупная межфлотская группировка ВМФ, способная с учетом меняющейся обстановки автономно решать широкий круг задач корабельными силами в составе 26 кораблей, включая две подводные лодки, и авиагруппировкой численностью 34 самолета (морская авиация ВМФ и ВКС РФ). По словам Сергея Шойгу, подобные учения будут проводиться на постоянной основе.

Впрочем, и Североатлантический альянс, как говорится, не дремлет. Из пресс-релиза НАТО известно о 106 военных учениях в уходящем году, 45 из них – с участием наземных сил, в 12 учениях задействована авиация, а в 15 – силы флота. Также отрабатывались мероприятия по отражению кибератак и по реагированию на кризисные ситуации. Помимо этого страны – участницы НАТО провели 180 национальных учений. При этом комендант Корпуса морской пехоты США генерал Роберт Неллер отмечал, что страны НАТО намерены проводить масштабные учения именно у границ России.

Заметим, что все без исключения военные маневры, которые в последнее время проводятся Североатлантическим альянсом, имеют конкретный и целенаправленный характер. В них отрабатываются задачи по проверке возможностей сил быстрого реагирования, в том числе по переброске личного состава и тяжелой техники на большие расстояния; взаимодействие между различными видами ВС и родами войск, а также между командно-управленческими структурами и т.п.

Во многих случаях направленность таких учений носит антироссийский характер, а место их проведения привязано к границам Российской Федерации. В общем, холодная война 2.0 в самом разгаре, и главное, чтобы она не переросла в горячую.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
465
НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
767
Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Наталья Приходко

В Нью-Дели Дмитрий Кулеба постарается смягчить негатив в отношениях с Пекином

0
502
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
552

Другие новости