В номере газеты «Независимое военное обозрение» от 12 декабря 2012 года была опубликована статья Анатолия Жильцова «Законодательное регулирование кадетского, нахимовского и суворовского образования». Накануне с такой повесткой дня состоялся круглый стол в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с участием депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, представителей Министерства просвещения РФ, ФСБ России, Следственного комитета России, Росгвардии, руководителей суворовских военных училищ и кадетских учебных заведений, а также представителей общественных организаций.
Выступающие отмечали, что в стране возникла ситуация, когда кадетское образование фактически функционирует, но юридически отсутствует в качестве признанной законом специализированной системы обучения. Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн подчеркнул, что «отсутствуют единые учебные планы, программы и унифицированные подходы к содержанию кадетского образования. Не разработаны единые нормы содержания кадетов, образцы единой формы одежды, знаки выпускников учреждений кадетской формы образования, документы об окончании образовательных организаций кадетского типа, получение их выпускниками профессиональных квалификаций федеральных образцов». Исключением являются суворовские и нахимовские военные училища МО РФ, которые курируются соответствующим центральным военным органом.
Как было отмечено на вышеупомянутом круглом столе, сегодня в России действует 31 образовательная организация для юношей и девушек в рамках Министерства обороны РФ, более 3,5 тысяч других организаций кадетской направленности (кадетских корпусов и кадетских училищ различных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации), 150 образовательных учреждений со специальными наименованиями, а также 51 тысяча кадетских классов. Согласно концепции создания этих учреждений, кадетское образование - единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения учащихся в общеобразовательных организациях кадетского типа с учётом исторических традиций русских кадетских корпусов.
Безусловно, в стране назрело время упорядочения хаотичной и раздробленной системы кадетского образования, приведения его к каким-то стандартам и легализации в соответствующем законе. Думается, что заинтересованные российские государственные и общественные организации все же смогут в ближайшие годы сделать то, что в суровое время Великой Отечественной войны было сделано всего за несколько месяцев по отношению к суворовским и нахимовским военным училищам.
Мне, как выпускнику Суворовского военного училища 1964 года с восьмилетним обучением, хотелось бы поделиться с читателями своими
мыслями и соображениями на этот счет, попробовать проанализировать все плюсы и минусы наступившей ускоренной и масштабной "кадетизации" и милитаризации нашего молодого поколения.
Как известно, первые девять суворовских военных училищ по типу кадетских корпусов Российской империи были созданы в Советском Союзе в 1943 году – в период коренного перелома в Великой Отечественной войне. Тогда сотни тысяч детей дошкольного и школьного возраста остались без родителей и родственников, оказались лишены крова и средств к существованию. Часть из них прибилась к партизанским отрядам и воинским частям и принимала активное участие в боевых действиях. Именно они в возрасте от 8 до 13 лет и стали первыми суворовцами. В Новочеркасском СВУ был даже сформирован взвод детей погибших югославских партизан.
Постепенно число таких военных училищ со сроком обучения 7-8 лет выросло до 22, в них стали принимать не только сирот, сынов полков, но и детей военнослужащих, партийных и советских работников. Численность обучающихся в каждом таком училище составляла около 500 человек. Первым генералом среди выпускников суворовских военных училищ стал бывший «сын полка», выпускник Новочеркасского СВУ 1949 года Кузнецов Евгений Андреевич. Еще будучи на службе, генерал-лейтенант Кузнецов Е.А. увлекся живописью и стал известным художником-баталистом. С учетом общего сокращения ВС СССР и числа детей-сирот в стране к 1975 году завершилась кампания по сокращению числа суворовских училищ до 8 и одного нахимовского училища.
Главными целями создания суворовских и нахимовских училищ было дать возможность опаленным пожаром войны детям получить хорошее среднее образование, закалиться физически и пройти начальную военную подготовку, чтобы затем стать курсантами военных училищ и посвятить свою жизнь службе Отечеству на офицерских должностях. Несмотря на трудное военное время, руководящий состав, офицеры-воспитатели и преподаватели СВУ и НВУ назначались из числа лучших военных и гражданских педагогов, тщательно подбирался и сержантский состав. Большинство из них отличилось на фронтах Великой Отечественной войны, многие были отозваны из действующих частей специально для работы с детьми-суворовцами и нахимовцами.
Так, первым начальником Новочеркасского СВУ стал легендарный участник четырёх войн генерал-майор Василий Григорьевич Клементьев, обладавший лучшими качествами генерала суворовского типа. Мне никогда не забыть широкой улыбки и залихватской игры на аккордеоне моего офицера-воспитателя, одного из первых выпускников СВУ капитана Бражникова Владимира Ивановича, который относился к нам, десятилетним мальчишкам в военной форме, по-отечески или как старший брат. По выходным дням он по очереди приглашал нас к себе домой, где его жена Вера Ивановна угощала нас домашними пирожками и чаем с вареньем.
Можно с уверенностью сказать, что суворовские и нахимовские военные училища выполнили свое предназначение и сыграли важную роль в защите
Отечества и развитии общества. Многие ребята стали генералами, тысячи – старшими офицерами армии и флота, другие занимали важные посты на государственной службе. Они достойно выдержали испытания на прочность, прошли сложными дорогами не только в ходе учений и маневров, но и в период трагических событий и вооруженных конфликтов в Венгрии, Чехословакии, Чернобыле, Афганистане, Чечне, Сирии (подполковник авиации Пешков О.А.). Ныне Генеральный штаб ВС РФ возглавляет выпускник Казанского СВУ Герой РФ, генерал армии Герасимов В.В. Широкую известность получили лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Джанибе́ков В.А, самый сильный человек планеты, тяжелоатлет, неоднократный мировой рекордсмен и олимпийский чемпион Власов Ю.П., легендарный боксер – морской офицер Попенченко В.В. Многие суворовцы стали военными разведчиками, а некоторые выбрали себе и гражданскую стезю, где также добились значительных успехов. Выпускник Киевского СВУ Шпа́ликов Г.Ф. стал знаменитым киносценаристом, режиссёром, поэтом. До сих пор многие распевают его песню» «А я иду, шагаю по Москве…» Известен также выпускник Московского СВУ Иванов И.С., который занимал должности Министра иностранных дел и Секретаря Совета Безопасности РФ.
Вместе со славной историей суворовских и нахимовских училищ советского и раннего российского времени перевернута еще одна важная страница истории нашего государства. Остались позади кровопролитная Великая Отечественная война, где наши отцы и деды завоевали право на нашу свободную жизнь, уходят в прошлое тяготы и лишения послевоенного времени, считается, что в целом покончено и с «холодной войной». У нас нет идеологических и других, коренных противоречий и причин для конфликтов с Западом или другими странами.
Мы пытаемся вместе со всем мировым сообществом сохранить хрупкий мир на планете, предотвратить новые войны и вооруженные конфликты, сдержать распространение ядерного оружия и обуздать новую гонку вооружений. Приходит понимание, что появились новые общие угрозы нашей цивилизации (международный терроризм, трансграничная организованная преступность, наркотрафик, проблемы экологии и т.п.). И пускай пока еще не все получается на этом поприще, сохраняются некоторые рецидивы прежних лет и недоверие в отношениях между РФ и США, другими западными странами, но все же конкуренция между мировыми и региональными державами смещается больше в сторону торгово-экономического и научно-технического потенциала. Приходит понимание, что ракетно-ядерная война может стать последней войной на нашей планете, которая уничтожит все живое.
В этих условиях представляется не совсем понятным процесс такой масштабной милитаризации детства и юности подрастающего поколения российской молодежи. Ведь число одетых в военную форму детей, юношей и девушек по сравнению с военным и послевоенным временем возросло уже не в десятки или сотни, а в тысячи раз. Части из них приходится жить в закрытых
военно-учебных заведениях, практически на казарменном положении. На собственном опыте знаю, что такое отрыв детей от семьи, своего родного очага, друзей, товарищей, национальных обычаев, традиций. Все же ранние ограничения свободы передвижения и личной жизни, казарменная жизнь, муштра не способствуют гармоничному развитию личности. Да и возникают серьезные сомнения в возможности подобрать сотни тысяч порядочных офицеров, прапорщиков, гражданских преподавателей и воспитателей для такого количества кадетов. Не всегда местные власти, шефы кадетских училищ и школ правильно понимают специфику детского мировоззрения. Так, на церемонии посвящения в кадеты в Златоусте младшим школьникам показали приемы разгона массовых акций протеста в исполнении спецназа ФСИН. Чиновники назвали это выступление "ярким и зрелищным", отметив, что оно прошло в рамках программы по "патриотическому воспитанию гражданской молодежи".
Надо вспомнить, что кроме военной и государственной службы есть еще масса замечательных профессий и занятий для нашей молодежи: современные информационные технологии, искусственный интеллект, исследования космоса, морей, океанов, Арктики, Антарктиды, медицина, психология, энергетика, архитектура, строительство, транспорт, бизнес-проекты, животноводство, сельское хозяйство, фермерство, сферы услуг и т.п. Творческий потенциал можно реализовать и в искусстве, науке, социально-общественной и культурной жизни общества.
Те же, кто с детства мечтает о военной карьере могут без изоляции от семьи дополнительно к школьным программам изучать военную историю, посещать военные музеи, различные прикладные секции и кружки, стрелковые тиры, заниматься спортом, участвовать в военных играх и т.д. Для этого вовсе не обязательно ходить постоянно в военной форме или переходить на казарменное положение. Мне кажется, что у нас и так уже многих даже взрослых дядей и тетей (чиновников, силовиков) напрасно переодели в военную форму, как это было во времена сталинского режима или в период, описываемый Николаем Гоголем в его бессмертной комедии «Ревизор». Многие из них выглядят явно нелепо в мундирах с большими звездами и лампасами на штанах (послы, прокуроры, следователи, полицейские, приставы, таможенники, другие). Это в какой-то мере дискредитирует саму военную форму и снижает ее значение в обществе. Вот и наши кадеты увлеклись навешиванием медалей на свои мундиры, а взрослые не могут им подсказать, что это нехорошо. Очевидно, что ветеранам войны и военной службы не совсем приятно наблюдать подростков, увешанных медалями и значками за участие в парадах или каких-то других торжественных мероприятиях.
В качестве вывода можно резюмировать: массовая "кадетизация" или милитаризация детей России сегодня ничем не оправданы и носят скорее временный характер, государство просто пытается тем самым упростить воспитательный процесс. Похоже, что чиновники нашли в кадетстве замену пионерии и комсомолу и внушают обществу через СМИ и систему
образования, что Россию вновь окружают враги и ее готовятся завоевать извне. Вот и одели миллионы маленьких россиян в военную форму и пытаются воспитать их в духе преданности власти.
Если в стране все же будет принят закон о кадетских образовательных учреждениях, то он должен строго регламентировать их разумное и достаточное количество, единую образовательную программу, форму одежды, порядок ее ношения и т.п. Думается, что сокращение количества кадетских училищ и школ могло бы существенно сказаться на повышении качества их выпускников. Тогда бы можно было свести к минимуму появление таких моральных и нравственных уродов как выпускник Московского СВУ 1995 года Руслан Магомедович Ганижев (он же Горринг), который прославился на всю Россию своим скабрезным выступлением в интернете и был позже осужден за уголовное преступление.
Одновременно, было бы оправданным создать условия в школах, воинских частях, клубах, спортивных комплексах для занятий юношей и девушек физкультурой и спортом военно-прикладного характера, возрождения внеклассного и факультативного обучения военным, гражданским и другим специальностям, возродить кружки и секции по интересам (авиамоделирование, стрельба, топография, ориентирование на местности, радиодело и т.п.). Такие занятия по месту жительства могли бы удовлетворить интерес молодежи к военному делу и в то же время сделать вовсе необязательной жизнь детей в отрыве от семьи в общежитии или казарме кадетского училища.
комментарии(0)